Росси: Petronas Yamaha вроде неплохая команда

В год открытия большого пилотского рынка MotoGP, которым стал новый 2020-й, многим ездокам будет, о чём подумать — остаться на прежнем месте, или уйти на поиски счастья в другую команду. Перед Валентино Росси встанет еще более важный вопрос — продолжать ли карьеру в MotoGP.

40-летний Доктор, атлет с 9 гранприйными титулами, с каждым годом всё меньше влияет на расстановку сил на стартовой решетке. Последний раз, когда Росси участвовал в гонке за титул, был в 2015-м. Последняя победа осталась в Нидерландах-2017, последний подиум был на ГП Америк 2019. Последняя кампания принесла итальянцу скорее разочарование, чем удовольствие. Занятие в зачёте 2019 года 7 места позади молодых коллег Маверика Виньялеса и Фабио Квартараро означает, что так плохо его дела не шли с периода в Ducati 2011 — 2012 годов, печально известного отсутствием побед и едва на окончившейся карьерой.

Правда, блеклые результаты не ослабили любовь Валентино к этому виду спорта. Спустя 23 года после дебюта в Гран-При у пилота Monster Energy Yamaha MotoGP нет твёрдого ощущения, что с мотогоночной карьерой пора заканчивать. В Росси — создателе пилотской Академии VR46, — еще живёт надежда, что он может оправиться от упадка 2018 — 2019 годов и вернуться на путь побед.

К сожалению для Доктора, поджимает и время, и соперники, и напарники. В 2020-м — во второй год его пока последнего договора с Yamaha, — ему будет 41 год, тогда как чемпиону Марку Маркесу, Виньялесу и Квартараро далеко и до 30. Внутри Yamaha у Росси не самое крепкое положение, чему виной результаты. Виньялес — единственный гонщик на М1, который побеждал последние 2 сезона. Квартараро с первой попытки стал новичком и независимым пилотом года.

24-летний испанец и 20-летний француз — атлеты, которые могут стать опорой «камертонов» в ближнем будущем, в отличие от Валентино, чья сверхпродолжительная карьера подходит к завершению. Но никто из этих пилотов не имеет договоров после 2020 года, как и Франко Морбиделли, протеже Росси и коллега Квартараро по Petronas Yamaha SRT. Заводские команды MotoGP каждый чётный год ведут ожесточённую битву за перспективных гонщиков, и для этой битвы у Росси не лучшие карты.

Не исключено, заводской состав Yamaha после 2020 года уже не будет включать Росси. За Виньялеса и Квартараро, в частности, готова серьёзно побиться Ducati, так что Yamaha хочет как можно раньше заключить с ними свежие соглашения и избавиться от большой проблемы. Директор Yamaha Motor Racing Лин Джарвис не делает из этого тайны. В гонке за юными талантами интересы Росси могут отойти на задний план.

В новогодней беседе с Gazzetta dello Sport Доктор повторил то, о чём заявлял ранее: при достойном уровне собственной конкурентности бросать MotoGP он не планирует. Сложность заключается в том, что последнюю кампанию достойной никак нельзя назвать: 2 подиума и 0 побед за 19 попыток теряются не только рядом с 18 призами (12 победными) Маркеса, но и рядом с Виньялесом (7 подиумов, 1 победа) и Квартараро (7 подиумов).

Если 2020 год начнётся на схожем уровне, велика вероятность, Росси завершит карьеру. Впрочем, даже с результатами в призовой зоне он рискует потерять место в заводской Yamaha, если она соберёт очень перспективный дуэт Виньялес-Квартараро. В данном случае Росси готов уступить дорогу молодёжи, и спуститься на ступень ниже, в спутник Petronas, который в 2019-м стал лучшей независимой командой MotoGP с первой попытки:

Я не вижу большой разницы. Я бы предпочёл остаться там, где сейчас, но нас трое на два места, так что [«Ямахе»] надо подумать про третье.

И по-моему, пусть это даже Petronas, кажется, это не такая плохая команда. Но может, Виньялес уйдёт, или Квартараро сменит байк. Кто знает, о чём они думают…

Доктор не будет решать в одиночку. Аналогично всем предыдущим продлениям контрактов в MotoGP, он посоветуется с ближайшим окружением:

Мне понадобится какое-то время на понимание, где-то к середине сезона. Я поговорю с [директором Yamaha Racing] Джарвисом и Yamaha, посмотрю, что они думают. К сожалению, сегодня в MotoGP всё решается в начале года.

Особенно я поговорю с папой, мамой, Альби [Тебальди, другом и главой компании VR46 Racing], Уччио [Салуччи, другом детства] и Карло Касабьянка [тренером]. Папа с мамой хотят, чтоб я продолжал, да и другие тоже. Но надо быть реалистом. Хочется, но мне надо стать конкурентнее, чем год назад, иначе не стоит. А то будет то же самое.

Гонщик, который не выигрывает гонки 2,5 года, для заводского коллектива не имеет запредельной ценности, даже если он выиграл для неё 4 титула MotoGP в 2004 — 2009 годах. И всё же Yamaha не считает своего бывшего чемпиона «балластом», подчеркнул Валентино в интервью Gazzetta dello Sport.

Итальянец убедительно показывает команде, что тоже не готов мириться с такими результатами. Его бригаду на осенних межсезонных тестах возглавил новый шеф-механик Давид Муньос, преемник Сильвано Гальбусера. Благодаря приходу Гальбусера Доктор выбрался из ямы 2011 — 2013 годов и трижды (2014 — 2016) снова становился вице-чемпионом MotoGP, но потенциал 63-летнего специалиста по MotoGP и WSBK исчерпался. Росси ждёт, что обновлённая бригада #46 будет сильнее предыдущей. Yamaha ждёт того же и не гонит свою легенду прочь:

Yamaha говорит, она не чует себя «заложницей», она верит в мою конкурентность. Это важно. Повторюсь, это великая честь, а так же великая роскошь для ездока — уйти, когда он решит. Обычно выгоняют.

Ни возраст, ни собственные проблемы с настройками мотоцикла не оправдывают череду из 47 проигранных гонок за 2,5 последних года. Осозновая это, Валентино предъявляет к себе строгие требования. В 2020 году его уровень не должен сильно отличаться от Марка Маркеса и Андреа Довициозо, задающих ритм в современном MotoGP, как и от коллег по Yamaha. Борьба за высокие позиции будет ключевой в решении, продолжать выступать или нет:

Я бы хотел показывать красивые гонки и быть в топ-3 в битве за чемпионат.

Yamaha хочет увидеть более сильного Росси. Её самый титулованный гонщик в истории MotoGP, в свою очередь, ждёт встречного движения. В частности, улучшения слабой точки М1 — максимальной скорости. На осенних тестах в Валенсии и Хересе М1 с двигателем 2020 года всё равно был слабоват, проигрывая ракетоподобным соперникам минимум 7-8 км/ч:

Хочется М1, который ездит по прямикам на 10 км/ч быстрее, как Honda и Ducati. Но я и так знаю, будет трудно.

Помимо «железного» прогресса Yamaha и нового шеф-механика, который может вдохнуть новую жизнь в бригаду #46, в рукаве Валентино может появиться еще одна карта. 3-кратный чемпион Yamaha Хорхе Лоренсо хоть и покончил с MotoGP на исходе 2019 года, может вернуться в родную команду тест-пилотом. 32-летний испанец получил такое предложение в конце декабря, как сообщала Gazzetta dello Sport. Возможно, Лоренсо еще обдумывает его, но возможно, оно уже принято и ждёт оглашения.

Вместе с ним Росси выступал за Yamaha в 2008 — 2010 и 2013 — 2016 годах. Спартанец с Доктором принесли команде 7 личных титулов, в 2009, 2010 и 2015 годах дуэт Росси-Лоренсо выигрывал Тройные короны MotoGP. Отношения двух больших спортсменов за былые годы менялись от весьма тёплых до враждебных, однако если Лоренсо станет тест-пилотом Yamaha, такого не будет. На этот раз они станут работать в одной упряжке ради оттачивания прототипа М1:

По-моему, это была хорошая идея — сделать ему предложение. Но для начала надо понять, есть ли у Хорхе желание быть тест-пилотом. Если Хорхе мотивирован, и говорит, что не хочет давления на протяжении 20 гонок за год, но всё-таки хочет ездить, то пусть. И по-моему, он быстр, если сядет на Yamaha.