Элиас: Карьера Чавье Артигаса — это план, а не совпадение

Серхио Гарсия и Чавье Артигас на подиуме после гонки Moto3 ГП Валенсии 2019

На богатой испанской мотогоночной сцене новые таланты зажигаются регулярно. Последний подиум мирового сезона Moto3 на кольце Рикардо Тормо 17 ноября приоткрыл дверцу в ближнее будущее MotoGP.

Вместе с 23-летним итальянцем Андреа Миньо, воспитанником Академии Валентино Росси, на пьедестал домашней трассы поднялись 16-летние испанцы нового поколения (оба верхом на Honda) — успевший выиграть первую гонку дебютного сезона Moto3 Серхио Гарсия из Estrella Galicia 0,0, и обладатель третьего результата Чавье Артигас, для которого это выступление по шальной карте за Leopard Impala Junior Team — юниорский отряд итало-люксембуржской команды Leopard, которая завоёвывала Moto3 с Дэнни Кентом (2015), Жоаном Миром (2017) и Лоренцо Далла Порта (2019), — стало мировым дебютом. Он умудрился пробиться в призы с 16 места на решетке.

Не исключено, в ближайшие годы уроженец Барселоны заставит многих считаться с собой в мировом Moto3. Кроме таланта, у него есть другой важный ингридиент, без которого многие шустрые юниоры уводили свои карьеры по ложному пути — опытный наставник. Артигаса можно назвать протеже Тони Элиаса, первого чемпиона мирового Moto2, и такого же каталонца. Их знакомство восходит к 2012 году, когда 9-летний Чавье уже делал себе имя на местном уровне. Он гонял в чемпионате Каталонии с 2009 года вскоре после того, как подаренный отцом байк пробудил в нём страсть к езде на 2 колёсах.

Как и Элиас, Артигас развивался разносторонним гонщиком, не зацикливаясь на одной дисциплине. Он начинал выступления с маленьких мини-байков, а к моменту знакомства в 2012-м начал соревноваться на мотардах всё в том же чемпионате Каталонии на 65-кубовом Kawasaki KX65. В 2014 и 2016 годах юный барселонец гонял в дёрт-трековом чемпионате Испании Copa Rodi Dirt Track, выигрывая гонки. В 2014-м он так же засветился на ежегодных барселонских дёрт-трековых соревнованиях Superprestigio Dirt Track. Тогда Чавье стал вторым в категории юниоров.

Как рассказал Элиас порталу Marca, уже при первом знакомстве 9-летний Артигас был скорее маленькой звездой, чем просто гонщиком. Местное каталонское телевидение снимало про него фильм, и попросило Тони поделиться впечатлениями от юниора. Бывший чемпион Гран-При впечатлился его способностями, когда настала очередь делить трек. Когда ребёнок на грунте «надрал задницу» взрослому мотогонщику, Элиас понял — в Артигасе правда есть что-то необычное:

Было как-то странновато. Мне сказали: «Мы снимаем документалку, называется Pequeno piloto («Ребёнок-пилот»). Он про ребёнка-пилота, которого мы вам представим, если побеседуете с нами. Я сказал: без проблем.

Они приехали [ко мне домой] в Манресу, мы побеседовали, и появился этот мальчонка. Он был крайне маленьким. Я сказал: «Где ты тренируешься?» Он мне говорит: «На этой неделе в «Картинге у Вика». Я съездил и увидел, как он сверхбыстро ездил на разных байках. Я комментирую: «Почему бы тебе на этой неделе не приехать потренироваться дома, где у меня есть кольцо для суперских скольжений?»

Я увидел талант, и сказал себе: паренёк — кремень. Он был крошечным, но уже доставал локтями и коленями до земли. Я сказал: «Так-так, на следующей неделе приезжай и потренируйся со мной». Он приехал и «взгрел» меня, он надавал мне по заднице до покраснения.

После этого я поговорил с его отцом, сказал: «Ваш сын очень хорош, я бы хотел вам помочь». Он сказал: «Да и я сам в восторге». Вот с этого и началось, с нашего контакта. Я стал его менеджером, я давал ему возможности, особенно по тренировкам, отмечал, что правильно и неправильно.

Гонщики Toni Elias School (2015). Артигас по правую руку от Элиаса.

Элиас записал 12-летнего Артигаса в собственную ездовую школу, созданную в 2015 году совместно со своим отцом (бывшим чемпионом Испании) и RACC — Королевским автомобильным клубом Каталонии, с самого начала поддерживавшим его карьеру. Элиасы начали тренировать юные таланты для домашней серии CEV Repsol в категориях Moto4 и PreMoto3. И конечно, как во всякой истории, связанной с многообещающим спортсменом, Артигас смог сразу отличиться — на мотоцикле ETG именно он принёс Toni Elias School первую победу, когда выиграл заезд Moto4 на кольце Херес 31 мая.

Подиум гонки CEV Moto4 в Хересе (2015). Артигас принёс первую победу Элиасу-тренеру

В 2015 году гоночная карьера самого Элиаса перешла на пониженную передачу, чуть не заглохла. Когда он выиграл титул Moto2 за команду Фаусто Грезини, это был последний за долгое время благополучный сезон. Тони ждало неудачное возвращение в MotoGP (15 итоговое место с LCR Honda в 2011-м), неблагополучное кочевание между классами (в 2012 — 2013 годах повыступал за Italtrans, Avintia и Aspar Team в Мото2, за Pramac в MotoGP), и даже короткий визит в мировой Супербайк (концовка 2013-го и полный 2014-й за Red Devils Roma Aprilia).

Элиас сумел проложить дорогу обратно в MotoGP к 2015-му, однако 1 выступление за чешскую AB Motoracing вместо Карела Абрахама, и 5 конечных гонок сезона у швейцарской Forward Racing тоже ничего воодушевляющего ему не принесли. Тони звали ездить на неконкурентных мотоциклах упрощённого Открытого класса — сначала на Honda, затем на Yamaha Forward. Это повергало в депрессию. Карьера словно сама собиралась себя завершить, что шло вразрез с мотивацией Тони.

Новый толчок ему придал отъезд за океан в США, по приглашению Yoshimura Suzuki. С 2016 года испанец выступает в чемпионате MotoAmerica Superbike, и делает это успешно — он стал чемпионом 2017 года, был вице-чемпионом 2016, 2018 и 2019 годов. Испанец начал новую жизнь и обрёл счастье на американской земле. С тех пор Элиас не мог быть рядом с Артигасом, чья карьера набирала обороты в Европе.

Однако наставник следил за её развитием, наблюдал за каждой гонкой. Ученик начал подниматься в табелях о рангах: в 2018 году с победой на Ред Булл Ринге закончил бронзовым призёром кубок Red Bull Rookies за братьями-турками Онджу, в 2019-м на той же позиции завершил сезон Moto3 Junior с победой в Арагоне, уступив лишь Джереми Алькова и Карлосу Татаю, чемпиону Red Bull Rookies 2019.