Росси: 400 Гран-При? Я такого не ожидал

За 71-летнюю историю чемпионат MotoGP на своей решетке никого не видел так часто, как Валентино Росси. ГП Австралии для 9-кратного гранприйного чемпиона будет 400-м выступлением на мировой арене. В 1996-м будущий «Доктор гоночных наук» в 17 лет дебютировал на 125-кубовом ГП Малайзии на кольце Шах Алам, а 23 года спустя 40-летнего Росси ждёт невероятный 400-й старт на Филлип-Айленде. В нынешнем пелотоне он остаётся наиболее побеждающим гонщиком на этом классическом гоночном кольце с 6 триумфами.

Путь знаменитого итальянца богат серьёзными числами: за 399 стартов он набирал очки в 353 случаях, выигрывал гонки на 125-кубовой Aprilia, 250-кубовой Aprilia, 500-кубовой Honda, 990-кубовой Honda, 990-кубовой Yamaha, 800-кубовой Yamaha и 1000-кубовой Yamaha. Также Валентино — рекордсмен по числу треков, на которых выигрывал. Он гонял на 38 и одерживал победы на 29. 5-кратный чемпион GP500 Мик Дуэн — ближайший по этому показателю (24).

Впрочем, сейчас это просто число. Доктор не побеждал с 2017 года и набрал за 2019-й всего 2 подиума. Коллекционировать победы намного интереснее, чем просто старты, заметил он на пресс-конференции ГП Австралии:

Это много. Для меня важны результаты. Когда бьёшься за победы, за подиумы, ты ни о чём не думаешь. О таком думаешь в трудный период вроде этого.

Такого не ждёшь, особенно когда я был моложе, но в целом я за свою карьеру никогда чётко не представлял, что произошло и давно ли я гоняю. Когда мне было 17, я уже видел ребят, которым было 25, и они как будто в дедушки годились! Сейчас мне 40, представьте себе. Но это хорошее достижение, которого я не ждал еще и потому что я не знал, чего ждать, когда начинал карьеру.

Хорошо, что эти 400 будут здесь на Филлип-Айленде, так как это место — икона MotoGP, и все ездоки любят кольцо, потому что по сравнению с другими в нём есть что-то особое. Это одно из лучших мест.

Мы молимся, все молятся, чтобы погода на уик-энде была вот такая — голубое небо, фантастическая температура, но к сожалению, хорошая погода пришла чуть-чуть рановато, перед Гран-При. Так что на Филлип-Айленде нам надо будет сражаться в трудных условиях. В любом случае, это всегда удовольствие.

Росси будет гонять за Monster Energy Yamaha MotoGP и в 2020-м. Что дальше, он пока не решил. Доктор определённо у конца своей мировой карьеры, и всё же ему не хотелось бы покидать любимый чемпионат гонщиком, который не может сражаться на вершине. В следующем году он намерен исправить результаты в лучшую сторону:

Сейчас MotoGP в странном положении, потому что надо определяться с будущим, с будущим на 1-2 года, до первой гонки перед этими 2 сезонами. Так что несколько последних лет все старались подписывать как можно скорее, и сейчас странное положение, потому что надо определяться за 2 года.

Но про мотивацию: когда у тебя хорошие результаты, во всём проще, потому что больше наслаждаешься. Если у тебя трудный момент, мотивация — это попытка вернуться, попытка стать сильным.

В MotoGP создали запутанную ситуацию, говорит Росси. Всё чаще команды подписывают гонщиков не на основе результатов, а на основе предположений, что когда-нибудь они доберутся до вершины. К примеру, накануне ГП Австралии стало известно, что в 2020-м дебютантом MotoGP будет 19-летний Икер Лекуона. Он придёт в Red Bull KTM Tech 3, не имея за плечами ни титулов, ни побед в Гран-При. Самого Росси не раз в этом году спрашивали о планах на 2021-й:

Я об этом еще не думал. Как я сказал, проблема в том, что договоры слишком рано подписываются, иногда даже до начала чемпионата. Следовало бы ждать 6-7 гонок, прежде чем начинать разговаривать. В общем, всем трудно, даже команды с трудом понимают потенциал гонщиков в MotoGP, да и в Мото2.

В данный момент Доктору далековато до статуса лучшей «Ямахи», как было в 1 части сезона. После летнего перерыва его результаты выглядят как 6-4-4-4-8-8-0. Тем временем Маверик Виньялес и Фабио Квартараро за этот период на двоих заработали 7 призов и обошли его в зачёте.

На ГП Японии Валентино решил изменить подход: с его М1 убрали углеволоконный маятник и двухтрубную выхлопную систему, которые использовались на 3 предыдущих Гран-При. Вместо этого гонщик сосредоточился на стиле езды — например, начал жать на рычаг тормоза 2 пальцами вместо 3-х. За счёт меньшего усилия мотоцикл быстрее тормозит, так как не задирает в воздух заднее колесо и не вынуждает гонщика приотпускать рычаг. 40-летнему Росси тяжело забыть старую привычку, но он не отказывается от затеи:

Вроде как в последнее время на этих байках чуть-чуть изменился способ торможения, так что мы опробовали другие вещи вроде 2 пальцев. Да, думаю, так и продолжим, потому что здесь к тому же торможение передком намного менее требовательное по сравнению с Мотеги, который один из самых трудных.

У Росси сложности не только с техникой торможения. Он не раз мучился с задней шиной, которая начинала умирать спустя несколько кругов:

Я много мучаюсь из-за задней шины. Одно и то же, очень часто. Мы ищем разное, чтобы решить проблему. Я не знаю, правда ли проблема в ездовом стиле. Логично, что я просматриваю данные Виньялеса и Квартараро, но мы мало что понимаем. У шин «Мишлен» отличный держак, но еще они очень нежные. Я мучаюсь последние годы. Мы стараемся работать над всеми областями, даже над моим стилем езды.