Все мотоциклы, побеждавшие на Suzuka 8-Hours

Знаменитый испытательный трек «Хонды», более известный как Suzuka International Racing Course, каждый июль (несколько раз это был август) становится местом встречи этой марки, тройки других японских мотогигантов Yamaha-Suzuki-Kawasaki, и команд поменьше — как из Японии, так и из Европы. «Хонда» одержала большинство побед с 1978 года, и хотя её основные соперники тоже представлены уймой экипажей,  восьмичасовой марафон Suzuka 8-Hours является этаким спортивным пикником на заднем дворе компании под эгидой мотофедерации FIM.

При учреждении марафона подобрали дату, чтобы не допускать пересечений с важными шоссейными чемпионатами. Подход обеспечивал присутствие многих заокеанских звезд, и на них приходили смотреть массы людей. Гонка была суперпопулярна: посещаемость стартовала с 70 000 зрителей на первых «8 часах» в 1978-м и выросла до 160 000 в 1990 году. Затем начался отток зрителей — это была реакция на уменьшение числа и калибра приглашенных участников. В 2000 году цифра составила 80 000, и на пороге 2010-х зафиксировалась на отметке 55 000 — 65 000, где находится поныне. Данные относятся только ко дню гонки, не считая зрителей в предыдущие дни, и зрителей, которые собирались на холмах за пределами трека. Таким образом, в лучшие годы Suzuka 8-Hours собирала на гоночной неделе далеко за 200 000 человек.

Еще на падении посещаемости негативно отразилось уплотение календаря MotoGP. В 90-х число июльских гонок выросло с одной до двух, и потом стало еще сложнее, особенно после добавления в 2005-м американского Гран-При на Лагуна Секе. Июльские гонки съехали на середину-конец месяца — как раз на время проведения подготовительных тестов или самого марафона. Супербайковские календари с одним июльским этапом были удобнее, поэтому мировые пилоты уровнем пониже Валентино Росси и Кейси Стоунера продолжали ездить в Японию, потому что в их контрактах оставались договоренности по участию в этих соревнованиях.

Иногда договоренности носили принудительный характер, и избавиться от них можно было, только если выиграть. Вот почему некоторые райдеры — например, Росси — участвовали только до победы и прекращали. Это интересный опыт, но для уровня чемпионата мира такая нагрузка может быть запредельной, особенно если гонщик сосредоточен на титуле. Кому «не повезло», в июле предстояло отработать на двух Гран-При, на двух официальных тестах перед «8 часами» (не считая частных) и проехать марафон в жару при убийственной влажности. По приезду домой времени отдохнуть почти не было — в августе начинались вторые половины чемпионатов, и следующая возможность расслабиться выпадала на зиму.

За 80-е и 90-е годы Suzuka 8-Hours посетила почти вся элита MotoGP и WSBK. Одни ездили более-менее часто, другие реже — многое зависело от договоренностей и того, продолжал ли пилот выступать за японские команды, потому что при переходе к европейцам визиты на Остров прекращались. Такие чемпионы мира, как Уэйн Гарднер и Колин Эдвардс, побеждали несколько раз. Мик Дуэн, Эдди Лоусон и Скотт Рассел первыми были в одном случае, и есть большое количество персон, которым не повезло с покорением высоты — Карл Фогарти, Фредди Спенсер, Кевин Шванц, Джои Данлоп, Кейси Стоунер, Ники Хэйден, старший Кенни Робертс. В такой тяжелой гонке нулевой результат может прийти на любой стадии и по многим причинам — через полчаса после старта и за полчаса до финиша, из-за аварии пилота либо его напарников, или по технической причине, когда мотоцикл уже ни к чему не годен. Чтобы стать №1, чаще всего требуется много-много попыток, пота и расстройств. Например, Уэйн Гарднер четыре раза побеждал и пережил четыре схода подряд в 1987 — 1990 годах.

Среди неяпонских ездоков лучший в истории марафона — это четырехкратный Гарднер, хотя у него нет одного приятного достижения — чемпионата мира и марафона в один год. Такое есть у Скотта Рассела (WSBK, 1993), Валентино Росси (MotoGP, 2001) и Колина Эдвардса (WSBK, 2002). После них это никому не удавалось по старой причине — прекратились визиты сильных пилотов не из Европы. К середине нулевых марафон утратил почти всю прежнюю звездность. Среди более-менее известных персон в это время были, например, супербайкеры Крис Вермюлен (второе место в 2005) и Карлос Чека (первое в 2008). В остальном — японские гонщики самого разного уровня, от звезды британского Супербайка Рюичи Кийонари и звезды японского Супербайка Тору Укава до неизвестных местных райдеров. Европу в основном представляли британцы. Много раз ездил Джонатан Рей (первый в 2012 и 2019), продолжает ездить Леон Хэзлам (первый в 2013, 2014 и 2019).

Самая глубокая яма в истории «8 часов» пришлась на 2009 — 2010 годы, на эхо экономического кризиса 2008-го. После этого немного росла посещаемость, и японские марки снова стали привозить интересных иностранцев. В 2011 — 2013 годах в составе экипажа Honda TT Legends гонял Джон МакГиннес, в 2013-м сенсационно вернулся бывший чемпион MotoGP Кевин Шванц, в 2015-м было много обсуждений участия Кейси Стоунера, в 2016-м второй визит после 2003-го нанес Ники Хэйден. Увы, этим гонщикам не особенно повезло: Шванц участвовал дважды и добился с командой третьего места в 2013-м, МакГиннесу было далеко до первых позиций, мотоциклы Стоунера и Хэйдена ломались. Положительный момент: их присутствие вернуло звёздность на Suzuka 8-Hours, что потянуло с собой всё больше и больше гонщиков не из Японии.

Что касается технического оснащения, в 1978 — 1993 годах допуск получали спортбайки по правилам мирового чемпионата TT Formula 1 — предшественника WSBK. Максимальная кубатура равнялась 1000 см3 , в 1984-м ее сократили до 750 см3.  «Формульный» допуск сняли в 93-м и привели правила в соответствии с Супербайком, хотя четырехцилиндровые 750-кубовые байки продолжали брать главные награды. Honda VTR1000 (2000) стала первым литром-победителем после Suzuki GS1000 (1983), и все следующие мотоциклы тоже вернулись к максимальному рабочему объему.

28 июля гонка прошла в 42 раз. Действующим победителем является экипаж Kawasaki, принесший марке вторую победу в истории «8 часов».

Наиболее успешные по состоянию на 2019 год
Марки Пилоты
Honda (27) Т. Укава (5)
Yamaha (8) У. Гарднер, Ш. Ито, Р. Кийонари, К. Накасуга, М. ван дер Марк (4)
Suzuki (5) К. Акийоши, К. Эдвардс, М. Болдуин, А. Слайт, Т. Окада, Т. Такахаси, Л. Хэзлам (3)
Kawasaki (2)


1978

#2 Suzuki GS1000

Уэс Кули | Майк Болдуин

Suzuka 8-Hours 2017


1979

#6 Honda CB900F

Тони Хаттон | Майкл Коул

Honda CB900F (Suzuka 8-Hours 1979)


1980

#12 Suzuki GS1000R

Уэс Кули | Грэм Кросби

Suzuki GS1000R (Suzuka 8-Hours 1980)


1981

#1 Honda RS1000

Майк Болдуин | Дэвид Элдана

Honda RS1000 (Suzuka 8-Hours 1981)


1982

#27 Honda CB900F

Сигео Идзима | Шиньи Хадживара

Honda CB900F (Suzuka 8-Hours 1982)


1983

#6 Suzuki GS1000R

Ришар Хюбен | Эрве Ману

Suzuki GS1000R (Suzuka 8-Hours 1983)


1984

#1 Honda RS750R

Майк Болдуин | Фред Меркел

Honda RS750R (Suzuka 8-Hours 1984)


1985

#3 Honda RVF750

Уэйн Гарднер | Масаки Токуно

Honda RVF750 (Suzuka 8-Hours 1985)


1986

#4 Honda RVF750

Уэйн Гарднер | Доминик Саррон

Honda RVF750 (Suzuka 8-Hours 1986)


1987

#21 Yamaha YZF750

Кевин Маги | Мартин Виммер

Yamaha YZF750 (Suzuka 8-Hours 1987)


1988

#3 Yamaha YZF750

Кевин Маги | Уэйн Рейни

Yamaha YZF750 (Suzuka 8-Hours 1988)


1989

#2 Honda RVF750

Доминик Саррон | Алекс Вьейра

Honda RVF750 (Suzuka 8-Hours 1989)


1990

#21 Yamaha YZF750

Эдди Лоусон | Тадахико Таира

Yamaha YZF750 (Suzuka 8-Hours 1990)


1991

#11 Honda RVF750

Уэйн Гарднер | Мик Дуэн

Honda RVF750 (Suzuka 8-Hours 1991


1992

#11 Honda RVF750

Уэйн Гарднер | Дэрил Битти

Honda RVF750 (Suzuka 8-Hours 1992)


1993

#1 Kawasaki ZXR-7

Аарон Слайт | Скотт Рассел

Kawasaki ZXR-7 (Suzuka 8-Hours 1993)


1994

#11 Honda RVF750

Аарон Слайт | Дуг Полен

Honda RVF750 (Suzuka 8-Hours 1994)


1995

#11 Honda RVF750

Аарон Слайт | Тадаюки Окада

Honda RVF750 (Suzuka 8-Hours 1995)


1996

#45 Yamaha YZF750

Колин Эдвардс | Нориюки Хага

Yamaha YZF750 (Suzuka 8-Hours 1996)


1997

#33 Honda RVF750

Шиничи Ито | Тору Укава

Honda RVF750 (Suzuka 8-Hours 1997)


1998

#33 Honda RVF750

Шиничи Ито | Тору Укава

Honda RVF750 (Suzuka 8-Hours 1998)


1999

#4 Honda RVF750

Алекс Баррос | Тадаюки Окада

Honda RVF750 (Suzuka 8-Hours 1999)


2000

#4 Honda VTR1000 SPW

Дайдзиро Като | Тору Укава

Honda VTR1000 SPW (Suzuka 8-Hours 2000)


2001

#11 Honda VTR1000 SPW

Валентино Росси | Колин Эдвардс

Honda VTR1000 SPW (Suzuka 8-Hours 2001)


2002

#11 Honda VTR1000 SPW

Дайдзиро Като | Колин Эдвардс

Honda VTR1000 SPW (Suzuka 8-Hours 2002)


2003

#71 Honda VTR1000 SPW

Юкио Нукуми | Манабу Камада

Honda VTR1000 SPW (Suzuka 8-Hours 2003)


2004

#7 Honda CBR1000 RRW

Тору Укава | Хитоясу Изуцу

Honda CBR1000RR (Suzuka 8-Hours 2004)


2005

#7 Honda CBR1000 RRW

Тору Укава | Рюичи Кийонари

Honda CBR1000RR (Suzuka 8-Hours 2005)


2006

#778 Honda CBR1000 RR

Шиничи Ито | Такеши Тсудзимура

Suzuka 8-Hours 2017


2007

#34 Suzuki GSX-R1000

Юкио Кагаяма | Кёсуке Акийоши

Suzuki GSX-R1000 (Suzuka 8-Hours 2007)


2008

# 11 Honda CBR1000 RRW

Карлос Чека | Рюичи Кийонари

Honda CBR1000RR (Suzuka 8-Hours 2008)


2009

#12 Suzuki GSX-R1000

Касуки Токудоме | Дайсаку Сакаи | Нобуацу Аоки

Suzuki GSX-R1000 (Suzuka 8-Hours 2009)


2010

#634 Honda CBR1000 RRK

Рюичи Кийонари | Такааки Накагами | Такуми Такахаси

Honda CBR1000RR (Suzuka 8-Hours 2010)


2011

#11 Honda CBR1000 RRW

Рюичи Кийонари | Шиничи Ито | Кёсуке Акийоши

Honda CBR1000RR (Suzuka 8-Hours 2011)


2012

#11 Honda CBR1000 RRW

Джонатан Рей | Тадаюки Окада | Кёсуке Акийоши

Honda CBR1000RR (Suzuka 8-Hours 2012)


2013

#634 Honda CBR1000 RRW 

Леон Хэзлам | Михаэль ван дер Марк | Такуми Такахаси

Honda CBR1000 RRW (Suzuka 8-Hours 2013)


2014

#634 Honda CBR1000 RRW 

Леон Хэзлам | Михаэль ван дер Марк | Такуми Такахаси

Honda CBR1000 RRW (Suzuka 8-Hours 2014)


2015

#21 Yamaha YZF-R1

Поль Эспаргаро | Брэдли Смит | Катсуюки Накасуга

0210_26072015_8_H_SUZUKA-1024x683


2016

#21 Yamaha YZF-R1

Поль Эспаргаро | Алекс Лоус | Катсуюки Накасуга

Yamaha YZF-R1 (Suzuka 8-Hours 2016)


2017

#21 Yamaha YZF-R1

Михаэль ван дер Марк | Алекс Лоус | Катсуюки Накасуга

ван дер Марк, Накасуга, А. Лоус (Suzuka 8-Hours 2017)


2018

#21 Yamaha YZF-R1

Михаэль ван дер Марк | Алекс Лоус | Катсуюки Накасуга

Yamaha YZF-R1 (Suzuka 8-Hours 2018)


2019

#10 Kawasaki ZX-10RR

Джонатан Рей | Леон Хэзлам | Топрак Разгатлиоглу