Робертс сравнивает свою эпоху MotoGP с современной

Гран-При Америк собрал почти всю американскую элиту MotoGP. Поглядеть домашний этап приехали Кенни Робертс-старший, Кевин Шванц, Рэнди Мамола и Уэйн Рейни. И Фредди Спенсер, естественно (новый председатель Группы стюардов MotoGP). Легенды Honda, Yamaha и Suzuki выиграли девять титулов в 500-кубовом классе.

Робертс, которому 67, хорошо себя чувствует. На Гран-При он пошутил над своим здоровьем:

С сердцем всё здорово. По крайней мере, мне так кажется, потому что я снова начал принимать «Виагру».

Американский этап перетасовал лидеров зачёта. Победил Алекс Ринс, почти победил Валентино Росси, а новым №1 стал Андреа Довициозо с четвёртым местом. Четвёрка лучших ездоков помещается в девять баллов. Робертсу нравится современный MotoGP:

Думаю, это неимоверный чемпионат. В плане гоночных талантов и качественных байков он никогда не был так хорош. Это лучшее зрелище на свете.

40-летний Росси в ударе. За три попытки 2019-го он дважды добился подиума, в том числе почти выиграл ГП Америк. Его обошел 23-летний Ринс, который намного дальше от завершения карьеры. Теперь в коллекции Доктора есть 234 приза за Гран-При:

Валентино правда удивляет. Ему бы сидеть в кресле-качалке… Я сидел, когда ушел на пенсию, с трубкой во рту. Это было ужасно!

Робертс воспитал сильного ученика. Рейни выиграл титулы 1990 — 1992 годов в GP500 вместе с Marlboro Roberts Yamaha. Он был сильнейшим пилотом Yamaha до появления Росси в 2004-м. Карьера Рейни остановилась после аварии 1993 года в Мизано, сделавшей американца инвалидом. Робертс уверен, 32-летний райдер еще многое мог:

Думаю, у Рейни могла быть долгая карьера, как у Росси, но тогда мотоциклы были злее, физически они сильнее проверяли ездоков. Есть разные факторы, которые надо учитывать для понимания, почему Валентино старше и до сих пор быстр. Он был на двухтактниках, и потом перешел на эти байки, позволяющие невероятные углы наклона.

Маркес приехал на ГП США лидером чемпионата, а покинул с баранкой и четвёртой позицией. Он уронил мотоцикл, лидируя в одиночестве. Соперникам это на руку:

Маркеса может побить только он сам. На него нужно давить, тогда он ошибается.

Робертс и Маркес (Трасса Америк, 2019)

Если бы машина времени перенесла молодого Робертса в современную эпоху MotoGP, ему пришлось бы кардинально переучиваться:

В моём стиле больше ездить нельзя — шины слишком изменились. Какой байк я бы выбрал? Можно сделать какой угодно байк, всё дело лишь в работе. Например, у японских гонщиков не получалось ездить на моей Yamaha, потому что она была слишком твёрдой и слишком подвижной. Эдди [Лоусон] мог. Сегодня на байках MotoGP труднее ездить, они физически требовательнее, но и быстрее тоже.

Прототипы стали намного аэродинамичнее. Теперь без крылатых обтекателей о прогрессе можно забыть. Даже маятник стал площадкой для аэроэкспериментов. Что-то подобное начинало давать ростки в конце девяностых-начале нулевых. Робертс, бывший директором собственной команды, проверял аэродинамичесие решения на Proton KR3, но они далеко не зашли:

Мне правда это нравится. В наше время не было бюджета на определённые вещи. В моём случае эту область только начинали осваивать. Мы начинали работать на моём трёхцилиндровике, благодаря Lotus, и в Барселоне улучшили скорость на 16 км/ч, но как я сказал, у нас не было ресурсов.

Сезон MotoGP начался 10 марта, и закончится 17 ноября. Гонщики проведут 19 этапов. Летом у них месячный перерыв, остальное время гонки идут раз в две-три недели, иногда чаще. Чемпионат уплотняется, но кое-что становится проще:

Когда я гонял на грунт-треке, проводил больше 19 гонок за год. Трудно, конечно, но я не знаю, как тут можно остановиться, потому что все хотят гонку MotoGP. Гонщикам сейчас всё равно проще живётся, да они и зарабатывают больше. В моё время самому приходилось зашивать себе комбез, менять визор… Я нечасто это делал, у меня их всего два было!

Джо Робертс (однофамилец Кенни) — единственный американец на весь Гран-При. Когда Кенни завершал карьеру, их было больше. В MotoGP 80-х успешно выступал Фредди Спенсер, Эдди Лоусон, Рэнди Мамола, за ними пришло следующее сильное поколение: Уэйн Рейни, Кевин Шванц. Младший Кенни Робертс и Ники Хэйден тоже добирались до вершины MotoGP. Теперь иначе. Тропинку в MotoGP, похоже, нужно протаптывать заново:

В MotoGP пытаются привести новых талантов, но это долгий путь. До меня на Мире никто не гонял [из американцев].