Маркес: Муджелло-2013 — моё худшее падение

Марк Маркес прокомментировал несколько эпизодов своей карьеры в документальном фильме Sin Limite («Предела нет») из серии Lo llevamos en la sangre («Это у нас в крови») испанского ТВ-канала DAZN. Серия посвящена Алексу Кривье, первому испанскому чемпиону MotoGP, и его последователям — Маркесу и Хорхе Лоренсо.

О ГП Португалии-2010. К 10 победе в GP125 Маркес доехал с последнего места на старте, куда был отправлен организаторами за долгий ремонт мотоцикла. Тот был сильно поврежден при падении на установочном круге. Маркес выехал на решетку за считанные минуты до старта. В заезде из двух половин (с перерывом на красные флаги из-за дождя) он обыграл Нико Тероля, основного соперника:

Идеально показывает меня, мой характер. Падение на установочном круге, ремонт байка, нервы, никто не знал, что делать… Мне было 17 лет, и было неправдоподобно, что я выиграю Мундиаль. Я поехал, и мне было всё равно, будто ничего не произошло. [Я сказал:] хочу выиграть эту гонку. Мне хватало четвёртого, но я хотел победить. Или победа, или поражение.

Про первый титул MotoGP в 2013-м. Ради этой цели Маркес ничего в себе не менял:

С выигрышем титула сильно помогло, что я был новичком, потому что на мне не было давления. Всё окупилось. Если б я не был чемпионом, я бы не сильно изменился. У меня на уме только победа или поражение, белое или чёрное. Серого нет.

Об агрессии в гонках. Для Муравья обгоны — естественная часть гоночного процесса, даже если они кажутся невозможными:

Мотоциклы — это не контактный спорт, но контакты бывают, потому что когда борьба за десятые, появляются места, хорошие линии, и оба хотят на них попасть. Один защищается, другой нападает. Одни пилоты говорят, зазоры должны появляться, другие говорят, что зазоры надо создавать. Но если впередиидущий хорошо защищается, приходится создавать зазор.

Я — за философию, что зазоры создаются. Приходится выискивать это место, и конечно, иногда это чересчур. Ты знаешь, он затормозит вот здесь, и если он по какой-то причине захочет затормозить раньше, он тебя уест. Приходится доверять сопернику, чтобы можно было ехать парой, зная, что ничего не случится.

Про аварии. Самым страшным испанец назвал инцидент на ГП Италии 2013. На практике №2 Маркес начал тормозить на главной прямой Муджелло, как мотоцикл потянуло влево к стене. Гонщик Repsol Honda спрыгнул на 338 км/ч. Кувыркаясь по земле, он сильно ударил подбородок, потянул шею, ушиб правое плечо, руку и ногу. Маркесу сильно повезло. Он продолжил участие на уик-энде:

Когда падаешь с мотоцикла на 350 км/ч, думаешь только, как на него вернуться. Падают, потому что пережимают. Никто не любит падать. В медпункте я был «как дома». Когда ты в MotoGP, такого больше нет. Ты знаешь: медпункт уже нежелателен.

Худшее падение было в 2013-м в Муджелло. Это единственный раз, когда на байке у меня было другое ощущение — страх. Мне казалось, я больше не залезу на байк.

До того самым трудным моментом моей гоночной карьеры была травма с 2011-го по 2012-й [после ГП Малайзии в Мото2]. Я ходил к восьми врачам. Меня это уничтожало психологически. Я не мог посмотреть вниз и потом вверх, потому что в глазах двоилось.

Про сезон 2015 — год с пятью победами, восемью поул-позициями и проигранным титулом:

За год я упал в семи гонках. И я прикинул: если б упал всего в пяти, у меня могло получится, я бы выиграл Мундиаль. Ты понимаешь причины, иначе на них смотришь.

Маркес — король левосторонних треков, закрученных против часовой стрелки, вроде Трассы Америк, Заксенринга и Моторленд Арагона. Закрученные по часовой типа Лосаила, Хереса или Муджелло для него менее удобны:

[В правых поворотах] предел мотоцикла задаётся разгоном. Это сдерживает. Я тысячу раз пытался изменить тренировочную методику, чтобы на правосторонних кольцах ездить так же, и ничего.

Про Алекса — брата, друга и партнёра по тренировкам. Марк ждёт младшего брата в MotoGP. В премьер-классе Алекса пока не ждут, и он остался в Мото2 на пятый год:

Ничего не меняется от того, один раз ты был чемпионом, пять, шесть… Ты пытаешься добиться большего. Когда уйдёшь на пенсию, тогда да, скажешь «вот чего я добился», и всё. У чемпиона должно быть много вещей, чтобы быть чемпионом, но одна из них — это амбиции. И потом окружение. Мой брат — одно из важнейших преимуществ над моими соперниками. Бывают разы, когда он меня подталкивает, а в другие — я его. Если мы сможем соревноваться в MotoGP, это будет мечта наяву.

О соперничестве в MotoGP:

Первый соперник — это всегда ты. На треке нет друзей. Приходится быть эгоистом.

О своём пределе:

Ключевое — не думать, где предел. Предела нет. Вы сами его себе ставите. Нужно, чтобы он возникал как можно позже. В обычный жизни я — противоположность: всегда стараюсь быть с близкими, забочусь о них, потому что я просто таким вырос.