Дуэн: Сегодня падения не так опасны, как раньше

Кое-что изменилось в MotoGP с пор, как его покинул пятикратный чемпион Мик Дуэн. Он отметил в интервью с El Pais высокий рост безопасности — аварии перестали так вредить здоровью пилотов, как в годы двухтактных пятисоток. Но кое-что на месте: контакты и агрессия. В отличие от 90-х, теперь на камеры попадают практически все эпизоды.

В этом сезоне Марк Маркес занял первую строчку в аварийном рейтинге с 23 падениями. Их могло быть намного больше, не имей он редчайшей способности их избегать. Дуэна это впечатляет. Когда он выступал, передок его мотоцикла тоже тянуло к земле. Как австралиец не старался, ни один отлов ему не удался. Если это не способность, то следствие доверия к мотоциклу, рассуждает Дуэн. Единственный, кто может на это повлиять — Хорхе Лоренсо, новый сосед в гараже Repsol Honda.

О том, чем привлекает Маркес:

Я — большой фанат мотоциклов, и мне нравится, как он водит «Хонду», и смотреть, как он гоняет — это завораживает. Я — большой фанат. Марк сильно пилотирует передним колесом — вот почему у него получается спасать так много падений. Не знаю, есть ли у него особенный талант, или это больше связано с его уверенностью в байке.

Я много раз видел, как несколько метров он проезжал с юзом передней покрышки, и иногда у него получалось подниматься. Я в своё время так пробовал: боролся со сносом, но у меня никогда не получалось поднимать байк. Восхищает, что у него так много раз получалось избегать падений. Это показывает, насколько он уверен на треках каждый уик-энд.

О том, что за годы не изменилось:

И сейчас всего несколько пилотов способны соревноваться за чемпионат, и лишь чуть больше тех, кто борется за победу. И так всегда было: всего несколько тех, кто достаточно постоянен, чтобы бороться за победу каждое воскресенье.

Об агрессии в гонках:

В последнее время меня много раз спрашивали, и я всё думаю, так было всегда. Росси в GP250 уже так ездил. Когда соревновался я, гонки были очень агрессивными, потому что туда идут за победами. Пилоты на пределе. Таковы гонки! Вы не даёте победить другому, и поэтому иногда контакта не избежать.

Причина, по которой Марк — пятикратный чемпион MotoGP, в том, что он хочет побеждать больше всех. То же относится к Валентино. Они просто хотят побеждать. Единственное различие в том, что сейчас всё видно по телевизору. Раньше даже маршалам и гоночным директорам было трудно увидеть какие-то агрессивные действия. Сегодня повсюду камеры.

О страхе падения:

Везёт, что сегодня падения не такие опасные, как раньше. Многие происходят, потому что теряют контроль над передком, или байк уже сильно наклонен. Сейчас кольца гораздо безопаснее, чем 20 лет назад, но инциденты еще есть. Пилоту приходится понимать риски и стараться их уменьшать.

Хотя сильное падение может произойти, и что-то такое всегда у тебя в голове, потому что по треку ты ездишь на пределе. Каждый ездок знает, что может упасть в любой момент. Он лишь надеется, что не покалечится. В моём случае после инцидента [в Хересе 99-го] я начал полагать, что мне будет трудно вернуться назад. В 2000-м я снова мог гонять, но восстановление было слишком долгим. Я не смог. Было слишком долго, и тогда я задумался. Меня правда не будоражила идея о возвращении.

Все пилоты так или иначе думают, что их не сломать, но таких нет. Марк лучше всего в том, что доводит байк до предела, но я уверен, ему известно про опасность. Иногда приходится жестко жать, чтобы понять, в чём проблемы байка, чтобы улучшиться. И в этом он очень хорош — вот почему он смог выиграть столько гонок в этом году.

О прибытии Лоренсо в Honda:

Появление Лоренсо — это хорошо для команды «Хонда», хотя Марк побеждает на ней один, и ему это не нужно. А если тебя начинает беспокоить твой партнер, ты теряешься. Лоренсо придется делать то же самое: фокусироваться на гонках и не смотреть на другую сторону боксов — таков ключ к этому спорту.

Я вижу, проблема в том, что Лоренсо придется ездить на байке Маркеса, потому что всё-таки он какое-то время вёл разработку «Хонды». От ощущений многое будет зависеть, получится ли приспособиться, но он — великолепный пилот. Нужна только убежденность, что можешь победить, старание быть постоянным, и никаких обвинений мотоцикла.