«Дело Понссона»: нужны ли суперправа для MotoGP?

22-летний француз Кристоф Понссон, заменяющий на ГП Сан-Марино Тито Рабата, начал вызывать сомнения у пилотов MotoGP еще до выезда на трек. У гонщика из испанского Суперстока нет никакого опыта по байкам-прототипам. Avintia Racing с большим трудом нашла замену.

Закончив первую практику, Понссон не укладывался в квалификационную границу 107% от лучшего времени (он отставал на 7,4 секунды). После следующей сессии это получилось (разрыв уменьшился до 6 секунд), однако французу очень далеко даже до самых медленных пилотов MotoGP. Гонщик может представлять опасность для себя и других. Когда его объезжают на треке, нужно оставлять много места. В целом, другим пилотам тяжело доверять свою безопасность новичку.

В паддоке возникла идея в будущем ввести для MotoGP суперправа, как в Формуле-1. Автофедерация FIA дает такое разрешение при наличии определенных достижений в младших «формулах», либо при наличии опыта в самой Формуле-1. Новичку не дадут зеленый свет, если он не удовлетворяет критериям. В случае с Понссоном едва ли можно найти такие критерии. В целом, его опыт — семь лет в гонках серийных байков, включая сезон 2015 в WSBK.

Марк Маркес:

Опасно? Да, потому что бедняга не виноват. Тебе дают возможность, ты хочешь поездить на мотоцикле, потому что этим занимаешься. В первый раз на Гран-При очень трудно ездить на байке MotoGP, понимать шины, понимать электронику. Конечно, он был очень медленным, но это нормально. Я был очень медленным в первый раз в MotoGP. Я растерялся, я не знал, где тормозить и что это было опасно.

Когда у всех более-менее одинаковая скорость, ты можешь [быть уверен], что райдер впереди возьмет нормальную траекторию, ты более-менее знаешь, где он затормозит и что будет делать, но когда он в пяти-шести секундах, это становится опасно, траектории слишком разные.

Наверное, нужно сделать примерно как в Формуле-1. MotoGP — это быстрейшие мотоциклы на свете, на них ездят те, кто посильнее. Перед гонкой стоит хотя бы потестироваться. Люди считают, есть 107%, но этого не хватает, чтобы доказать скорость. Он не виноват, но конечно, к будущему надо будет разобраться.

Кэл Крачлоу:

Здорово дать кому-то возможность, но глядя, как прошел этот день, ему довольно опасно быть на треке с нами. Я не виню парня. Если тебе дали возможность поездить на байке, ты поездишь. Почему нет? Но команда тупая, у неё теперь еще более идиотский вид, чем уже был.

Андреа Довициозо:

То, что случилось, было ожидаемо. Без всякого опыта в MotoGP неизбежно будет вот так. Наши байки слишком отличаются от тех, к которым привыкли в других чемпионатах, тут всё доведено до крайности. Сложно управлять байком MotoGP, не зная тормозов, шин и электроники. Никто не сможет без опыта ставить времена, близкие к нашим. Несомненно, ничего хорошего.

Валентино Росси:

Первое: неправильно, когда пилот дебютирует в MotoGP прямо на гоночном уик-энде, без всякого опыта. Должен сказать, он бедняга! Для попадания в этот класс стоит показать определенные результаты. Я не знаком с Понссоном. Может, он хорош, но думаю, в MotoGP должны гонять лучшие пилоты на свете, или хотя бы те, у кого много опыта.

Хорхе Лоренсо:

Я встретил его утром на треке. Я прошел его по внешней, и думаю, это был самый легкий обгон в моей карьере. Ясно, ему очень трудно в его первый раз в MotoGP, несмотря на попытки стараться изо всех сил. Моё мнение: будет правильно участвовать пилотам, у которых немного больше опыта на таких байках.

Суперправа? Меня это немного удивило, но думаю, это хорошая идея. Может быть опасно выставлять пилота, который ездит на 8 секунд медленнее и у которого нет опыта по скорости и тормозам в этой категории. Она отличается от всех остальных.

Джек Миллер:

Я делал очень хороший круг до самого последнего сектора. Я нагнал этого уайлд-кардовца, который на круге был на 7 секунд медленнее всех остальных, и он разрушил мне круг. Просто не повезло. Я знал, у меня был бы идеальный круг, если б я не догнал этого. Это бы вывело меня в К-2.

Я нагнал его издалека — 3 секунды в последнем секторе. Нагнал его прямо в последнем повороте, попробовал пройти его по внешней и заехал на траву.

Данило Петруччи:

По присутствию Понссона на треке этим утром и днем должен сказать, как бы тебе не хотелось оставлять место такому медленному пилоту, 8 секунд с круга — это не половина трека, но это добрая четверть трека.

Опасность? Скажем так, было смело дебютировать в гонке на байке, который ты никогда не видел, на шинах, которые ты никогда не видел. Я видел, как он ездит по треку, и проблема в том, что он слишком тормозит, то есть его к тому же трудно обгонять. Только потом он «замирает» посреди поворота, что еще опаснее, если его обгонять. Вместо этого ты жмешь на тормоза, потом останавливаешься и замираешь за ним.

Честно, не знаю, как пройдет эта история, но я бы, наверное, поискал другую замену. Он проедет гонку, он вернулся в 107%. Надеюсь, он будет ускоряться сессию за сессией, но он ездит так, что никому не будет легко. Если вы возьмете и посадете меня на другой байк, за несколько минут мне будет трудно всё понять. Надеюсь, проблем нет, он проведет хорошую гонку и повеселится. Для него это прекрасный опыт.

Кристоф Понссон:

Сегодня мы пришлось выучить много вещей за короткое время, но думаю, мы хорошо отработали. Оказалось, мне труднее всего было привыкнуть не к карбоновым тормозам, не к мощи двигателя, а к твердости байка. В прошлом я поездил на многих вариациях уличных байков, которые были мягче, и на этом у меня затруднения, потому что шасси такое твердое, что оно всё передает.

Еще до этого у меня никогда не было шанса соревноваться на шинах «Мишлен», которые еще больше усложнили вещи за то короткое время, что у нас было. Мне нужно больше километров, чтобы привыкнуть к байку. Остальные пилоты у финишной черты этого сезона, они на невероятном уровне. Для лас лучше всего то, что я улучшался с каждым выездом на трек.