Разговор с человеком, готовящим байк Energica к кубку MotoE

Картину будущего электрокубка MotoE скоро закончат на 100%. На ГП Сан-Марино будет назван пятиэтапный календарь, на ГП Арагона — все 18 пилотов, которых мы увидим в 2019 году на итальянских мотоциклах Energica Ego Corsa. Остальное известно: единый байк, единые шины Michelin, 12 нынешних гранприйных команд, дистанция гонки не более 10 кругов. Первые официальные тесты состоятся 23 — 25 ноября в Хересе.

Speedweek предполагает, в календарь войдут треки Херес-Анхель Ньето, Ле-Ман, Заксенринг, Мизано и Рикардо Тормо. Один из критериев — отсутствие прямиков более 800 метров, потому что батарея Energica такого не переживет. По этой причине не подходят площадки вроде Муджелло, Барселоны-Каталуньи и Моторленд Арагона. Дистанция гонок может оказаться меньше того, что озвучивали на презентации мотоцикла: 5 кругов вместо 10. На тестах «Энерджику» не удавалось пришпоривать более 3 круга подряд, затем требовалось охлаждение. На 10 кругов при полной атаке батареи не хватит.

Короткие гонки на мотоциклах, которые лишены классического гоночного звука? Этот сценарий точно не будоражит воображение. Официальный тест-пилот марки Алессандро Браннетти всё-таки уверен, из 250-килограммовой 160-сильной «Энерджики» получится хорошая машина. Этот байк переделывают из дорожного только полгода, впереди долгая эволюция. В интервью на GPOne Браннетти отмечает, что по временам круга он сравним с 55-сильными мотоциклами Moto3. По мере эволюции массу будут сбрасывать дальше, как и наращивать показатели батареи.

В текущем сезоне Energica проводит промо-тур своего мотоцикла, на каждом этапе известные гранприйцы пробуют его в деле. К электробудущему прикасались Алекс Кривье, Макс Бьяджи, Лорис Капиросси, Колин Эдвардс и другие. Браннетти регулярно тестирует «Энерджику» во время этапов MotoGP:

И в компании, и на кольце мы работаем над сбором данных. Мы начали с дорожного байка, затем его меняли. В общем, есть новые обтекатели, тормоза, подвеска. На нем стоят шины «Мишлен» — это единственный поставщик в чемпионате. Мы на первой стадии развития.

Какова динамика Ego Corsa?

По мощности мы на уровне шестисоток. Крупнейшее препятствие — вес. Это из-за батарей. Чем они больше, тем гарантируют больше мощности и автономии, так что нам нужно найти правильный баланс.

У многих предубеждения насчет электробайков…

Я слышал, у многих людей волосы дыбом вставали, как будто они в шоке [смеется]. Я одним из первых его опробовал, и после двух раз был в сомнениях. Когда ты в седле, чуешь тягу байка, у него большой крутящий момент и он быстро ездит, так что весело. Он тяжелый, это правда, но на ходу это особо не ощущается.

Учитывая вес, ему требуется очень силовое вождение?

Наоборот, для электромотора предпочтителен очень плавный стиль поворотов. Думая про вес, я тоже верил, что будет нужна большая сила, но это не так. Я не знаю, так из-за характеристик электромотора или распределения веса, но это не выматывающий байк.

Но шума не хватает…

То, что он не шумит — это не совсем правда. Он просто отличается от шума бензиновых двигателей. Знаю, многие не видят в электробайках хорошего, но нужно смотреть на них не как на замену традиционных байков, а как на отдельную категорию. Было весело всем, кто поездил на электробайке. Даже Капиросси, с которым мы провели несколько тестов, сказал мне, что не думал, что он так быстро ездит.

Насколько он силен?

Сейчас времена сравнимы с временами Moto3, но MotoE весит более чем в три раза больше, и это только первая стадия развития.

В следующем году мы увидим гонки в стиле Формулы-Е, когда пилотам еще приходится контролировать жизнь батареи?

Нет, будут «газовать» с первого до последнего круга. Об этом нас просила «Дорна». У пилотов со старта до финишной черты будет одинаковая мощность, им не придется беспокоиться о контроле.

Что думаете о будущих разработках?

Технология батарей постоянно развивается, вес значительно снизят. Я думаю, на момент никто не может сказать, есть ли за электрическими мотоциклами будущее, но у них точно больше запас для развития, чем у бензинового двигателя.

Поразительно, что можно делать с этими байками электроникой. Вы можете с предельной легкостью решать, убирать или добавлять «лошадей». Пока у них отдельные пути, но начнутся споры, когда МотоЕ станет быстрее MotoGP [смеется].