Физическая подготовка Андреа Довициозо (+ видео)

Глубинные изменения в подходе к настройке гоночного мотоцикла и настройке собственного тела вывели Андреа Довициозо на новый уровень результативности в MotoGP: недавний вице-чемпионский сезон с шестью победами — это высшее достижение итальянца в премьер-классе. Изменения, сделанные им в 2016 — 2017 годах, снаружи не видны; старт-стоповый стиль пилотирования остался прежним, шеф-механик Альберто Гирибуола остался на своем месте, и сам Довициозо внешне не отличался от себя прошлогоднего.

Сезон 2016 с одной дождевой победой в Малайзии стал подготовкой к следующему шагу. В межсезонье «дукатист» поработал со спортивных психологом Амедео Маффеи, который помог перенастроить голову ликвидацией психологических барьеров, нанял нового тренера по физической подготовке и начал посещать местный спортзал сети Technogym. Эти программы индивидуальны: например, Кэл Крачлоу и Алейш Эспаргаро делят свою жизнь между седлом мотоцикла и седлом велосипеда, тренировки Марка Маркеса равномерно распределены между спортзалом и мотокроссом, и так далее.

Основа тренировочной программы зависит от физических данных. Хорошо сложенного Довициозо природа избавила от проблем с физической силой и выносливостью — вместо этого приходилось исправлять недостаточную гибкость и усиливать чувство равновесия. Пилот Ducati Team делает упор на спортзал, мотокросс, и летом добавляет гидроцикл с покатушками на картах.

Расскажи нам, как ты работаешь над своим телом? Какая у тебя подготовка? Когда ты начал?

Прежде всего, в жизни бывают моменты и моменты. Когда тебе 15-16 лет, ты начинаешь гонять по-серьезному и знакомишься с миром подготовки, потому что до этого ты просто ездил на байке, ты просто веселился. Начиная гонять на чемпионате мира, нужно развиваться, трудиться, и ты должен это прочувствовать, этот труд.

За мою карьеру было три опыта со спортивными тренерами. Все очень интересные, очень разные, но очень интересные. В определенные моменты спортивной жизни требуется более насыщенная подготовка. В другие, когда тебе 15-16-17, наоборот, требуется больше веселья и свободы. Потом у меня пять лет был еще один спортивный тренер, до прошлого года.

Что тогда произошло?

Я тогда начал тренироваться по методике Technogym. Я получаю абсолютно другой опыт, чем получал до того момента. Мне 31 год и у меня уже есть моя атлетическая основа. Большие усилия у меня ушли на переосмысление тренировок по методике, полностью отличной от полученной у предыдущих тренеров. Работа полностью сфокусирована на других аспектах.

У меня довольно складное тело, плотное, не всегда мне хватает нужной гибкости и равновесия. Я пользуюсь им не лучшим образом, как большинство пилотов, которые тоже маленькие, так что я помногу фокусируюсь на устойчивости, устойчивости ядра [группа мышц пресса, ягодиц и низа спины]. Тут никакого каторжного труда не было — мне никогда не требовалось выезжать на байке и много часов тренировать дыхание и силу.

Мы больше работали над аспектами, которых раньше я никогда не касался. Я открыл много вещей, и было приятно получать важные результаты даже при маленьких усилиях. Мы часто думаем о подготовке как о периоде, в который чем больше ты работаешь, тем лучше, но это совсем не так. В некоторых случаях очень тяжело точно узнать, как работает тело.

Должен признаться, что в том году я открыл другой мир. Даже когда меня ждет психологически трудная тренировка, меня это совсем не беспокоит. Изнурительная физкультура и тяжелые тренировки требуют предварительной работы даже на уровне еды. Сегодня требуется гораздо более специфический вид работы — никаких [прежних] упражнений и максимальная отдача. Всё это — за меньшее время и более высокого качества, и результаты на байке в гонке показывают то же самое качество.

Даже упражнения в спортзале на вид совсем другие и отдаленные от мотомира. Я открыл новые упражнения и части своего тела, о которых не думал, что они были слабыми. Работа над ними тоже улучшила показатели на байке, и думаю, мы можем улучшаться дальше.

Устойчивость и равновесие — насколько эти аспекты влияют на стиль езды?

Равновесие и устойчивость — это основа байка. Ездовой стиль особо не изменишь, после стольких лет в седле у каждого своё положение. Важно, что ранее мы работали над силой, потому что без устойчивости становилось гораздо сложнее работать над другими деталями. Мы много работаем над равновесием, всегда выполняем упражнения при неустойчивости, чтобы лучше симулировать ситуации, возникающие на байке — к примеру, в повороте. Всё дело в равновесии, и всё дело в балансе.

Мне очень комфортно в чемпионате, и это знак того, что в спортзале проделана хорошая работа. Я физически сложен, защищен и готов ко всему. Редко когда я выходил за свой предел, что бывает почти в каждой гонке, потому что все жмут на 100%. Во время гонок у меня получается себя контролировать — в прошлом с этим мне было очень трудно. Это мелкие аспекты, которые могут влиять по-крупному, когда приходится 45 минут гонки выжимать 100%.

Поговорим о периодах тренировок и их типах.

Для меня открытие, что не бывает дней полного отдыха. Фундаментельное — это продолжать готовиться, не делая упражнений или выматывающей физкультуры. Необходимо не пропускать слишком много дней между одной тренировкой и другой — рискуешь обнулить всю проделанную подготовку.

Когда имеется целый сезон, можно выполнять более цельную работу. Суть в том, чтобы в начале увеличивать силовые сессии ради [последующей] целевой работы над деталями между одной гонкой и другой. Сила обязательно развивается при подготовке к тренировкам на мотоцикле. На мотоцикле не нужно быть сильным, но это основа для построения других аспектов, более важных.

Как ты тренируешься, на каких тренажерах?

Я обычно начинаю с разминки и разогрева, и потом перехожу к пользованию тренажерами. Это зависит от дня и типа тренировки. Когда тренировка концентрируется на силе, иду в зону [тренажеров] Pure на три-четыре особых упражнения, увеличиваю вес, и потом заканчиваю тренировкой пресса.

Сколько длится тренировка? По сколько упражнений?

Короткая — это для меня ещё одна новость. В спортзале на разогрев и тренировку я никогда не трачу больше часа с половиной — реально короткая. Сколько не подвергай своё тело определенным условиям нагрузки, время на тренировку уменьшается и концентрируется. Правило «чем дольше работаешь, тем лучше» того не стоит — это меня радует.

Когда идет Мир, как себя организовываешь?

Я — тот, кто с гонок сразу возвращается домой, кто старается проводить дома столько времени, сколько возможно. Мой регион — Эмилия-Романья, и мне он правда нравится. Во-вторых, но не менее важно — тут моя семья и моя дочь. Мне хорошо, когда я рядом с ними столько, сколько возможно. Быть дома, заниматься своей собственной рутиной… Думаю, это правда важно.

Разъезды — это хорошо, хорошо ездить по разным местам, но нужно создать себе собственную восстановительную рутину. Восстановление — одна из самых важных и приоритетных вещей в жизни мотоциклиста. В этот период тренировок в «Техноджиме» я получил доказательство его настоящей пользы. Можно натренироваться до идеала, безупречно выполнять упражнения, но без верного восстановления физики и головы от них не получишь максимум потенциала.

Во время тренировочных сессий очень важно оценивать физическое и ментальное состояние — так решаешь, какая интентсивность для тренировки верная. Рутина после каждой гонки — это вернуться домой как можно скорее, дать себе отдохнуть в понедельник, и потом продолжить тренироваться по результатам физического состояния.

Рутина всегда одинаковая?

По ситуации. Например, летом мы включаем другие спорты, чтобы дополнять подготовку. В этом году я добавлял мотокросс, который всегда был моей страстью, и было бы жаль заниматься без него. Мотокроссные тренировки тоже были превосходны для конкурентного сезона. Они рисковые, можно упасть и покалечиться, и команду это не очень радует, но это всё равно качественная тренировка, потому что воссоздает ту же усталость и ту же функциональность на уровне кардио, требуемые для Мира.

Еще мы включаем картинг и гидроцикл. Важная вещь — организовывать эту уличную активность с опорой на свободное время от тренировок в зале. Работа в зале необходима, но очень важно практиковать много видов спорта, быть разнообразным и хорошим во всём. В MotoGP нужно быть быстрым и конкурентным, но шанса идеально протестировать байк нет никогда — время очень плотное, положение аномальное, неудобное, такое эстремальное. По этим причинам реально помогает практика многих спортов — ты учишься импровизировать и сохранять определенную защищенность в большинстве непонятных ситуаций.