Итоги первой половины сезона 2017 года: Aprilia Racing Team Gresini

Команда

Обе итальянские заводские команды MotoGP — большие оригиналы. Пускай Aprilia Gresini не имеет проблем Ducati Team с перевернутыми результатами пилотов, с ней тоже происходят аномалии. Начнем с того, что регламент рассматривает этот проект как частный, потому что командная ячейка принадлежит Фаусто Грезини, а не фабрике из Ноале. Несмотря на заводскую поддержку и далеко не частные финансы, Алейш Эспаргаро и Сэм Лоус проходят в протоколах как пилоты-сателлиты, и конкурируют с персонами вроде Жоанна Зарко и Данило Петруччи. В этом сражении противоборствующая сторона ведет с приличным счетом, ибо Алейш кроме стартового Катара нигде не был первым частником.

Во-вторых, кадровая политика компании, наверное, является наименее понятной во всем чемпионате. На мотоцикле-второгодке RS-GP не ездит ни одного пилота, причастного к его созданию, потому что Альваро Баутиста и Штефан Брадль по воле главофиса разбрелись по другим проектам. На момент старта межсезонных тестов прошлой осенью марка не имела никаких исходных точек для сравнения, ведь против нее играет не только факт, что пришли два новых пилота, но и факт, что это два единственных пилота. У «Априлии» нету команды-спутника, а ведь с ее наличием нащупывать дорогу для прогресса проще. В разговорах с организатором Dorna Sports директор Романо Альбезиано пользуется дипломатичным ответом — отвлечение на изготовление еще двух байков и обеспечение их запчастями может навредить команде.

Представьте настроение инженеров в это межсезонье: позади год подготовки базы на первом RS-GP, потом год второго RS-GP, и опять год, когда все начинается заново. В том числе, все начинается и для новичка Лоуса, которому не с чем сравнивать свой байк. Вероятно, именно с вопросом «сколько еще это будет продолжаться?» после 2016-го из гоночной команды ушло несколько механиков. Вклад Баутисты и Брадля позволил сразу сделать из RS-GP визитера в первую десятку. Байк был хорош для более-менее частых 8-9-10 мест, и вроде бы марка сделала второй шаг, продвинув его к 5-6-7 позициям, и даже к подиумным, если проникнуться оптимизмом старшего Эспаргаро. Но подиумов у нее нет, как нет и попаданий в первую пятерку вообще. Здесь компания в основном подводит саму себя: RS-GP #41 ломался в четырех случаях, RS-GP #22 в одном.

Инженеры в межсезонье трудились над устранением замечаний Эспаргаро — ему хотелось больше мощности и больше проворности, так как повадки байка были весьма ленивыми. Из его отзывов можно было сделать вывод, что байк вел себя немного как Ducati — на входе в поворот расширял траекторию даже с отпущенным тормозом. Развесовку мотоцикла пересмотрели, хотя Алейш и позже жаловался на этот аспект. Он помнит, как вел себя его предыдущий прототип GSX-RR, каким легким и отзывчивым он был. Сейчас гонщику не хватает этих качеств.

У RS-GP есть еще проблемы — например, ломучесть. Старший Эспаргаро — человек эмоциональный, и если его что-то раздражает, утаивать свое настроение он не станет. Гонщик «Априлии» едва не закипел на этапе в Каталонии, и дело было в не жаре — в гонке Алейш думал, как бы пройти поближе к подиуму, как вдруг мотор потерял резвость набора оборотов, и пилот проследовал к боксам. Выяснилось, что агрегат был уничтожен из-за перекрута, он годился только на списание. Так умер третий мотор за последние четыре этапа (предыдущие инциденты — тренировка в США и гонка в Италии). Эспаргаро был откровенен: такая ситуация его просто выбешивает, особенно когда срывается приличный финиш. В предыдущем чемпионате пилоты команды железно поселились во второй половине десятка, и вместо еще одного шажка вперед «Априлия» не то остановилась, не то шагнула назад.

Проворность и надежность — это еще не все. Мотоцикл разбалансирован в плане соотношения гоночного круга и квалификационного: первый очень хорош, но второй часто очень плох. Когда соперники в субботу ставят мягкие покрышки и идут в атаку на время, пилоты Aprilia остаются далеко позади, потому что шины-липучки не делают RS-GP сильно резвее. И наоборот, на изношенных пилотировать мотоцикл намного интереснее. Завод от воскресного байка идет в сторону субботне-воскресного, чтобы Алейш и Сэм не начинали каждый раз стартовать издалека. Это вредит самой концепции мягкого байка, ведь если он хорошо бережет резину, ее не должно тратиться слишком много в первой половине заезда, но пока баланс смещен в эту сторону: чтобы побыстрее пробраться вперед, Эспаргаро вынужден начинать гонки по-злому.

Компания активно вкладывается и в развитие железа, и в развите софта RS-GP. Проблемные компоненты заменялись модифицированными — например, несколько раз переделывалась рама с целью облегчения, была внедрена обновленная КПП, перепрограммирована электроника ради улучшения торможения двигателем, и немного занижены предельные обороты с целью недопущения перекрутов. Похоже, меры действенные, потому что два последних Гран-При в плане надежности прошли хорошо, и все-таки такое количество поломок — явный перебор для заводской команды.

#14 | Алейш Эспаргаро | 32 очка

КТР АРГ США ИСП ФРА ИТА КАТ НИД ГЕР
Гонка 6 17 9 10 7
Квалификация 15 8 22 12 18 12 5 15 8
В зачете 6 12 14 13 14 17 18 16 14

Кроме Маверика Виньялеса, в Катаре был второй испанец, который с огромным воодушевлением открыл сезон. Алейш Эспаргаро сразу подарил «Априлии» лучший результат в ее современной истории — шестое место, которое могло стать четвертым, потому что в секунде перед ним осталась пара Repsol Honda. Сначала Эспаргаро пришлось набраться терпения, и когда соперники начали ощущать износ покрышек, он начал проводить обгоны.

Особенно хорошо RS-GP вел себя на таком ответственном секторе Лосаила, как выход из медленного последнего поворота на длинный прямик. Задняя покрышка хорошо сохранилась во второй части заезда, и там у Алейша даже получилось обойти Дани Педросу, когда они бились за пятое место. Все-таки Педросе удалось вернуть позицию, но для стартовавшего 15-м Эспаргаро и это был замечательный итог. В гранприйной истории марки бывали финиши и получше, хотя они относятся к эпохе двухтактников. Пока последним высоким достижением Aprilia в MotoGP остается третье место Джереми МакВильямса в Донингтоне-2000 под дождем. (Кстати, в тот же июльский день Валентино Росси первый раз победил в MotoGP).

Гонщики не из первых рядов помнят, что хороший результат на Лосаиле может запутать. У трека свой характер: он устойчивый на гоночной траектории и скользкий за ее пределами, поэтому не очень быстрые ездоки могут пристроиться за быстрыми и поддерживать их темп. На аргентинском Термас де Рио Одно не так, к тому же кольцо в этом году неприятно удивило гонщиков ямами, в которые мотоциклы запрыгивали и из которых выпрыгивали. Несмотря на это, у Эспаргаро была очень хорошая возможность повторить катарский результат. Увы, гонка сорвалась по причине аварии. Эпизод получился многосоставным, затронувшим сразу три мотоцикла: Алейш врезался в Довициозо, который сошел со своей траектории, объезжая тормозившего Данило Петруччи. Интересно: и Довициозо, и шеф команды Фаусто Грезини сошлись на том, что основная вина лежит на Алейше, который отвлекся на два мотоцикла впереди и пропустил точку торможения.

Бывает, гонщики MotoGP жалуются на нестабильное качество покрышек, когда шины с одинаковым износом (или даже абсолютно свежие) ведут себя по-разному. Шинный вопрос полностью загубил райдеру #41 гонку в США, где он приехал на финиш 17-м. К такому исходу привела передняя Michelin, которая со старта еле удерживала мотоцикл в поворотах. Алейш пытался понять, было ли дело в полном баке топлива, и после 11 медленных кругов (хотя он все равно ехал быстрее Лоуса) остановился в боксах. С другой передней шиной RS-GP поехал бодрее.

При этом нельзя сказать, чтобы конкурентность Эспаргаро осталась на уровне двух открывающих этапов, потому что кочковатость и техничность Трассы Америк со связками из поворотов ограничила скорость тяжеловатой Aprilia. Две длинных прямых не позволили отыграть сильные потери на техничных участках, так что в гонке лучший круг Эспаргаро на целых 1,3 секунды проигрывал показателю Марка Маркеса.

Алейш Эспаргаро

Через пару недель в Испании RS-GP снова показал себя байком, которому повороты не совсем по вкусу, особенно если они скользкие. Хотя гонщик #41 на 41-градусном хересском асфальте оказался лучше Валентино Росси, он ехал вполсилы, и за всю гонку едва стер оба коленных слайдера, потому что перестал сильно наклонять мотоцикл, когда шины стали терять зацеп. Преимущество байка — хорошая скорость на изношенных покрышках, но тут есть своя граница, и этап в Хересе показал: если зацеп очень низкий, преимущество пропадает. В первой стадии заезда испанца также доставали заедания при переключении ступеней, и далее в сезоне у него еще будут эпизоды, где надежность мотоцикла напомнит о себе.

Вообще-то, она напомнила о себе через этап, во Франции. Дожди на уик-энде не дали как следует подготовить байк Эспаргаро к квалификации, и он занял 18 стартовое место. Чтобы не терять времени, испанец очень агрессивно начал заезд, и поспешил к первой десятке. На 22 круге он вышел на восьмое место и увидел, что его следующая мишень — Хорхе Лоренсо. К сожалению, мотор байка закончился до того, как закончилось гонка — ему не хватило пяти кругов.

Следующая большая неудача ждала в Муджелло. Алейш корил себя за фальстарт, по которому пришлось платить проездом по пит-лейну, и признался, что подобных ошибок у него никогда не было. Вновь RS-GP порадовал команду отличной скоростью, и вновь огорчил техническим сходом. Как и у Лоуса в Аргентине, у Эспаргаро перестали нормально переключаться передачи, и он финишировал у себя в гараже. Когда механики разобрали мотоцикл, они порадовали своего пилота еще одной новостью: если бы не КПП, мотор все равно бы сорвал гонку, потому что сам был на грани отказа.

Мотоцикл продолжал подкидывать сюрпризы. После отказа двигателя во Франции и заедания КПП в Италии наступила очередь… Ну, большого разнообразия RS-GP не проявлял: у него были проблемы или с КПП, или с двигателем. На гонке в Каталонии последний снова сломался, причем так, что никакому восстановлению из-за перекрута не подлежал. Факторов, которые усилили разочарование и злость Алейша, хватало: домашняя гонка перед своими фанатами, отличная квалификация на пятом месте (до первого ряда не хватило одной десятой), утренняя разминка с третьим лучшим временем, думы о возможном подиуме, и все равно баранка. Байк сразу привлек к себе внимание гонщика тем, что ехал явно медленнее, чем мог. Эспаргаро опустился до 10 позиции, и сошел.

Увы, словно сама судьба не хочет видеть Алейша впереди. В Ассене по ходу Гран-При Нидерландов он опять попал в свой собственный День сурка: неважная квалификация из-за мокрых тренировок, старт 15-м, продвижение далеко вперед, выход на седьмую позицию, и… Нет, теперь мотоцикл был не причем, теперь в дело вмешался дождь. Байк #41 заметно сбросил темп, раздал соперникам несколько позиций, и закончил заезд в минуте от победителя на 10 месте. На момент начала дождя Алейша и первое место Росси разделяло всего шесть секунд. В Германии его ждал более-менее приятный уик-энд, который прервал цепь из семи плохих гонок. Эспаргаро весьма убедительно смотрелся в мокрой квалификации с восьмым временем, хотя теперь в гонке ему не удалось сделать большого броска вперед. Относительно старта он отыграл одну позицию, и после гонки сказал, что ждал большего.

Алейш в данный момент продолжает гнаться за подиумом, и он действительно недалеко. Гонка в Катаре и его ритм на гонках в Аргентине и Италии оставили у испанца горько-сладкий привкус. Если из набора вредных факторов убрать плохие квалификации, подиум наверняка станет реальностью. Собственно, такую цель себе поставил Эспаргаро — в этом году приз обязательно должен быть. У него не было призовых троек за время в Suzuki, но была одна в Forward Yamaha (Арагон-2014). С тех пор пилот #41 продолжает обитать в приграничном поле 5-10 мест.

#24 | Сэм Лоус | 2 очка

КТР АРГ США ИСП ФРА ИТА КАТ НИД ГЕР
Гонка 18 16 14 19 19
Квалификация 21 22 20 22 21 22 21 10 21
В зачете 18 23 23 23 23 24 24 24 24

Квартет дебютантов MotoGP — Жоанн Зарко, Йонас Фольгер, Алекс Ринс и Сэм Лоус — судьба разделила на пары и разбросала их по разным берегам. Гонщики-частники Зарко и Фольгер прижились в первом десятке с видами на лучшего сателлита и дебютанта сезона, а двое других, увы, пытаются выживать на дне зачета, хотя выступают за заводы.

Сэм пока не показал ни одной интересной гонки, и его единственный улов в первом полугодии — два балла за 14 позицию на Гран-При Франции, где клетчатый флаг увидело 15 гонщиков из 23 стартовавших. Пока его самой быстрой гонкой была самая первая на треке Лосаил с 47-секундным проигрышем победителю, на последующих этапах британец не улучшил это число. В четырех случаях у #22 не было очков из-за сходов, в числе которых техническая причина в Аргентине (поломка КПП) и три низовки по своей вине в США, Нидерландах и Германии. Во всех из них пилот на момент падения занимал 15 — 20 места.

Тем временем напарник Эспаргаро, если не ломается, уверенно чувствует себя в первом десятке, так что Лоусу весьма далеко до раскрытия полного потенциала итальянского мотоцикла. Правда, и Ринс, с которым тот бился за прошлогодний титул Moto2, тоже не нашел ключ к своему Suzuki GSX-RR. В общем, приходя в MotoGP, гонщика может ждать и благоприятное развитие событий, и действительно тяжелое. Выигрывать гонки в классе помладше, и в следующем году не доезжать даже до очков — контраст, который переходит в большой психологический груз.

С наступлением лета начались разговоры вокруг его места. Неожиданно Лоус практически оказался на рынке пилотов 2018-го, хотя у него с заводом заключен договор на два года — этот и следующий. Наверное, в этой ситуации главную роль сыграли все-таки не результаты, а малопонятная кадровая политика «Априлии». Первым тревожным звонком была история с Марко Меландри: четыре сезона выступавший в серии WSBK итальянец неохотно перешел в гранприйный отряд Aprilia, который в 2014-м только-только подготовил первую модель RS-GP. Тот мотоцикл являлся мулом-носителем агрегатов и идей для нормального прототипа второго поколения, который выставляли на гонки с 2016-го. Меландри показывал обескураживающие результаты и покинул марку спустя полгода. Через полтора в команде не было ни одного гонщика, при которых создавался и второй RS-GP, потому что Баутиста и Брадль также покинули проект. Сейчас Лоус рискует стать аж четвертым за два года изгнанником «Априлии».

Aprilia Сэма Лоуса

Хотя руководство не ставит четких временных рамок, такие слухи все равно создают напряжение. В какую сторону склоняется Альбезиано? С одной стороны, звучали слова, что марка горячо поддерживает своего новичка. С другой, оптимизм от этих слов сводился к нулю заявлениями, что «Априлия» готовит запасной план на случай, если Лоус не сделает хотя бы небольшого рывка. Правда, в последнее время запасной план стал не так опасен для британца, ведь летом стало ясно, что возможные сменщики остаются на своих местах. Например, ни Данило Петруччи, ни Альваро Баутиста не пожелали подписать контракт с Aprilia, и продлились с текущими коллективами.

За него вступились разные пилоты — Кэл Крачлоу, напарник Алейш, чемпион WSBK Джонатан Рей. Все они ругали столь раннее обсуждение будущего Лоуса, а ведь это произошло действительно быстро, за месяц до летней паузы. По их мнению и по мнению самого #22, несправедливо и абсурдно так давить на дебютанта. С этим невозможно не согласиться: если команда правда хочет прогресса, лучшее, что она может сделать — заставить своего гонщика переживать и терять мотивацию.

Вместе с тем, стул под Сэмом зашатался не только из-за Aprilia. Финиши в районе 10 места — вот такую личную задачу он озвучивал на старте сезона, и соответственно, того же требует завод. Пилот #22 набрал очки один раз, и что сильнее усугубляет ситуацию, так это зачетная позиция: 24-я из 23-х постоянных. Так получилось по причине выступления испытателя Ducati Микеле Пирро в Италии. Тот заработал очки за 10 место и оттеснил британца в зачете. Примерно те же числа стали причиной разрыва с Меландри, а ведь первый RS-GP был куда хуже второго. Ситуация Лоуса вызывает сочувствие среди гонщиков и других обитателей MotoGP, но если британец так и закончит год последним, опасения Aprilia станут более понятными.

Неужели гонщику совершенно нечего продемонстрировать команде? На самом деле, последние два Гран-При стали периодом, когда Сэм почти вплотную подошел к секундному разрыву от тузов MotoGP типа Маркеса и Виньялеса. В гонках прогресс не проявился, зато его можно было наблюдать в предваряющих сессиях. Во время мокрой ассенской квалификации дебютант класса пробился во второй сегмент и показал 10 результат перед Виньялесом и Педросой.

Хотя неделей спустя в Германии суббота закончилась для него первым сегментом, он показал время, позволившее бы стартовать рядом с Алейшем и Валентино. Лоуса есть, за что критиковать, но и продвижение вперед он тоже показывает. Сейчас ему труднее всего с эффективным торможением, так как он привык к технике Moto2 с торможением в заносе. На более тяжелых и динамичных прототипах MotoGP труднее делать то же самое, поэтому на такого рода потерях теряется приличное время круга.