Итоги первой половины сезона 2017 года: Octo Pramac Racing

Команда

У «Прамак» как у частной команды небогатая гоночная история. Она длится с 2002 года, и с 2005-го — как спутника Ducati. В ее гараже закончили свои длиннющие гранприйные карьеры Алекс Баррос (2007) и Лорис Капиросси (2011), а Бэн Спис наоборот, завершил по причине травм довольно быстротечную карьеру (2013). Несколько последних сезонов сделали команду заметнее благодаря весьма достойным выступлениям Андреа Ианноне и Данило Петруччи. Впервые в своей истории итальянцы провели три последовательных сезона с подиумами, с одним призом в 2015-м, одним в 2016-м и уже двумя в этом году. Как и старшую «Дукати», сателлитную продолжают немного опережать Yamaha и Honda, только из сектора частников.

Вопрос надежности сателлитных Ducati все еще не решен как следует. В течение прошлого чемпионата команда наполучала баранок только из-за того, что техника отключалась посреди гонки либо вела себя так, что надо было ехать в гараж, а не на финиш. Произошло несколько новых случаев: в Катаре байк Петрукса скончался за пять кругов до черты, и аналогичный инцидент произошел у него во Франции. На самом деле, во Франции сломались оба мотоцикла «Прамак», потому что Реддинг выбыл из-за барахлящей КПП, которая отказывалась менять скорости.

С тех пор подобных историй не было, хотя их не должно было быть вообще. У конкурирующей Yamaha Tech 3 в гонках текущего сезона не было ни одной поломки. Для французской команды, да и для главной тоже это не достижение, это — норма. Отказы из серии сгоревших моторов Валентино Росси в 2016-м и Бэна Списа в 2012-м проходят как настоящие ЧП, но гонщикам на итальянских мотоциклах приходится мириться с подобными делами хотя бы раз-другой в год. Фраза «работает как часы» немного не про Ducati с Aprilia.

Статус заводской поддержки подразумевает постоянное обновление мотоцикла за счет завода. В обмен на это — принудительное участие в боевых испытаниях новых компонентов, которые потом могут встать в официальные мотоциклы. Труд не из приятных, ведь на это тратится собственное трековое время на Гран-При, которое никто не компенсирует. Такой работой в «Прамаке» сейчас занимается один Петрукс, потому что только у него есть последний Desmo GP17. Байком Реддинга является предыдущий GP16, по которому серьезного развития нет.

Оба могли оказаться в равном положении, если бы у Ducati было больше ресурсов, но компания не в состоянии выпускать обновления для четырех последних мотоциклов, поэтому Реддингу и Петруччи пришлось в том сезоне побиться за новинку. В битве проигравшим был ездок #45. Хотя кое-что он все равно выиграл — немного лишнего спокойствия для работы, потому что от него не требуют оценивать обновки за счет собственных практик и риска не успеть настроить стандартный байк.

С высокой вероятностью пара Петруччи-Реддинг распадется. Слишком велика между ними разница: пока один доезжает до первых стартовых рядов и подиумов, второй идет к противоположному концу пелотона. В 2018-м новичком красно-белой команды может стать Джек Миллер, пока пилот Estrella Galicia Marc VDS. Австралиец может очутиться в положении Реддинга, то есть пилотом №2 с технической точки зрения. Данило уже продлился на год, и само собой, продлилось его участие в заводской программе развития Desmo GP. Если в планах завода перемен не будет, Миллер будет ездить на прошлогоднем мотоцикле. Может, именно на том, который сейчас пилотирует райдер #9.

#8 | Данило Петруччи | 66 очков

КТР АРГ США ИСП ФРА ИТА КАТ НИД ГЕР
Гонка 7 8 7 3 2 12
Квалификация 11 4 13 13 19 9 3 3 2
В зачете 19 13 11 10 11 8 10 7 8

Любопытное положение в данный момент занял Супер Петрукс в семье Ducati. Оно похоже на положение Ианноне три года назад в этом же коллективе, причем вполне совпадает и соотносимость результатов с заводскими ездоками. Тогда Кэл Крачлоу, напарник Довициозо, ощущал дискомфорт — его цифры были слабее цифр Ианноне, который также был обеспечен заводским конрактом. Просто нужно отбросить приписку, и будет заметнее, что в этом году настоящим напарником Десмо Дови скорее является Петруччи, а не Лоренсо. У двух последних, к слову, почти одинаковое число очков.

Вообще, итальянец все сильнее вживляется в данную структуру. Его продлили на год, и это значит, что после 2018-го у него будет четырехлетний багаж выступлений за команду. Столько за нее не выступал никто. Данило становится символом команды. Говорим Pramac Ducati — подразумеваем Петруччи, говорим Петруччи — подразумеваем Pramac Ducati.

Данило выступает так, словно параллелит Андреа — у них очень похожая динамика сезона, кроме пары этапов. Первые пять были скорее средними, зато следующие четыре вывели обоих «дукатистов» поближе к фронту. Нули в Катаре и Франции не имеют отношения к гонщику — это были поломки байка. В Аргентине пилот #9 стал косвенным виновником схода Довициозо. В США и Испании Петрукс вновь маячил где-то за спиной — и там, и там двух итальянцев разделяли лишь пары секунд. Они встретились на подиуме в Италии, чуть не встретились на подиуме в Нидерландах и были весьма незаметны в Германии. В общем, сходств много.

Мы не видели Данило в призерах с дождевой гонки в Великобритании два года назад. Предыдущий сезон тормозился тестовой травмой и второй половиной, где ему нужно было набрать очков больше напарника, чтобы затем получить свежий байк. В таком деле лучше всего сделать ставку на надежный набор очков, поэтому Петрукс с Реддингом так и поступили, и докатали сезон в режиме невидимок. Теперь, когда позволяет здоровье и ситуация, Данило вернулся в большую игру.

Его собственные вершины 2017 года — это четверка хороших квалификаций в Аргентине (мокрая), Каталонии (сухая), Нидерландах (мокрая) и Германии (сухая). Четыре раза в первой пятерке, плюс почти-пятый раз в Италии (сухая), если бы его лучший круг не был аннулирован гоночной Дирекцией за короткий съезд с поребрика.

Другие достижения — почти-четвертое место в Каталонии (упал по собственной вине), боевая бронза в Муджелло, где ему удалось побиться с Мавериком Виньялесом, и отличное серебро за ассенский полудождевой триллер, в котором Петрукс 10 кругов давил на Валентино Росси. В самом конце гонщик Ducati не смог чисто обойти пару круговых в лице Эктора Барберы и Алекса Ринса, и слегка отстал от соперника. Однако, победа была практически перед носом у Данило, в 0,063 секундах. Для сравнения: два года назад в Сильверстоуне ему не хватило трех полных секунд до Валентино. Дови — пилот, который в шести случаях из девяти бил Лоренсо. Тем интереснее, что Данило в Ассене одолел Дови, лидера зачета.

Данило Петруччи

Хорошая серия уик-эндов остановилась в Германии. Как заметил гонщик, буксующая задняя шина давала так мало зацепа, что это было за гранью его понимания. Его обходили даже на прямых, а ведь на маленьком 3,7-километровом Заксенринге нет длиннющих спринтов по километру. В общем, прямик — последнее место, где соперники могут обогнать мощный Ducati, но в то воскресенье у Петруччи не было такого выхода из поворотов, чтобы как следует разогнаться. Вся его гонка — это постоянная потеря позиций, отданных без особой борьбы. Он стартовал вторым, финишировал 12-м. Самый плохой результат сезона и эквивалент его главных провалов в 2015 — 2016 годах. В то же время, из всех красных пилотов в Германии было комфортно только Альваро Баутисте, все остальные покинули страну разочарованными.

Данило — больше, чем гонщик. По уровню юмора в паддоке MotoGP он вне конкуренции. Кажется, для итальянца не существует ни одной темы, на которую у него не припасено хорошей шутки. Он продолжает раскрываться и как гонщик. Всем хорош Петрукс, однако есть в этом человеке что-то мистическое. Дело в том, что при Данило в команде Pramac опять наблюдается классовое расслоение между ним и напарником. За совместный сезон 2015 Йонни Эрнандес прошел путь от пилота, который удовлетворял руководство по большинству параметров, до пилота, который перестал попадать в очки и спустя год покинул MotoGP. Сейчас что-то похожее творится со Скоттом Реддингом.

В прошлом чемпионате было ощущение, что на Desmosedici райдер #45 оживится после невыразительного года на Honda RC213V. Перематываем вперед и наблюдаем знакомую картину: напарник Данило на грани вылета из команды, и может, даже из MotoGP. Все происходит естественно или это «эффект Петруччи»? Если Скотт найдет себе другой мотоцикл в чемпионате, то все нормально, но если пойдет тропинкой Эрнандеса… У вас не возникает мысли, что Петрукс пожирает своих напарников? Вольно или невольно — вопрос второй. Набор странностей не заканчивается, потому что мы можем и вспомнить судьбу его первой команды IodaRacing, в которой он был в течение 2012 — 2014 годов. Данило ушел оттуда в «Дукати», и годом спустя итальянский проект остался без денег и поспрощался с MotoGP ради шанса выжить в WSBK.

Петруччи может производить впечатление веселого парня, но на треке это агрессивный гонщик, с которым лучше не толкаться. Бывало, после контактных обгонов пострадавшие кипели от злости. Например, в прошлом году так было с Юджином Лаверти в Австрии и с самим Скоттом в Арагоне — оба райдера просто грохнулись на асфальт, когда их проходил Данило. В 2017-м покритиковать итальянца успели и Андреа Довициозо со старшим Эспаргаро, причем за один и тот же инцидент в Аргентине: оба пытались пройти Петруччи, но в итоге столкнулись друг с другом и выбыли из заезда.

Как бы там ни было, фигура Петруччи крупная не только в плане телосложения, но и как единица на рынке MotoGP. У него есть новый контракт, но через год нужно будет снова договариваться. Данило польстило внимание со стороны «Априлии», и итальянец добавил: не исключается возможность поработать с этой маркой в будущем. Если у гонщика не будет перспектив подняться в первую красную команду, то… Запасной вариант уже есть?

#13 | Скотт Реддинг | 33 очка

КТР АРГ США ИСП ФРА ИТА КАТ НИД ГЕР
Гонка 7 8 12 11 12 13 20
Квалификация 6 15 10 11 7 20 11 5 23
В зачете 21 9 12 14 16 13 11 12 11

Карьера в премьерной категории на грани завершения второй раз за четыре сезона. Дебютант 2014 года не может найти по-настоящему комфортного положения в MotoGP, и это после трех команд и двух мотоциклов. Клиентскую «Хонду» 2014-го Скотт находил весьма хорошей, но маломощной. Полноценную RC213V он находил мощной, но крайне норовистой после кроткой RCV1000R. К «Дукати» сильных претензий у него нет, и несмотря на это, бедовый пилот из Великобритании сейчас ушел отдыхать примерно в том же настроении, в каком уходил в 2015-м: результаты плохи, просвета не видно. Даже его менеджер Майкл Бартолеми не скрывает тупиковости ситуации: вместе с Сэмом Лоусом они рискуют или просто уйти из текущих команд, или уйти из MotoGP. Их каникулы — время томительного ожидания.

Как пояснял сам британец, в MotoGP его первейший враг — горячий асфальт с температурой от 50 градусов и выше. В этих условиях его мотоцикл начинает буксовать в любом положении — в полностью вертикальном, в слабом наклоне, в сильном наклоне. Реддинг — не единственный тяжелый пилот MotoGP (Баз и Петруччи тоже весят под 80 кг), однако те шинные проблемы, которые у него происходят, можно назвать эксклюзивом. И действительно, за эти полтора года на «Дукати» у него было несколько похожих инцидентов: это и взрыв покрышки в прошлогодней Аргентине, и кошмарные гонки без держака в Хересе и Барселоне, когда Скотт крался на цыпочках до финиша. Сезон прошел, а два испанских кольца так и держат на него злобу.

Износ покрышек — заноза в заднице, от которой невозможно избавиться. Причем дело касается обеих — потери на разгоне из-за буксований нужно компенсировать на более тяжелых торможениях, так что расход резины все время выше нормы. Покрышки долго не живут на GP16 Скотта еще и потому, что у него наблюдаются проблемы с попаданием в оптимальную рабочую температуру. Сейчас на это жалуются многие пилоты MotoGP, но Реддингу, пожалуй, особенно тяжело — он нередко промахивается мимо узкого окна, и в результаты его Michelin либо недогреты, либо перегреты, о чем #45 не раз говорил.

Катар, Лосайл | 2017 01 GP Qatar 00356

В целом, пребывание Реддинга в «Прамаке» проблемное практически с самого начала. Его подводили шины, моторы, электроника, и он уступил напарнику в соревновании «выиграй свежий GP17». Спокойные гонки проходят нечасто, в этом сезоне таковыми можно назвать разве что две открывающих в Катаре и Аргентине, где оба раза без происшествий удавалось приехать в глав-10. Остальные — это борьба с мотоциклом, которая доводит беднягу Скотта до исступления. Не только психологического, но и физического — пример этому этап в США, где борьба с байком закончилась в пользу байка, оставив Реддинга с 12 местом и больными руками от изнеможения. Гонщик пробует все решения, но ничего не помогает. Странно, но это очень похоже на его кризис 2015 года в коллективе Marc VDS. То была другая команда и другой мотоцикл, но отзывы звучат почти те же самые.

Финиши райдера падают. Цепочка выглядит так: 7-8-12-11-12-13-20, тогда как у Петруччи это 7-8-7-3-2-12. Очевидно, динамика не в пользу британца, и он еще сильнее уменьшил свои шансы на двух последних этапах. Год назад в промокшем Ассене #45 составил подиумную компанию Джеку Миллеру и Марку Маркесу, однако сейчас ничего подобного не было: по ходу весьма неплохого заезда Скотт сбросил ход из-за умирающей передней шины, а на последнем круге упал с приличного седьмого места. Маленькое утешение — лучший круг гонки принадлежит ему.

Что касается 23 стартового места и 20 финишного места в Германии, то да — это худшая гонка Реддинга в жизни, каковой он сам ее назвал. Причина? Ничего нового: никакого сцепления с асфальтом, и выживание вместо гонки. С такими цифрами британец на 99% кандидат на потерю своего места в Pramac Racing, тем более с местом связывают персону Джека Миллера. При этом, ездок все же не со дна протоколов, потому что сейчас у него 13 зачетная позиция из 23-х — недостаточно низко для вылета из MotoGP. Проблема в том, что такой риск все равно есть.

В паддоке пересказывали слухи о том, что Реддинг мог бы двинуться в сторону «Априлии» или своей бывшей команды Marc VDS. Первый вариант возможен, если там избавятся от Сэма Лоуса, чего может и не произойти. Второй вариант, если мы посмотрим правде в глаза, сомнителен сам по себе, потому что именно в той команде Реддинг чуть не загубил карьеру в MotoGP. Honda оказалась для него запредельно тяжелым по характеру мотоциклом, и он оказался там, где оказался. Конечно, в чем-то ему поможет развитие «Хонды» в сторону более мирного аппарата, но будет ли выгода существенной? По какой дорожке ни пошел бы #45, легкие времена его не ждут.