Зиленберг: Маверик организован и сдержан, Хорхе немного другой

Покидая в прошлом году Movistar Yamaha из-за присоединения к Ducati Team, Хорхе Лоренсо оставил на старом месте практически всю свою гоночную бригаду (кроме Хуана Льянса, механика), включая таких ключевых фигур, как шефмеха Рамона Форкада и ментора Вилко Зиленберга. Роль последнего в синей команде не изменилась — сейчас он организует ежедневную работу внутри группы Маверика Виньялеса, и на Гран-При и тестах следит за своим пилотом на треке, чтобы потом давать советы по траекториям, переключениям передач и прочему.

Вместе с Хорхе Зиленберг работал в 2010 — 2016 годах, так что голландец очень хорошо знает особенности этого пилота. С Виньялесом Вилко работает с ноября 2016-го, и сейчас может рассказать про особенности своего нового подопечного, и сравнить их характеры и другие моменты, а также поведать, как новичок уживается с Валентино Росси, который также борется за чемпионство. Об этом его по ходу Гран-При Италии расспросил обозреватель Sport Rider Мануэль Печино.

Самое первое: как описана работа на вашей визитке?

«Аналитик выступлений ездока».

Интересно. В общем, вы прибыли в заводскую команду Yamaha, чтобы помогать Лоренсо?

Нет, я был управляющим командой. Когда я прибыл в 2010-м, я был управляющим командой, потому что у Валентино Росси был Давиде [Бривио], а я был с Хорхе, и хотели, чтобы было такое же обращение.

А кто был с Лоренсо до вашего появления?

Романьоли, но это не сработало, в общем-то. В 2009-м «Ямаха» прекратила [держать] команду в мировом Суперспорте, и меня попросили присоединиться к заводской команде «Ямаха» как управкомандой Хорхе. Когда у меня состоялась первая деловая встреча с Хорхе, он понимал, что я был райдером, и он сказал: «Вилко, можете смотреть за треком, пока я езжу?». Мне всегда не хватало информации по другим райдерам — как они ездят, где они пропускают апекс, или надо ли мне наехать на поребрик, или надо ли мне переключиться, или какую передачу они используют. То есть, я уши и глаза, которые наблюдают за другими, чтобы стараться стать лучше.

То есть, с 2010-го по 2016-й у вас была вот такая работа?

Да, и еще создание сплоченной группы с нашей стороны гаража, потому что у Вале уже была такая группа, и он ее очень хорошо организовал.

Ну и как изменилась ваша работа с новым ездоком?

Перед тем, как Хорхе ушел… Когда Бривио ушел из-за того, что Вале пошел в Ducati, мы захотели изменить систему наличия двух управляющих командой, потому что это было по просьбе Вале, а у него в то время была проблема с Хорхе, потому что были столкновения между «Бриджстоун» и «Мишлен», и они по-крупному конкурировали.

В общем, Вале сказал, что ему Давиде Бривио нужен как управкомандой, и вот тогда было решено быть двум управкомандой. Но когда Вале ушел в Ducati, нам захотелось изменить ситуацию на ту, где у нас всего один управкомандой, которым был Мерегалли, потому что он жил в Милане, и поэтому занимался ежедневной организацией вроде планирования, и логистики, и подготовки. А я был в Голландии и не мог этим заниматься. До этого этим занимался Давиде, и мне не надо было брать эту роль. У меня была эта роль в Суперспорте, но при этой команде я жил в Голландии, в Италии я не бывал.

В общем, мы попробовали чуть изменить систему. Уже при Хорхе я взял эту роль аналитика ездока, и он сказал: «Давай попробуем изменить Мерегалли на директора команды», потому что в то время у нас больше не было управкомандой — у нас был директор команды. И роли чуть-чуть поменялись, в тот момент было два аналитика выступлений ездока — я и Лука [Кадалора, у Росси]. Я все равно делаю другие вещи — не те, что Лука, потому что дольше пробыл в этой роли, и я до сих пор маленький управляющий в этой группе.

Как Виньялес воспринял вашу работу рядом с ним?

Когда он закончил с Suzuki, у нас для него имелась побеждающая команда. В конце мы победили с Хорхе в Валенсии, и Маверик просто с открытой головой вошел в эту команду. В Валенсии перед тем, как он запрыгнул на байк, у меня с ним была встреча, и я объяснил, как работал с Хорхе, и [я узнал] что он думал, если делать так же. Мы изменили пару вещичек, но в общем делаем то же самое. В данный момент на треке я все равно глаза и уши. Пускай даже он гораздо более, я бы сказал, зрелый касательно расписания и времени, и всего такого.

С Хорхе мне нужно было быть очень резким, иначе он пропускал бы практики. У него понятия не было насчет времени, у Хорхе, но Маверик очень точный: десять минут до практики — он тут. Хорхе… Иногда его не было перед практикой, и мне надо было его найти. Мне нужно было быть очень резким, чтобы завести его в боксы, и готовить его так, чтобы он ничего не пропускал. Но с Мавериком в этой области проще. Он очень четкий: когда у нас в четыре встреча, он будет как раз в четыре.

Он вас слушает так, как Лоренсо слушал?

Когда нам есть что сказать, у этого чего-то должна быть дополнительная ценность. И чтобы подготовить его к уик-энду, ему нужна информация, но без бреда. С обоими ездоками были разные способы работать, но анализировать нужно постоянно. Трудно объяснить, что именно, потому что у него полностью другой стиль езды — невозможно создать такой же поток информации, как с Хорхе, потому что он водит байк иначе, и повороты атакует иначе. Я уже говорил, что с его стилем езды мы сможем сделать из «Ямахи» байк получше, потому что он позже тормозит и создает больше температуры в передней шине. По сути, мы в состоянии лучше поворачивать, и его расположение корпуса помогает рулить байком.

Я как-то слышал ваше замечание о том, что Лоренсо был лучше Виньялеса в использовании поворотной скорости Yamaha. На словах как будто противоречие.

Среднеповоротной скорости? Да, это правда, но нам не хочется делать из него Хорхе. Есть место для прогресса, вроде середины поворота, но когда ты хочешь быть лучше в середине поворота, ты всегда страдаешь на торможении. Моя философия в том, что если есть навык очень поздно тормозить и быть в состоянии проехать поворот, и выйти из него получше, или просто так же [как другие], то лучше так продолжать, чем тормозить раньше и иметь высокую поворотную скорость.

Вроде того, что делает Жоанн, например, потому что в прошлом году он много изучал детали Хорхе. К тому же у него байк с прошлого года. У нас сейчас не такой байк, как в прошлом году, и у нас другой ездок, но когда я вижу, как ездит Жоанн, я вижу Хорхе: он очень «обтекаемый», и старается переключаться в точно тех же местах, что Хорхе. Он очень хорошо изучил его данные, это ему сильно помогает. У Маверика другой стиль езды, и я думаю, ему надо его оставить.

Виньялес, победа, Катар | 2017 01 GP Qatar 00369

Зиленберг и Лоренцо

Есть ощущение, что вы для Виньялеса так же полезны, как это было при Хорхе?

Полезен? Не знаю, трудный вопрос. Не думаю, что во мне он так же нуждается, как Хорхе, но важно ничего не говорить, если им этого не надо. Нужно стараться добавлять [осмысленные] вещи. Когда он слезает с байка и что-то тебе говорит, важно выслушать, а не просто нести бред. По крайней мере, когда он спрашивает, я могу подтвердить, и когда он о чем-то забывает, я могу добавить что-то ценное. На треке я вижу много вещей. Если он едва не падает, я ему скажу: у тебя едва верховки [хай-сайда] не было, то есть я подтверждаю — я слежу и делаю пометки, чтобы он знал.

Любые старты — вот область для улучшения, потому что он всегда был не очень хорош на стартах. Но в Муджелло у нас был хороший старт, и он лидировал в первом повороте, пускай даже Жоанн взял его во втором, но старт у него был хороший. Я спрашивал, что произошло в прошлом году, потому что он был вторым на решетке, а в первом повороте он был 13-м, то есть этим он полностью запортачил себе гонку… Ну, в этой области можем поработать, улучшиться, но вам надо ему этот вопрос задать. По мне так если он продолжает выигрывать гонки, это говорит мне достаточно. Вот ради чего я здесь, а добавляю я ценности или нет, это не особо много значит.

Виньялес заявляет, что он до сих пор не на 100% с байком. По вашему мнению, с трека со стороны — в чем он все равно слаб?

Я это мнение не собираюсь разделять. Мне кажется, он может лучше, потому что у него всего шесть гонок на этом байке, а у Хорхе было девять лет на этом байке. В общем, он выиграл три гонки из шести, мы весьма довольны.

Борьба между Виньялесом и Росси довольно сильная. В Ле-Мане мы увидели, как Росси упал, стараясь вернуться к Виньялесу. Между ними высокий уровень конкуренции. Как с этим в гараже?

Проблемы нет. Я думаю, они делают друг друга сильными, и я не видел ни одного поступка, который был резким. В Ле-Мане на последнем круге оба были в темпе рекордного круга, и это хороший момент. Вале сделал маленькую ошибку в повороте 6, широко проехал, Маверик его прошел, и Вале постарался подготовиться к обгону в последнем повороте, и потерял задок. Но это совсем не проблема — чтобы получить чемпионат, им нужно бить друг друга.

Ментально Виньялес смотрится посильнее Лоренсо.

Нет, я так не думаю. Хорхе очень сильный, но эмоционально Маверик немного сильнее: он умеет всегда мыслить чуть более ясно, и другую сторону тоже понимает. Смириться с тем, что есть не только… Он не дает эмоциям влиять на себя. У Хорхе это была трудная область: он быстро злился, а через 10 минут он ОК. Это очень испанское отношение, как бы очень горячее.

Маверик тоже испанец, но у него эмоции под контролем. Но он тоже может разозлиться, как мы это видели на квалификации в Остине. Тогда он осознал — да, нужно готовиться, нужно искать эту дыру [между гонщиками]. Это не только ошибка Вале, что он был там [на горячем круге] — это и его ошибка тоже. Надо готовиться лучше, чтобы разрыв был больше.

С трековой обочины каким вам видится Лоренсо на Ducati? У него были проблемы.

Он становится лучше, он пробует все, чтобы его техника заработала. В данный момент он учится искать наилучший способ водить этот байк без потери его особых навыков точности и доведения байка до предела. Ему самому тоже надо приспосабливаться.

Кажется, он пошел в Ducati не в лучший момент. Когда видишь, что Дови тоже в беде…

Что ж, это было его решение. Мы все говорили: вероятно, это пока не твой байк, оставайся с Yamaha, но уйти — это было решение.

У вас была неплохая возможность получить Виньялеса.

Мне кажется, это важный пункт. Как только Хорхе решил уйти, было трудно найти ездока с его уровнем. Мы все сделали, чтобы получить Маверика, потому что думали, что только он один способен заменить позицию Хорхе, и мы были правы. Чтобы его заполучить, мы рано начали, и упорно боролись, чтобы его получить, потому что «Сузуки» не хотела его отпускать. Но мы стремились заполучить лучший вариант для будущего «Ямахи», и мы должны выполнять этот долг. Было легко получить другого ездока, но нашей целью был он. Мы все были согласны, что он был нашим новым парнем. Он еще не чемпион, но он выигрывает гонки и хорошо водит, и он сильный. И мы рады.

Чемпионат довольно сильно отличается от прошлогоднего. У Лоренсо затруднения с Ducati, у Маркеса проблемы с Honda, то есть у нас два ездока, которых нет впереди. Виньялес там. Еще у нас новый новичок Зарко, который не так плох.

Это интересно — все говорили, что нам не стоит делать ошибок, и всего после пяти гонок ошибок понаделали все. Это сюрприз — все знали, что надо оставаться на байке, но они не могут. Это нам говорит о том, что очень трудно водить байк на пределе и оставаться на нем.

Как по-вашему, из-за шин?

Да, само собой. Корни в том, что шины не прогреваются, нет никакого предупреждения. Если побеждаешь в гонках, можешь порадоваться, но в следующей гонке ты можешь оказаться на земле и ни с чем, хотя они [Michelin] упорно трудятся. Тут ничего не могу сказать — они трудятся намного упорнее, чем «Бриджстоун», стараются искать решения, работают с разной резиной и решениями. Приходится с чем-то таким уживаться, но у этих топ-райдеров аварии не просто так.

Касательно Зарко: удивлены тем, что он делает?

Да. Вы меня спрашивали в прошлом году, и я сказал, что он меня впечатлил. И вы меня спрашивали, на какой позиции он будет. Я сказал вам про топ-5, а вы не были в этом уверены. Не помните? Вот что я говорил, и вот чего я ждал. У него получается лучше, чем мы все ожидали, и основываясь на этом, мы рады, что он у нас в семье «Ямахи», и я надеюсь, он будет продолжать вот так.

Росси у конца своей карьеры. Как думаете, Зарко, пускай даже ему сейчас 27, может быть вариантом для заводской команды?

Если будет так продолжать, то конечно. Знаете, гарантий нет, но если вы как незаводской ездок на подиуме или постоянно рядом, другого пути нет.