Большое интервью с Шухеи Накамото

Гранприйный проект Honda отныне уже не находится в зоне ответственности Шухеи Накамото, вице-президента HRC. После финала MotoGP в Валенсии Накамото-сан передал дела своим преемникам, и впереди у него всего полгода до пенсии. За восемь лет работы на этом посту марка нашла двух сильных пилотов, которые становились чемпионами — это Кейси Стоунер и Марк Маркес, а также выиграла ряд кубков конструкторов и командных кубков.

При Накамото Honda в 2011-м вышла из кризисной серии результатов, которая началась после успеха 2006 года с Ники Хэйденом, и закрепила курс новыми достиженями, включая чемпионский титул Марка Маркеса и кубок конструкторов этого года. После Валенсии Шухеи Накамото дал несколько интервью журналистам, в которых оценил свой опыт в MotoGP, а также период до него, когда он отвечал за проект в Формуле-1.

Полагаю, это был наилучший способ уйти — после завоевания титулов пилотом и маркой.

Это был особенный Гран-При. Да, мы добились обоих титулов. Я очень рад, потому что на зимних тестах мы очень медленно ездили, и все — и райдеры, и команды, и тут, и в Японии, — очень упорно работали. Мы постоянно улучшали байк. Сейчас байк ездит быстрее, и этому рады и гонщики, и я.

На техническом уровне был ли это самый трудный сезон?

Да. В этом году у нас сменился поставщик шин, и еще появился универсальный софт. Из-за софта особеннно [было трудно]. Было тяжело во всем разобраться.

В ваш период MotoGP какой момент был лучшим, и какой — худшим?

Трудно назвать лучший момент… Может, следующая гонка. А худший — это когда много падений.

Чувствуете, что ваши шефы ценят вас сильнее за триумфы этих лет?

Наверное, нет.

Но они же поблагодарят вас за победы.

Это работает несколько иначе. Шефы уверены, что вы можете побеждать, так что они всегда говорят: «Вы должны побеждать». Когда выигрываешь чемпионат мира, никогда не скажут, что вы хорошо поработали. Но если не выигрываешь, то они жалуются и говорят: «Почему не выиграли?».

Вы побывали в F1, и не достигли успеха. Есть какое-то сожаление об этом?

В Формуле-1 мы выиграли только одну гонку, Венгрию-2006. Мне Ф-1 не показалась интересной, но никаких отрицательных эмоций это не вызывает. Это были хорошие времена, и работа очень увлекала. Конечно, я в итоге не был доволен, потому что мы выиграли только одну гонку, но я усвоил много вещей в других областях, вроде управления персоналом. Этим опытом я потом пользовался здесь, в MotoGP.

Когда вы покинули F1 и присоединились к MotoGP, какие у вас были ожидания?

У «Хонды» в премьер-классе всегда был длинный список побед, но когда я присоединился, это был период, в который «Хонда» была не очень сильной. Ники Хэйден выиграл чемпионат в 2006-м, потом была очередь «Дукати» и «Ямахи». Моя миссия состояла в возвращении конкурентности команде Honda HRC.

Чтобы выиграть гонку, нужно три фактора: гонщик, который самый важный элемент; машина, и команда — и трековая, и в Японии. Нам нужно было улучшить все три области с целью сильного возвращения. Я начал работать над машиной и над организацией команды. Касательно гонщика: в то время у нас был Дани Педроса, который быстрый гонщик, тогда как у машины был мощный двигатель, но поворачиваемость и торможение были не настолько хороши, как у «Ямахи».

Можно сказать, миссия выполнена?

Да. За эти восемь лет мы выиграли четыре чемпионата, и в этом году мы еще завершили сезон и с чемпионским, и с заводским титулом.

Что вам дал паддок MotoGP?

MotoGP — это маленькая деревня по сравнению с F1, которую я бы обозначил как большой город. По-моему, слишком большой. Я действительно наслаждался этими годами в MotoGP, тут очень комфортная среда.

Есть ли гонщик или пилот F1, у которого особое место в вашем сердце?

Мне повезло, потому что я работал с очень сильными гонщиками. Я их всех люблю, они мне как сыновья.

Вы когда-нибудь мечтали о том, чтобы увидеть в гонках Кейси Стоунера против Марка Маркеса? Может, хотя бы раз?

Об этом мечтает каждый фанат MotoGP, и я — один из них.

К 2017-му. Какого рода запросы сделали Марк Маркес и Дани Педроса?

У Марка и Дани два разных стиля езды, но они все равно делают похожие запросы. Они оба жаловались на разгон, что означает боковой зацеп. Эта область — критическая для использования большей мощности, и еще она связана с легкостью поднимания машины и разгоном. В этой области «Дукати» быстрее нас.

Вы рассматривали возможность двигателя «биг-бэнг»?

Двигатель с «биг-бэнгом» дает другие ощущения, но мы не знаем, решение это или проблема. Конечно, мы пробовали разные решения, но все равно не знаем, какое лучше. Двигатель «биг-бэнг» — одна из идей, но здесь в Валенсии мы будем тестировать двигатель с другими характеристиками.

Honda была единственным заводом, который выигрывал с четырьмя разными гонщиками. Можно ли сказать, что RC213V — лучший байк на решетке?

В этом году побеждали четыре завода. Это значит, что уровень очень высокий, и мы все очень близко. Есть треки, где «Хонда» была сильнейшим мотоциклом — например, на Заксенринге, но в Австрии быстрее были «Дукати». В этом году единый ЭБУ и введение шин «Мишлен» были двумя факторами, над которыми надо было работать и добиваться разницы. Чтобы побеждать в следующем сезоне, нам надо улучшить все области: поворачиваемость, динамику, разгон… Все.

Что насчет электроники?

В начале нам было очень трудно, но по ходу сезона мы сильно прогрессировали. Сейчас мы используем потенциал софта на 80%, так что место для улучшения есть.

Со всеми этими ограничениями и правилами как думаете, заводы могут потерять интерес из-за того, что им нельзя развивать технологии?

Если правил нет, то это правда — над электроникой можно работать более свободно, но исследования не безграничны, бюджет все равно ограничивает. Даже «Хонда» не может заниматься всем. Да, сейчас у нас есть ограничения, но все равно остается место для испытания новых технологий.

Кэл Крачлоу провел отличный сезон с двумя победами. В следующем году он получит дополнительную поддержку?

В начале сезона у Кэла была та же машина, что у Дани. Потом в Барселоне Дани протестировал другое шасси, у которого были позитивные и негативные элементы. В итоге он решил вернуться на старое, тогда как Кэл запрашивал другие моменты, и он пользуется одним из наших заводских шасси. В общем, мы поддерживаем Кэла и наших сателлитных райдеров. Они получают материал на одну-две гонки позже.

Когда спрашиваешь ваших райдеров о самой важной вещи, которую вы привнесли в Honda, они говорят про технические улучшения, вроде бесшовной трансмиссии или тормозов получше. Вы согласны?

Моя работа была не в этом, это — от наших инженеров. Я занимался тем, что говорил им, какая у нас цель, и чего должны должны были придерживаться инженеры.

За эти годы были какие-то пилоты, которых вы не смогли нанять?

Валентино, Хорхе или Маверик — это очень сильные пилоты. Может, наш опыт с ними мог быть другим, но «Хонда» не может подписать всех гонщиков. Я очень счастлив тому, что для нас сделали Стоунер, Маркес и Педроса.

Было бы по-другому, будь вы боссом HRC в 2003-м, когда Росси решил уйти из Honda?

Меня там не было, я был в Ф-1. Деталей не знаю — я никогда не знал правды о том, что произошло. Слышал много слухов, но и только.

Я как-то спрашивал о самом талантливом райдере, которого видела Honda: Маркес, Стоунер, или Фредди Спенсер. Лучший — Марк? Или в чем его можно было бы считать лучшим?

Конечно, у Марка замечательный талант — это несомненно. По-моему, его замечательная сила в том, что он слушает. У него очень открытый ум, и он выслушивает все, о чем мы говорим. Обычно гонщик приходит и говорит: «Хочу, чтобы байк был вот таким. Пожалуйста, измените байк». По моему опыту, так со всеми пилотами, но с Марком иначе: он скажет, в каком направлении хотел бы пойти, но вы говорите: пожалуйста, Марк, пойдем в этом направлении. Потом он говорит «ОК», и он его пробует. Потом смотрим, что получается.

Какого Маркеса предпочитаете — предыдущего, более агрессивного, или которого из 2016-го, более консервативного?

Обоих. Я с радостью смотрел на рост Марка. Он знает, каковы риски.

Не знаю, каким был первый совет, который вы дали своему преемнику Кувата… О том, чтобы удерживать Маркеса сколько получится?

Не думаю, что мне нужно давать ему этот совет — он и так знает. Там не дураки. Не думаю, что им хочется что-то менять.

Какое будущее у Шухеи Накамото?

Одна вещь ясна — моя жена составила для меня длинный список заданий. Я буду приезжать на MotoGP, чтобы говорить «привет».