Мнение: в чем подлинная уникальность мотоспорта

Некоторые гонщики MotoGP и Супербайка на торможении выставляют «внутреннюю» ногу в сторону для удобства контроля за балансом мотоцикла. За этим приемом стоит своя история, и это просто само олицетворение одной уникальной черты кольцевого мотоспорта, которая основывается на многих разных вещах — на конструкции мотоцикла, на тренировках гонщиков, и даже на контрактных ограничениях.

Компоновка мотоцикла по сравнению с автомобилем очень простая — это просто два колеса и мотор в раме. В мотоцикле с целью нахождения оптимальной развесовки невозможно по разным углам разнести сиденье водителя, мотор, трансмиссию, аккумулятор и прочие элементы, нет большого смысла делать его полноприводным, потому что самые простые решения — самые удобные и эффективные. Для какой бы среды обитания не предназначался байк, в основе это всегда одна и та же машина. Из этого вытекает действительно отличительная особенность асфальтовых гоночных байков — для езды на них пригодятся навыки управления байками неасфальтовыми, вроде кроссовых и дерттрековых.

Ярно Сааринен и Кенни Робертс — два талантливых гонщика, которые в 70-х превратили асфальт немного в грунт. Благодаря им колено стало первой частью тела, которое стало доставать до поверхности трека. Конечно, в мотокроссе после такого можно остаться без здоровой ноги, но у этого подлинно асфальтового приема внедорожные корни. Робертс, большой мастер дерт-трека и популяризатор этого приема (а также силового скольжения), как-то раз оказался свидетелем такой посадки — он увидел это на тренировке в исполнении Сааринена, который сам пробовал разрабатывать это направление. В свою очередь, Ярно тоже не был чистым кольцевиком: до асфальтового дебюта в конце 60-х он занимался спидвеем, в том числе ледовым, где показал хороший уровень — например, в 1965 году Сааринен стал чемпионом Финляндии в этой дисциплине.

До определенного момента только оттянутое в сторону колено было мостиком до мира внедорожных гонок. Примерно в середине нулевых появился еще один «грязный» элемент — полностью снятая с подножки нога. Как и колено, прием издалека напоминает мотокросс и дерт-трек, и даже немного спидвей, но со своим собственным асфальтовым характером. Снимать ногу имеет смысл только на торможении, но никак не на разгоне или прохождении поворота. И конечно, нога в таком случае играет роль своеобразного скользящего по асфальту или просто висящего в воздухе балансира, а не точки опоры, как в дерт-треке.

Superprestigio Dirt Track 2015 Superprestigio-2015-Barcelona-Steve-English-08

В автоспорте такой миграции приемов управления просто не может быть. В «формулах», «кузовах», гонках грузовиков и прочих четырехколесных дисциплинах очень разные приемы, которые больше никуда не подойдут. Например, гонщикам Формулы-1 хорошо подходят тренировки на картах, но им нет никакого смысла гонять на багги или внедорожниках. Это бесполезно.

Кольцевики вроде Марка Маркеса и Валентино Росси делают ставку на дерт-трек, а другие, вроде Андреа Довициозо и Джонатана Рея (чемпиона WSBK), очень любят мотокросс. Такие тренировки часто определяют и посадку гонщика — можно заметить, что у них локти подняты выше и шире расставлены, чем у тех, кто предпочитает тренироваться на асфальте. Например, у Хорхе Лоренсо и Макса Бьяджи, больших фанатов супермото, руки сильнее прижаты к баку.

В общем, когда кольцевики выбрасывают ногу — это все-таки удивительная штука, если задуматься. На торможении с 300 км/ч нога на асфальтовом полотне выполняет примерно ту же функцию, что у кроссменов на 30 км/ч в глубокой колее, или у дерттрекеров на ровном укатанном грунте. Это язык тела в чистом виде. В автомобильных гонках люди жестко зафиксированы ремнями безопасности, и наверное единственное, что их отличает — плавность движения рук и ног: кто-то нажимает на педали и крутит руль резко, кто-то плавно.

К тренировкам на земле райдеров иногда подталкивают и контрактные ограничения: некоторым разрешают использовать спортивные/гоночные байки по назначению только на Гран-При. Соответственно, приходится идти на грунт только потому, что на асфальт свободный доступ закрыт. Мотокросс и дерт-трек — хорошее решение этого вопроса, хотя не только они: звезда Tourist Trophy Джон МакГиннес постоянно гоняет на эндуро (и не с целью рвануть в дальнее путешествие), тогда как бывший чемпион Кейси Стоунер чередует эндуро с кроссовыми байками.

Заглавное арагонское фото Алейша Эспаргаро с согнутой под прямым углом ногой и мотоботом, чертящим по асфальту, вроде бы не показывает ничего особенного, тем более что такой прием вполне можно назвать массовым. Но на этом фото — пласт истории, пласт интересных фактов, пласт чисто рациональных моментов и моментов технических, которые в мире мотоциклов роднят грунт и асфальт так, как этого нет больше нигде.

Это — чистая поэзия на языке мотогонок. Разве не классно?