Итоги первой половины сезона 2016 года: Ducati Team

Команда

Ducati — третья из трех главных марок в MotoGP после Yamaha и Honda, предсезонные прогнозы по которой не сбылись вообще. Гонщик проблемной Honda Марк Маркес возглавляет зачет, пилоты Yamaha не жаловались на свой байк так, как этого можно было ожидать из-за задержки в работе с новым М1, ну а Ducati снова не выигрывает гонок и теряет уйму очков, несмотря на фору от соперников по освоенности универсального ЭБУ Magneti Marelli (Эктор Барбера — чемпион упраздненной категории Open).

В этот раз по абсолютно новому Desmosedici теперь есть год опыта, инженеры лучше знают, от чего отталкиваться и куда идти, но результаты не меняются. Для красных в первой половине сезона традиционно Херес и Барселона-Каталунья — две главные критические точки, на которых их райдеры спотыкаются год за годом. Давно не менявшийся асфальт под полуденным солнцем предлагает еще меньше сцепления, на нем большая мощность байков становится избыточной, частые пробуксовки стирают резину быстрее, чем остальным.

Ничего нового мы и в этом сезоне не увидели: в Хересе первым «Дукати» на финише был Андреа Ианноне (седьмой) с 26-секундным отставанием, в Каталонии таковым оказался Андреа Довициозо (седьмой) — он проиграл победителю 41,4 секунды. Это крайне серьезные отрывы для Honda и Yamaha, но для красной армии — ничего особенного. В прошлом году на этих двух треках цифры составляли 27 и 25 секунд (шестой и четвертый) соответственно. Последний раз сухой красный подиум в Хересе был у Кейси Стоунера в 2009-м, в Каталонии — у него же в 2010-м. Главный конструктор Ducati Corse Луиджи Даллинья последние два сезона успешно сокращал отставание от соперничающих японских заводов, но не наступил ли момент, когда и он уперся в стену?

Благополучные треки для «Дукати» также не изменились, о чем говорят подиумы Довициозо и Ианноне в Лосаиле, Остине и Муджелло — на площадках, где итальянцы попадали в призы и в прошлом году. Сюда же можно отнести потенциальные подиумы в Термас де Рио Ондо и в Ле-Мане — и там, и там скорости хватало на попадание в топ-3, но опять же — эти трассы принесли им призы и в 2015-м, так что даже без сходов в той же Аргентине и Франции Ducati показала бы те же успехи, что и раньше. Марка по-прежнему испытывает большие затруднения на трассах, где ей было тяжко и год, и три, и пять лет назад, и ей по-прежнему легче там, где было легче и год, и (подставьте любую цифру) лет назад.

Единственное место, где красным удалось вернуться на подиум — это Заксенринг, финал первой половины сезона. Однако, заезд все-таки был частично дождевым, а значит, объективной картины он не дал. Несмотря на развитие байка, Довициозо и Ианноне относительно конкурентов на том же расстоянии, что и год назад. Единственная реальная возможность завоевать победу была на первой гонке в Катаре, но также был какой-то шанс — при немного иных обстоятельствах, — сразиться за золото в Италии, Нидерландах и Германии. Иными словами, возможности есть, но воспользоваться ими не получается.

Вероятно, мысленно Ducati уже в следующем сезоне, когда за нее начнет выступать пока что пилот Yamaha Хорхе Лоренсо. Для завода пригодятся и отзывы тест-пилота Кейси Стоунера, который уже провел несколько тестовых сессий на байках прошлого и текущего сезонов. Если и совместная работа двух больших чемпионов MotoGP не продвинет Ducati вперед, то непонятно, на что еще можно рассчитывать. Антикрылья будут со следующего сезона запрещены, так что инженерам нужно найти новую «фишку» для борьбы с постоянным подъемом переда на разгоне.

Спортивный директор Паоло Чиабатти высказал предположение, что завод допустил ошибку в межсезонной подготовке, а именно шинам не уделили достаточно внимания, в отличие от новой электроники. Баланс Desmosedici неоптимален для покрышек Michelin — он слишком сильно смещен в сторону заднего колеса. Это дает пилотам как обычно сумасшедшую интенсивность разгона на свежей резине, но с другой стороны, такой баланс влечет повышенный износ задней покрышки и преждевременное падение темпа (к этому прилагается повышенная нагрузка на мышцы гонщиков, у них выше утомляемость). И даже более того, команда столкнулась со старой проблемой — ее пилоты не знают, где точно находится предел сцепления переднего колеса, и это видно по лоу-сайдам Ианноне в Катаре и Франции, и лоу-сайдам Довициозо во Франции и Нидерландах.

В заводской Ducati главное, что можно оценить в отсутствие прогресса, видимого извне — это глубина ямы, в которой оказались ее пилоты. А оказались они настолько глубоко, что во всей их статистике не найдется подобного периода.

#8 | Андреа Ианноне | 63 очка

КАТ АРГ США ИСП ФРА ИТА КАТ НИД ГЕР
Гонка 3 7 3 5 5
Квалификация 4 6 4 11 3 3 8 9 9

В 2015-м родился новый Андреа Ианноне — такой же стабильный, как и быстрый. К сожалению, в этом чемпионате вместо того нового Ианноне скорее вернулся старый. Старый-новый Маньяк с его постоянной чередой плохих и хороших результатов, — это более классический Маньяк времен Moto2 и первых лет в MotoGP.

В сезоне итальянец сразу встал не с той ноги: в Катаре его лидерство в гонке завершилось лоу-сайдом после пяти кругов, в Аргентине его совместный поздний прорыв на подиум с Довициозо обернулся еще более нелепой ошибкой, когда в предпоследнем повороте Ианноне уронил свой байк прямо под напарника, из-за чего команда осталась без гарантированного второго и третьего места.

Вскоре стало ясно, что проблемы Маньяка только начинаются. Во Франции райдер Ducati допустил ошибку, напоминающую обстоятельствами Катар — он уронил мотоцикл на седьмом круге в погоне за маячившим впереди Хорхе Лоренсо, лидером заезда. Третий случай с этой парой гонщиков, наверное, вышел самым «законченным», ведь если до этого Ианноне падал где-то рядом с Лоренсо, то по ходу заезда в Каталонии итальянец просто врезался в него, и оба выбыли из борьбы. На этот раз оба проводили не самую выдающуюся гонку, на момент инцидента они замыкали топ-6.

Андреа Ианноне (CormacGP)

У Андреа впервые в MotoGP сезон оказался регрессирующим. В 2014-м он был практически в два раза результативнее прошедшего года, то же самое наблюдалось и в 2015-м. Сейчас — ровно наоборот: 63 очка за первую часть сезона откровенно теряются на фоне 118 за те же девять гонок год назад. На этой же стадии в 2014-м итальянец набрал 62 очка.

Четыре «баранки» за семь этапов — это перебор даже для него самого, так часто Маньяк не ошибался за более чем десяток лет своей гранприйной карьеры. Пилот Ducati вне всяких сомнений переживает худший период карьеры, который начался после самого лучшего. Если протянуть линию от его технического схода в Мотеги-2015 (первый ноль в том сезоне) до недавнего столкновения с Хорхе в Каталонии, то получится, что Ианноне за 11 этапов увидел клетчатый флаг лишь в четырех случаях.

Кроме того, его квалификационная скорость тоже пострадала, на первом ряду он пока был только два раза, все остальные квалификации можно назвать скорее неудачными. В сравнении с 2015 годом он проигрывает сам себе: если в зачете BMW M Award у него было 117 очков на экваторе сезона, то сейчас их 95.

Такая черная полоса своих ошибок может подкосить любого вне зависимости от того, насколько тот в себе уверен. Небольшой позитив для Андреа, вероятно, только в том, что мокрые заезды в Нидерландах и Германии он завершил пятым — это лучшее, что райдер «Дукати» показал в дождевых условиях за три с половиной года в MotoGP.

Пожалуй, все инциденты, которые имели место после Аргентины, не играли особенной роли для самого Андреа. Тот случай сбил его ценность в глазах марки — не настолько, чтобы напрямую освободить пилота от контракта, но настолько, чтобы указать ему на дверь косвенным жестом. Ианноне получил от Ducati контракт на следующие сезоны, но с более низкой оплатой, на что тот не согласился. Ему повезло: альтернатива быть отправленным обратно в Pramac Ducati оказалась не единственной, и команда Suzuki с удовольствием возьмет Маньяка к себе на следующие два сезона.

Как бы там ни было, несмотря на вал грубых ошибок, расставание Андреа с Ducati — одно из самых грустных событий сезона, если включить и романтический аспект, а не только спортивный. Ианноне дебютировал в MotoGP в итальянской семье, и она, как когда-то с Кейси Стоунером, почти с нуля вырастила себе сильного гонщика, на которого можно было бы делать ставку в ближайшее время.

#9 | Андреа Довициозо | 59 очков

КАТ АРГ США ИСП ФРА ИТА КАТ НИД ГЕР
Гонка 2 13 5 7 3
Квалификация 6 5 7 4 5 13 10 1 7

Судьба в этом году бьет Андреа Довициозо еще сильнее, чем в прошлом году. К летнему перерыву он подошел с двумя подиумами на старте и конце этой половины чемпионата, между которыми с ним чего только не случилось — это и падения по своей вине в Ассене и Ле-Мане, и сломавшаяся водяная помпа в Испании, и «торпеды» от других райдеров в Остине и Термасе. Очень редко бывает, чтобы один пилот успел через подобное пройти всего за полсезона, но именно это сейчас и происходит с Десмо Дови. Более того, с ним это происходит второй год, так как данная история длится с 2015-го.

Когда начался летний перерыв в прошлом году, у Дови при трех сходах было 87 очков, так что это побольше, чем нынешние 59, которые дают ему не более чем девятое место в зачете. Вообще, для итальянца последние два сезона крайне нетипичны, так как этого пилота в большинстве сезонов отличала высочайшая аккуратность и интеллигентность на треке. Кроме того, каких-то особенных проблем с удачей он тоже никогда не испытывал. Нечто подобное за время в MotoGP с Андреа происходило только раз, на излете половины сезона 2009 — тогда он допустил три схода подряд, хотя в том случае очков у него все равно было больше, чем сейчас (69).

Аналогично началу прошлого чемпионата, Дови участвовал в реальной схватке за победу в Катаре. Правда, в этот раз пилот Yamaha (Хорхе Лоренсо) все-таки смог уехать вперед, но с другой стороны Андреа выиграл стычку с Марком Маркесом за второе место. Такое же второе место ждало итальянца через пару недель в Аргентине, пока его не вынес с трека собственный напарник. Очень похожая авария приключилась с ним и в США — в той гонке он был сбит неудачно затормозившим Дани Педросой. В Испании байк Дови начал лить воду на заднее колесо (сломалась водяная помпа), а во Франции последовала уже собственная ошибка пилота — речь о том самом случае, когда Довициозо и Марк Маркес одновременно упали на торможении в одном из поворотов.

Андреа Довициозо

Домашний этап в Муджелло складывался для него неплохо, но забившася рука заставила райдера «Дукати» сбросить темп и согласиться на пятое место, притом что до 17 круга он занимал призовое третье. Шанс на отличный результат выпал Дови в дождевом Ассене — там он выиграл квалификацию (свою первую с Катара-2015), и лидировал под сильным проливным дождем, пока заезд не прервали по соображениям безопасности. Очевидно, что Андреа весьма уверенно чувствовал себя в таких условиях, особенно когда мотоциклы стали не ехать, а плыть. Тем не менее, когда пилоты пережили ливень и начали вторую часть заезда, Андреа на треке не удержался — он упал на втором круге со второго места, просто отпустив газ в одном из поворотов.

Болезнь «недержания» передка Desmosedici сыграла против него — так как для второй гонки на заднее колесо команда поставила дождевую шину помягче, на байке опять поменялся баланс: держака сзади стало очень много, но впереди — слишком мало, и как итог — вновь подломившийся передок. Хоть какой-то знак «стоп» проблемам Десмо Дови показал на гонке в Германии, где приехал на финиш третьим. Однако, неоптимальное время для смены байка на пит-стопе снова лишило «дукатиста» шанса побиться за что-то более интересное, так как до пит-стопа он 11 кругов возглавлял пелетон.

Конечно, статистика не объяснит, каким образом Довициозо притягивает неудачи, потому что он их действительно притягивает. И если пилотские ошибки Дови и проблемы с надежностью Desmosedici за последнее вполне стали привычны, то убийственные атаки со стороны Ианноне и Педросы — это что-то сверхъестественное. Ианноне почти безупречно провел сезон 2015, Дани же обычно настолько надежен, что врезается в других пилотов не чаще раза в 10 лет. Невозможно точно предположить, что тяжелее эмоциональнее — приезжать в 30-40 секундах от победителя. как в 2013-м, или же ехать где-то неподалеку, но постоянно становиться жертвой целого ряда факторов.

Что касается совместимости с Desmosedici, то можно сделать осторожное предположение, что дальше дела Дови в Ducati точно лучше не станут. Завод уже думает, что изменить в байке к скорому появлению Хорхе Лоренсо, стиль которого гораздо ближе к плавному Ианноне — и тот, и другой тормозят мягче Дови и поддерживают более высокую поворотную скорость. #4 неоднократно комментировал, что в новом Desmo Луиджи Даллиньи ему не хватает стабильности на торможении, и как следствие, он не может показывать свой максимум. Когда завод начнет работать на Лоренсо, затачиванием красного байка под супержесткие поздние торможения будут заниматься, вероятно, еще меньше, так как испанцу этот параметр не очень нужен. Довициозо в такой ситуации остается только пожелать большой удачи.