Кейси Стоунер про MotoGP, рыбалку и другие хобби

Собственное издание известного словенского производителя выхлопных систем Akrapovic — Akrapovic Magazine, — опубликовало у себя большое интервью с экс-чемпионом MotoGP и тест-пилотом Ducati Кейси Стоунером. Австралиец рассказал о своем восприятии текущей ситуации в чемпионате, увлечении рыбалкой, интересу к автомобильным гонкам, и о прочем.

Какой была главная причина вновь сотрудничать с Ducati?

Я думал по ходу 2015 года о том, чтобы больше не работать с «Хондой», потому что у меня было впечатление, что она не использует мои данные и мой вклад с тестов. Я знаю свою ценность как тест-пилота, потому что я могу многое предложить инженерам-разработчикам, могу выжимать очень быстрые времена и получать более хорошее представление о том, что делает машина.

Когда ко мне подошли из «Дукати» в прошлом году, я решил, что люди в «Дукати» точно хорошо воспользуются моим вкладом. По ходу моего первого периода в «Дукати» между мной и командой всегда все было хорошо, меня разочаровали только некоторые решения, которые были приняты, пока я за них выступал. Но сейчас я выстроил с «Дукати» новые отношения, я правда хочу помочь им вернуться на вершину MotoGP. Я в определенной степени все равно буду вовлечен в MotoGP, но на каждую гонку ездить не стану, и не стану делать полностью то, что связано с «постоянкой».

Насколько сильно изменились байки MotoGP за последние годы?

Трудно сравнивать, потому что последний раз, когда я выступал за «Дукати», у нас была рама из углеволокна, 800-кубовые моторы и другие шины. Таким образом, сейчас ощущения не такие, хотя и сидишь на таком же типе мотоцикла. Разница существенная: сейчас у «Дукати» алюминиевое шасси, 1000-кубовые моторые и шины «Мишлен». Все это дает совсем другие ощущения от мотоцикла.

Когда ты вернулся на нынешний Ducati MotoGP, тебе пришлось подстраивать свой стиль?

Одна из моих сильных сторон — в том, что у меня нет конкретного стиля езды. Я подстраиваюсь под любой байк настолько, насколько нужно. Думаю, вот по этой причине я могу быстро ездить на любых байках — я могу адаптироваться вместо того, чтобы просить изменить машину под мой стиль езды. Гонщик должен делать и так, чтобы приспособиться к байку, потому что идеального мотоцикла вы никогда не найдете.

Как тебе чемпионат MotoGP сегодня, по сравнению с временами твоих выступлений? Он изменился?

Мне кажется, в регламенте должно быть больше стабильности, хотя бы на пять-восемь лет. Это побудит больше заводов вернуться в спорт — вроде «Кавасаки», например. Каждый раз, когда регламент меняют, это стоит больших денег, потому что заводам нужно строить новые мотоциклы, развивать их, к тому же изменения в правилах не всегда обеспечивают лучшие гонки.

Стандартный ЭБУ, который внедрили в этом году — это шаг в правильном направлении, хотя думаю, что электронные системы все равно слишком продвинутые. Электронные системы не сильно изменились с моей последней гонки, вещи вроде торможения двигателем все равно остаются на высоте. Когда я испытываю «Дукати», то чувствую, что контроль трэкшна и вили очень ограничивает. Кому нужен трэкшн-контроль? Я же говорю: уберите это все и дайте подачу газа контролировать гонщикам. Навыки гонщиков встряхнули бы гонки, пускай они и делали бы больше ошибок.

Из нынешних райдеров MotoGP кого ты больше всех уважаешь и почему?

Когда спрашивают про уважение, не могу обойти Хорхе Лоренсо. Я выступал против Хорхе. За последние годы он доказал, что он — самый сильный и стабильный гонщик, намного. Когда он не выигрывает чемпионат мира, он — первый соперник тому, кто выигрывает. Его выигрыш титула в 2015-м очень впечатлил: он еще не достиг подиумного финиша [в первых гонках], но потом вернулся и выиграл титул. Было несколько мокрых гонок, где дела шли не так, как ему нравится, но в конце сезона он, в отличие от других гонщиков, не был замечен в глуповатых делах. Он преследовал лидера чемпионата и выиграл титул — это была фантастика. Отрицать [способности] Хорхе невозможно.

И я всегда испытывал громадное уважение к Дани Педросе, у которого больше, чем просто невезение. Он талантлив, предан делу и как гонщик недооценен.

Какие у тебя ожидания от борьбы в 2016-м за титул MotoGP?

Не могу сказать, правда. Фаворит — Хорхе, потому что он защищает титул, но два года назад выигрывал Марк, и Росси вернулся. Вдобавок, никогда не знаешь качество «Дукати». Андреа Ианноне в прошлом году поработал очень хорошо и многому научился. Если он приблизит «Дукати» поближе к первым, то те серьезно забеспокоятся. Важная вешь — в том, кто лучше всех адаптируется к шинам «Мишлен». Это трудно.

Из мира гонок чего тебе не хватает больше всего?

Проводить время в паддоке и встречать друзей и механиков, и проехать в квалификации быстрый круг тоже было хорошо. Но я не скучаю по стрессу постоянных гонок, потому что они занимают крупную часть жизни.

Ты когда-нибудь рассматривал вариант создать свою собственную гоночную команду?

Команду в MotoGP — точно нет. Я думал о других чемпионатах — может, мотокросс… но никаких планов нет.

Как насчет поделиться своими знаниями с молодыми гонщиками и, может, открыть школу вождения?

Я продолжаю смотреть, чтобы открыть правильного молодого гонщика. Если нужный гонщик появится, я с удовольствием дам ему советов, но я не буду открывать школу вождения, чтобы выявлять детей с талантом. Чтобы выработать правильный подход к гонкам, нужно побольше, чем просто чистая скорость на мотоцикле.

Кто у тебя был кумиром гонок и почему?

Мик Дуэн, и не только из-за его пяти титулов — скорее из-за того, через что он прошел и как. Удивляет, как он вернулся после своей серьезной травмы [в Ассене-1992] и доминировал в спорте. Я думаю, он величайший гонщик всех времен, и это никак не связано с его статистикой.

Удовольствие больше получаешь от дорожных мотоциклов или кроссовых?

Всегда, когда могу, езжу на кроссовом. Очень люблю водить эндуро, просто креплю сзади палатку и уезжаю на несколько дней. Получаю большое удовольствие, когда с друзьями уезжаю со своей фермы.

А дорожные аппараты?

Когда есть время, люблю ездить со своей женой Адрианой — просто прокатиться на завтрак или обед, пока наша дочь Алли в школе.

Следишь за процессом разработки у Akrapovic? Что тебе известно об этой марке?

Много лет знаю эту компанию, она проделала впечатляющую работу. Я правда в этом году жду визита на ее завод, чтобы все узнать из первых рук. В «Дукати» мне рассказали о высоких стандартах продукции «Акрапович». Если вы ее видели — значит, видели, какие усилия она прикладывает, будь то компоненты для дорожной техники или байков MotoGP. Ваши выхлопные системы — это произведение искусства.

Как ты оценишь роль выхлопной системы в гоночном мотоцикле? Как она связана со скоростью и обратной связью?

Выхлопные системы играют большую роль в мотогонках. Конструкция выпуска и отвод выхлопных газов могут влиять на то, как байк реагирует на газ, добавяет ли она ему момента или максимальной скорости. Технологии в развитии выпуска играют важную роль в гонках, в том числе в отношении экономии топлива.

Что увлекательнее — гонки или ловля крупной рыбы?

Когда я начинал в чемпионате MotoGP, то сказал бы, что особенная рыба в моем списке выше, потому что гонки могут быть очень стрессовыми, но потом я научился гораздо сильнее наслаждаться гонками и своими победами. Но еще хорошо повеселиться можно, поехав ловить рыбу — она тоже как трофей.

На рыбалке переживал памятные моменты?

Когда поймал своего первого баррамунди. Он был 1,3 метра в длину. Я поймал его в Квинсленде, рядом с Бандабергом. Хорошие воспоминания, это точно, но моим самым красивым вызовом, вероятно, была ловля альбулы с высоты, у островов Кука.

Расскажи нам про какую-нибудь наживку из твоей коллекции.

Из того, что мне правда нравится — это ловля каранга, ради него я использую специальную наживку. Ловля таких стоит здоровых усилий — вот почему вам понадобится мощный спиннинг и хорошая приманка. Нужно быть быстрым. Если вы подцепили плывущего каранга, то сразу же возвращайтесь к камням крепить поводок. Он наверняка быстро, насколько сможет, постарается уйти рывковыми движениями. Когда поймал такую рыбу — это приятное ощущение, потому что они могут сломать спиннинг на раз, они очень сильные.

Что тебя побуждает столько бывать на природе?

Я вырос на природе. Мне нравится, чтобы не ограничивали большие города. Быть за городом, на природе — такое всегда было частью моей жизни.

Помимо твоей работы тест-пилотом Ducati, какой еще деятельностью занимаешься?

У меня есть недвижимость под аренду и своя ферма рогатого скота, так что я занимаюсь не только работой тест-пилота и посла «Дукати» — мой календарь довольно плотный.

Мы когда-нибудь увидим тебя на ТВ в роли постоянного комментатора MotoGP?

Нет. Представить не могу, чтобы делать такое постоянно.

Когда ты в конце 2012-го ушел из чемпионата MotoGP, ты проехал сезон в V8 Supercars. Как прошло и почему ты прекратил?

Я выступал в V8, потому что только завязал с MotoGP, и в следующем году хотел чем-нибудь заниматься. И это была не основная серия чемпионата V8, так что в ней было всего семь гонок, то есть не полный календарь. К сожалению, ситуация оказалась другой, потому что гонки были короче, чем я ожидал, а проморабота была очень-очень затратная из-за моего имени и статуса — их использовали, чтобы придать серии известность.

Вышло не так, как я планировал, так что я взял перерыв в 2014-м и потом начал проводить тесты MotoGP для «Хонды», и теперь для «Дукати». Автогонки у меня «на паузе», но я все равно открыт, если будущее принесет что-то интересное.

Как тебе гонки на двух колесах по сравнению с четырьмя? Сходства есть?

Не так много, если честно. Единственную вещь, которую можно перенести с мотоциклов на автомобили — это понимание шин, скорости и условий держака. Точки торможения и траектории в поворотах сильно отличаются, так что не особенно много можно перенести из MotoGP. Очень часто хороший мотогонщик — не обязательно хороший автогонщик.

Твоим хобби всегда был картинг. Он тебе до сих пор нравится?

Да, картинг для меня — большое удовольствие. Особенно весело на картах с КПП — они затягивают с головой и держат в форме. Люблю проводить по несколько дней на треке с друзьями, и если бы я снова выступал в автогонках, то карты для этого — хорошая подготовка.

Кейси Стоунер на рыбалке