Дэвид Эммет: Лидерство Лоренсо не такое, каким кажется

Изучение протоколов времен с тестов и сопоставление цифр может помочь четче увидеть реальную скорость гонщиков. Ведущий сайта motomatters.com Дэвид Эммет проанализировал времена гонщиков MotoGP, которые они поставили на катарских тестах:

Тесты закончились. Если у команд есть что-то еще, что они хотели проверить до начала сезона, до которого уже чуть менее двух недель, они должны будут сделать это во время практики на первой гонке в Катаре. Они начнут первую гонку сезона 2016 MotoGP с того, на чем остановились в последний день, в пятницу.

Итак, что мы узнали за последние три дня, и особенно в пятницу? Больше всего, что сезон начнется в режиме постоянного движения: все меняется изо дня в день, от часа к часу; команды, заводы и гонщики ищут новые решения, делают корректировки поменьше или побольше, выясняют тонкости настроек байков, единого программного обеспечения и, в первую очередь, изучают новые шины Michelin.

Французские покрышки играли главную роль в пятницу, с большим количеством аварий в течение вечера. Это были падения, когда гонщики подбирали темп, чтобы установить быстрый круг. (Гонщики скажут вам, что это только тесты, и они на самом деле не стараются, и они не обращают особого внимания, где они находятся в протоколе, потому что это не имеет никакого значения. Но они врут. Это имеет значение, больше всего в психологическом плане).

Поиск идеальной шины

Это произошло также отчасти из-за передней шины «Мишлен», которая была доступна для тестов. Были использованы мягкий и жесткий комплекты передних шин для основных гонщиков, с большой разницей между ними. Мягкая была немного слишком мягкой, что вызывало проблемы при резком торможении по прямой линии, особенно «Хонде», и не хватало обратной связи. Жесткая была лучше, но было слишком трудно использовать ее в Катаре, из-за низких температур и росы, которая образуется на трассе после 10 вечера.

Тестеры команд «Хонда», «Дукати» и «Сузуки» получили вариант промежуточной между двумя шинами, что были доступны остальным. По всем отчетам этот вариант достаточно жесткий, чтобы обеспечить обратную связь, но не слишком, чтобы это стал критичным при понижении температуры. Эта шина будет доступна в гонке и возможно решит большинство проблем у большинства гонщиков. Но это все еще только начало новой эры с «Мишлен», и французский производитель по-прежнему посреди процесса обучения. Учитывая, как сильно байки изменились за семь лет — с тех пор, как «Мишлен» покинул серию, — они сделали удивительно хорошую работу. Но будет еще много проблем с не вполне совершенным набором шин для большей части первого года. Очень жаль, что именно гонщики будут платить цену переходного периода падениями, которые влекут за собой ушибы, а в некоторых случаях и переломы костей.

Хорхе Лоренсо возглавил итоговый протокол, что неудивительно: действующий чемпион мира хорошо взаимодействует с новыми шинами и новой электроникой. Yamaha — по-прежнему выдающийся мотоцикл, что подкрепляется пятым местом Валентино Росси, который только в одной десятой позади Скотта Реддинга. Гонщикам заводской Yamaha помогает тот факт, что у них есть небольшая армия инженеров электроники, которые помогают оптимизировать единое программное обеспечение «Магнети Марелли». В команде Tech 3 есть только один инженер по электронике на двух гонщиков, и нехватка ресурсов отражается их местом в протоколе: Поль Эспаргаро находится на 10 месте, Брэдли Смит — на 12-м.

Погружение во времена

Преимущество Лоренсо выглядело подавляющим: время гонщика Movistar Yamaha более чем на полсекунды лучше остальных. Это тот же разрыв, который отделяет время Скотта Реддинга (впечатляющее второе место на «Прамак Дукати») от времени Пола Эспаргаро, который замкнул первую десятку. Промежутки со второго по десятое невелики: всего в семи тысячных от Реддинга Виньялес, семь сотых до Виньялеса Маркесу на четвертом месте, и три сотых до Маркеса Валентино Росси на пятом.

Но все это не обязательно то, чем кажется. В последний день теста в Катаре многие гонщики провели гоночные симуляции или, по крайней мере, попытались сделать длинные заезды по десять кругов и более. К сожалению для них, многочисленные падения несколько раз означали красные флаги, чтобы убрать мусор с трека. Но времена, установленные гонщиками из первой десятки, поучительны.
Хорхе Лоренсо сделал симуляцию полной гоночной дистанции в 22 круга. Он завершил ее за время 42:46.091 — это около десяти секунд медленнее, чем время гонки Валентино Росси, победителя Гран-При Катара в 2015 году. Сравнивать трудно, конечно, с таким количеством различных факторов: новые шины, новая электроника, различные условия трека и разная мотивация. Первый круг Лоренсо, к примеру, был на четыре секунды медленнее, чем начальный круг Росси во время гонки. Адреналин и концентрация играют большую роль.

Не обязательно все так, как кажется

Тем не менее, гоночная симуляция Лоренсо вряд ли доминирует так же, как его быстрый круг. Марк Маркес сумел показать практически одинаковое с Лоренсо время, когда он провел свой длинный заезд. Гонщик «Репсоль Хонда» сделал большой шаг вперед и нашел некоторые решения для проблем, с которыми ему приходилось сталкиваться в первую пару дней. Если сравнить темпы тринадцати самых быстрых кругов этих заездов, среднее время прохождения круга Лоренсо было 1:56.026, в то время как Маркеса — 1:56,064. Разница составляет менее четырех сотых, а не половину секунды. Для сравнения, средний темп лучших тринадцати кругов Валентино Росси в его длинном заезде был 1:56,202 — почти на две десятых медленнее, чем его партнер по команде. Но две десятых — это не шесть десятых, разделяющие двух гонщиков «Мувистар Ямаха» в итоговом протоколе дня. Падение Росси в начале сессии, возможно, нарушило его план тестов и оказало влияние на его темп.

Аналогичная картина видна, когда смотришь на времена лучших кругов, установленных каждым гонщиком на протяжении пятницы. Взяв во внимание 22 быстрейших круга у гонщиков первой десятки, мы видим, что картина приобретает иные черты. Из гонщиков, которые последовательно ставили быстрые времена в длинных заездах, Марк Маркес был самым быстрым. Лучшие 22 круга гонщика «Репсоль Хонда» быстрее, чем у Лоренсо. Если рассматривать их как 22 последовательных круга гонки (да, это сомнительное и статистически некорректное рассмотрение, но это лучшее, что мы имеем на данный момент), тогда Маркес побил бы Лоренсо на 0,351 секунды.

Еще удивительнее гонщики за Маркесом и Лоренсо. В гипотетической ситуации гонки Скотт Реддинг закончил бы на третьем месте, чуть менее в 1,4 секунды за Маркесом. Валентино Росси занял бы четвертое место, в четырех секундах позади Маркеса, в то время как два гонщика заводской «Дукати» (имеют очень схожий темп) — в шести секундах от теоретических 22 кругов гонки Маркеса. «Сузуки» Маверика Виньялеса, чье время выглядит так впечатляюще на одном быстром круге, почти на десять секунд медленнее, чем Маркес. То есть он на полсекунды с круга медленнее, чем гонщик Repsol Honda.

В таблице ниже приведены суммарные времена, основанные на 22 лучших кругах каждого гонщика:

Гонщик     Среднее         Общее         Кругов    Кругов за 1:55
Маркес 1:55.888 42:29.537  53 13
Лоренсо 1:55.904  42:29.888  52 10
Реддинг 1:55.952 42:30.933  56 15
Росси 1:56.080  42:33.769 55 5
Ианноне 1:56.173  42:35.805 53 6
Довициозо 1:56.182 42:36.001 47 8
Виньялес 1:56.340 42:39.482 49 9
   П. Эспаргаро 1:56.420 42:41.242  42 4

 

Валентино Росси