Сезон 2015 года глазами руководителя Movistar Yamaha (1/2)

2 часть >>

Директор Movistar Yamaha Лин Джарвис и Мануэль Печино поговорили о том, как чемпионская команда 2015 года вела к победам своих гонщиков — Хорхе Лоренсо и Валентино Росси. В первой части интервью Лин объясняет детали своей работы в команде и описывает сходства и различия в характерах двух чемпионов.

В чем заключается ваша работа?

Что ж, я стараюсь держаться на шаг позади. В общем-то, моя работа — удостовериться, что все части на месте. Моя работа — не в участии в ежедневных делах. Если бы так делал, то думаю, что не смог бы заниматься чем-то полезным. Моя работа — удостоверяться, что каждый год нам хватает финансов, что у нас правильные люди на правильных местах, и что наша команда правильно организована. В Японии в основном отвечают за разработку мотоцикла. Моя работа — это скорее работа с командой, с ее структурой, финансами, спонсорами, организацией.

Так что когда ежедневные дела, вы, в общем-то, сидите на стене и наблюдаете за происходящим.

Ага, более-менее. Иногда приходиться слезать со стены.

Как в этом сезоне? Полагаю, что вы как менеджер команды Yamaha не сталкивались с более трудными ситуациями.

Не знаю, была ли она самой трудной, но она, конечно, самая сложная.

В чем разница между трудной и сложной?

Ну, на этой должности я давно. Я был здесь, когда Бьяджи ушел, когда у нас были проблемы со спонсорами, когда Росси ушел в 2010-м… Когда ты на самом высоком уровне, приходиться сталкиваться со множеством разных проблем. Я бы сказал, что это и было самое сложное.

Представляю себе… И главное, что вас волновало — как обозначить равенство обоих.

У меня такое постоянно! Когда мы приехали на 16 гонку сезона, наши гонщики уважали друг друга. Мы знали, что напряжение вырастет. Победить мог только один, а другой точно будет разочарован. Я вообще не ожидал, что будет вмешательство третьего лица.

Третье лицо — Марк Маркес?

Да.

Как думаете, в Малайзии Валентино сгубило давление?

Нет, я так не считаю. Он уже девятикратный чемпион мира. Он мастерски справляется с давлением. То, что произошло в Австралии и Малайзии, было провокацией. Это глубоко возмутило и спровоцировало внутреннее извержение.

Извержение произошло из-за Марка?

Да, и это разочаровало. Это было не только давление, но и стечение обстоятельств.

Разве вы не ожидали подобного?

Я опасался, что на треке такое произойдет между Хорхе и Валентино — агрессивные маневры или что-то такое. Вообще не ожидал вмешательства третьего лица. Это меня расстроило.

Насколько сильно отличаются характерами Хорхе и Валентино?

Это трудно… У них очень-очень разные характеры. Один больше, я бы сказал, ориентирован на группу. Валентино большинство своих дел делает в группе. К тому же на уик-энде с ним та же группа, что была и в начале его карьеры.

У Хорхе не тот случай: мы видели много перемен в менеджменте, так что Хорхе гораздо более индивидуалист по характеру. Думаю, что иногда он довольно трудный сам для себя, но в то же время на него почти невозможно повлиять. Сейчас он пятикратный чемпион мира, он и психологически очень силен.

Валентино тоже силен психологически, но абсолютно в другом ключе — Валентино нравится больше действовать в обществе. Да, и одна из его сильных сторон, думаю, в том, что он сохраняет преданную группу на протяжении своей карьеры. Он даже брал механиков с собой в «Дукати» и обратно, и Уччио — он для него очень важен, — и Макса, помощника, и Альби… У него есть своя прочная основа и, конечно, сообщество фан-клубов — они тоже его поддерживают. Когда он чем-то занимается на уик-энде, он всегда делает это с другими. На ранчо тоже: ему нравится делать дела на ранчо и еще нравится всех приглашать… вечерами на Гран-При тоже, и в наше хоспиталити.

Типичный момент: Хорхе поест со своей маленькой группой избранных людей, но довольно рано, особенно для испанца. Он закончит к 9, 9.30. Валентино до 10.30 даже не появится, но когда появится, с ним будет еще десяток! Потому что это будет вся его группа близких, но эти шестеро разрастаются и он появляется со множеством своих молодых гонщиков, с которыми он работает в Академии.

Валентино и Хорхе — очень разные создания, но сейчас они могут сосуществовать лучше, чем раньше, потому что они повзрослели. Так работает возраст — помогает видеть вещи не только с одной точки зрения.

Но оба очень хорошо работают под давлением, разве нет?

Точно. Мы видели это много раз. Самый последний пример был, вероятно, в 2013-м, когда Лоренсо вернулся после травмы плеча. Это было феноменально, он так быстро вернулся на мотоцикл! И потом во второй половине сезона он невероятно сильно отыгрался и вернулся в борьбу. Хорхе никогда не сдается и продолжает стараться, продолжает атаковать.

И, как вы сказали, будучи практически одним, ему приходится самостоятельно справляться с такими ситуациями.

Это верно, в этом его сила. У него довольно мощный талант. С другой стороны, Валентино — он может быть под давлением на уик-энде из-за того, что дела не идут, как ожидалось, но потом в воскресенье он способен… Я все время говорю, что он вытаскивает кролика из шляпы, потому что иногда он удивляет вас. Ну, лучше бы сказать, что удивляет очень часто. Когда кажется, что все абсолютно потеряно, он может сделать это снова! Я называю его диким лисом, потому что он очень-очень умный, очень смышленный и всегда, когда нужно, может выстрелить.

При этом у меня с ним было много трудных моментов и напряженных дискуссий. Мы не всегда соглашались, но все равно — он должен понимать, что я работаю на «Ямаху», так что я смотрю на то, что лучше для «Ямахи», и не обязательно это всегда лучшее и для него. Однако, если я уверен, что что-то ему не на пользу, то я говорю ему. Думаю, он уважает и понимает мою роль и мое место в компании, и еще ему известно, что поэтому не всегда все удобно для него. Но в то же время, его успех — основа нашего успеха.

В конце концов, я желаю ему успеха, но первым делом я желаю успеха «Ямахе». Возможно, в этом плане в прошлом с Валентино получилось неправильно, потому что в тот момент я фокусировался на достижении лучшего для «Ямахи», а лучшим для «Ямахи» было наличие двух пилотов: Валентино и Хорхе. Хорхе тоже был важен. Валентино в тот момент своей карьеры был эгоцентричен, так что он, может, не осознавал нужд «Ямахи», желания «Ямахи». В общем, он решил уйти.

Но он вернулся.

Когда Валентино вернулся в «Ямаху», для Хорхе это был очень деликатный момент, очень-очень деликатный.

Вы тогда отводили дополнительные часы в качестве психолога Хорхе?

Редко, очень редко. Наша миссия здесь — побеждать, в общем-то. Это самое важное для всех, но и способ побед тоже важен, способ наших действий, потому что мы будем здесь сегодня, завтра и через пять лет. В общем, способ работы «Ямахи» очень и очень важен, мы не можем им пожертвовать. Обе вещи должны быть связаны — победы и путь к ним таким способом, который по нашему мнению необходим.

Что означает «способ»?

Способ демонстрации уважения нашим райдерам. ОК, возможно, иногда мы с ними довольно жесткие, но… У Хорхе трудный характер — вы это знаете, он это знает… я это знаю.

Спорим, вам бы хотелось, чтобы между Хорхе и Вале [вместо ситуации 2015-го] были те же проблемы, что у вас с ними бывали каждый год.

Абсолютно.

Movistar Yamaha

2 часть >>