Чемпионат MotoGP 2015 года: памятные эпизоды (3/3)

<< 2 часть

Заключительная часть подборки запомнившихся эпизодов 2015 года: от Сан-Марино и до финала.

САН-МАРИНО

Валентино берет паузу

Валентино Росси

Если предыдущая гонка в Великобритании осложнялась просто дождем, то в Сан-Марино задачка усложнилась — дождь начался во время заезда, во время заезда он и закончился. Соответственно, гонщикам пришлось дважды сменить мотоцикл. На экваторе гонки стала просматриваться сухая траектория. Первым заехал на замену Лорис Баз, лидеры же тянули до последнего, игнорируя призывы команд. Лишь за 10 кругов до финиша заехал Маркес, за 8 кругов до финиша — Лоренсо.

Росси не хотел рисковать больше всех и сменил мотоцикл последним, в итоге он выехал на трек лишь пятым и пятым финишировал. Первый финиш вне подиума в сезоне после 12 успешных гонок — еще одно внушительное достижение, какого долго не было у Доктора. Если быть точным, то с 2003 года, хотя тогда их было еще больше — 16 из 16. Если же не ограничиваться отдельным сезоном, то последняя последовательная серия из 12 призов была у итальянца на стыке сезонов 2008/2009.

И лидеры чемпионата ошибаются, когда на кону титул, но все это мелочи в сравнении с ошибкой, которую допустил Хорхе Лоренсо…

Цена нетерпеливости

Хорхе Лоренсо (T. Goldsmith)

Хорхе наверняка долго корил себя за эту ошибку. Лоренсо, как и Росси, не хотел рисковать и оттягивал пит-стоп. Но после выезда на трек на покрышках для сухой трассы испанца обошел Скотт Реддинг, сателлитный пилот Honda. Терминатор потерял голову и забыл о главном — покрышки еще не прогрелись. Не успев привыкнуть к сликам, испанец стал ускоряться и после серии правых поворотов вылетел в левом.

Стоит отметить, Хорхе Лоренсо не опустил руки после произошедшего. Испанец допустил глупую ошибку, потерял драгоценные очки, но уже со следующего Гран-При собрался и вернулся в борьбу.

Чем хуже, тем лучше

Брэдли Смит

Самый непредсказуемый подиум в сезоне. Два пилота из трех провели гонку, которая при немного иных обстоятельствах оказалась бы полным провалом. Но именно это привело двух англичан на подиум!

Большую отвагу и выдержку проявил Брэдли Смит. Пилот Monster Yamaha Tech 3 оказался единственным, кто ни разу не сменил мотоцикл — британец рискнул и переждал дождь на сликах, хотя в какой-то момент гонки он ехал лишь 21-м. Все поехали менять мотоциклы обратно на слики, а Брэдли стремительно прорывался вперед и впервые за свою карьеру в MotoGP стал вторым.

Скотт Реддинг провел не менее интересную гонку. Когда соперники поехали первый раз менять мотоциклы, Скотт упал, но смог вернуться на трек и продолжить гонку. На дождевых покрышках мотоцикл вел себя отвратительно, поэтому Реддинг сменил его, как только стала подсыхать трасса. В этот раз все прошло гладко и оперативно. Англичанин полетел по трассе и долетел до своего первого подиума в MotoGP.

Как не надо проводить пит-стопы

Дождь пит-стоп Гран-При Сан-Марино MotoGP 2015 Ducati Андреа Довициозо

Карло Пернат назвал этот Гран-При «сагой о недоверии гонщиков к командам» из-за массового игнорирования указаний о пит-стопах. Ядро саги наравне с пилотами заводской «Ямахи» составил лагерь «Дукати»: и Петруччи, и Ианноне, и Довициозо были достаточно быстры для того, чтобы побороться за место на подиуме, но все три гонщика слишком поздно меняли мотоциклы.

В итоге итальянцы довольствовались шестым, седьмым и восьмым местами соответственно. Холодный душ после сладкого финала предыдущей гонки. В следующий раз гонщики наверняка будут больше доверять пит-бордам.

Арагон, ИСПАНИЯ

Облака рассеялись и показались звезды

Первый сухой этап после Чехии. Последние круги и острая дуэль между грандами MotoGP — Валентино Росси и Дани Педросой. Нетрудно представить, что происходило в этот момент в голове испанца: после операции и стольких невыразительных гонок в этом году отдавать свое серебро просто так он не собирался. По такому Дани многие соскучились.

Нельзя сказать, что схватка была простой и безобидной. И Дани, и Вале были на пределе. Педроса не постеснялся, вынудил своего соперника идти по внешней траектории и буквально вытеснил его за пределы трассы на выходе из поворота. После этого Доктор попытался обойти Дани за счет позднего торможения, но «хондовод» запросто перекрестил траекторию и вернул свое второе место.

ЯПОНИЯ

Помятые чемпионы

Марк Маркес

Заокеанский тур MotoGP лидеры чемпионата начали с небольшими проблемами со здоровьем. Еще до прилета в Японию Валентино Росси ушиб локоть после падения на тесте Michelin. Хорхе Лоренсо получил растяжение связок, слетев с мини-байка во время покашутек у Сете Жибернау. Марк Маркес ехал на велосипеде и при падении серьезно повредил палец на левой руке. Вот в таком состоянии все три больших чемпиона Гран-При принялись за последний кусок чемпионата.

Тише едешь — дальше будешь

Дождь стал буквально преследовать чемпионат, и Япония не стала исключением, когда там прошла третья дождевая гонка за полтора месяца. Предыдущие две Хорхе Лоренсо провел неудачно, ни в одной из них не попав на подиум. Но если в тех случаях ему недоставало скорости, то в Мотеги он переборщил и поехал слишком быстро. Испанец не взял в расчет вероятность ослабления дождя, но именно это и произошло — мягкие дождевые шины на высыхающем асфальте стали перегреваться и разваливаться.

Инициатива перешла к более терпеливым и бережливым пилотам — Валентино Росси и Дани Педросе. Дани не только впервые победил в этом году, но и сделал это как истинный стратег, на ранних стадиях гонки поборов сильное искушение поддать газу и броситься в погоню за лидерами. Поначалу райдер Repsol Honda даже не видел, куда все уехали — он отставал от Лоренсо на восемь секунд, а когда финишировал, был в тех же восьми секундах, но впереди обладателя серебра Валентино Росси.

Напоминание

У Алекса Де Анджелиса обнаружен перелом позвоночника

Хорошо, когда после падения гонщик бодро уходит с места аварии на своих двоих. Хуже, когда он хромает или держится за руку или плечо. Но в гонках никто не застрахован и от действительно серьезных аварий, о чем напомнил японский инцидент с Алексом де Анджелисом.

В субботу на тренировке санмаринец очень неудачно упал, оставшись неподвижно лежать на земле. Позже выяснилось, что у него есть различные повреждения ребер, позвонков и легкого, а также провал в памяти. Райдер, к счастью, поправился и готов к участию в чемпионате 2016 года.

Минус чемпион

Валентино Росси и Ники Хэйден

На треке в Мотеги Ники Хэйден никогда не побеждал, хотя для него это все равно особенное место: в 2003-м он попал на свой первый подиум в MotoGP, а в 2015-м здесь же сделал анонс о завершении карьеры в Гран-При. После Валентино Росси это был самый возрастной гонщик чемпионата (34 года). Теперь в клубе тех, кому за 30, остались следующие персоны: Росси (36), де Анджелис (31), Педроса (30), Крачлоу (30) и Лаверти (30).

АВСТРАЛИЯ

Солнце, океан и мотоциклы

Многие гонщики и фанаты ждут австралийский этап с особым нетерпением. Филлип-Айленд — трек старой школы, расположенный на острове. Переменчивая погода и ветра могут как усилить зрелище, так и навредить ему. Например, как в прошлом году, когда райдеры из-за резкого похолодания в гонке падали как подкошенные. В этот раз было солнечно, а на трассе — по-настоящему жарко. Марк Маркес, Хорхе Лоренсо, Андреа Ианноне и Валентино Росси провели заезд, который вызвал действительно массовый восторг — «битва года», «битва десятилетия» и т.д.

Лидирующая четверка шла очень плотно, что давало шанс победить каждому в ее составе. Расклад сил менялся регулярно, но уверенно лидировали все-таки два гонщика: Маркес и Лоренсо, которых преследовала пара Ианноне и Росси. Только в самом конце заезда стало ясно, что и в лидирующей двойке тоже нет паритета: самым быстрым на треке оказался Марк — он выиграл гонку, хотя за два круга до финиша только замыкал этот паровозик. Хороший результат для гонщика, который не добирался до финиша в двух предыдущих визитах в Австралию.

Жертвоприношение

Андреа Ианноне (инцидент с чайкой, Австралия, 2015)

Довольно неожиданно было увидеть в австралийской битве Андреа Ианноне. Все же привычней, когда четверка претендентов на победу состоит из пары заводских «Хонд» и пары заводских «Ямах», но в этот раз было свободно одно место из-за Дани Педросы, который особо никогда не дружил с Филлип-Айлендом. Андреа показал гонку самого высокого уровня, включая очень эффектный двойной обгон Маркеса и Росси.

Предыдущие два подиумных результата он добыл в менее горячей обстановке. Что изменилось в этот раз? Возможно, ответ — в столкновении с чайкой, которую мог сбить любой райдер из лидирующей группы… но сбил почему-то именно тот, чье прозвище — Маньяк.

Сход с дистанции

Джованни Куцари

Как известно, владелец Forward Racing Джованни Куцари летом был арестован, когда его стали подозревать в отмывании денег и ряде других преступлений. Подозрения не подтвердились, внимание следствия переключилось на других людей, и итальянца отпустили из-под стражи. В сентябре он вернулся к делам и приехал навестить свою команду на Гран-При Сан-Марино.

Все бы хорошо, если бы у команды остались ее спонсоры, но почти все компании, разместившие свои логотипы на мотоциклах Forward, ушли, взбудораженные новостью об аресте Джованни. Они не дождались окончания истории, хотя Куцари оказался абсолютно невиновен. Попытки руководства проекта что-то предпринять не исправили ситуацию, и ему пришлось завязать с MotoGP, о чем команда сообщила после Гран-При Австралии.

Так этот проект ушел в историю вместе с классом Open, хотя первое никак не связано со вторым.

МАЛАЙЗИЯ

Осторожно, взрывные работы

Валентино Росси и Марк Маркес, MotoGP Гран-При Малайзии 2015
Апогей борьбы между Валентино Росси и Марком Маркесом и четвертая схватка один на один за год. Почти с самого начала гонки шла ожесточенная борьба — итальянец воспринял многочисленные агрессивные обгоны испанца как месть за прошлые спорные инциденты и решил привести его в чувство…

Далее произошло то, что произошло. Впервые за три года в MotoGP Марк проиграл равному конкуренту все прямые схватки — Сепанг добавился к Сильверстоуну, Ассену и Аргентине. С другой стороны, если испанец добирался до финиша, то в два раза чаще оказывался перед Росси, чем за ним.

Валенсия, ИСПАНИЯ

Круг на миллион

Лоренсо и Маркес

Хет-трик Хорхе Лоренсо в Валенсии начался с персонально лучшей квалификации года, в которой он занял поул с преимуществом в 0,488 секунды над вторым местом. С одной стороны, цифра не из самых разгромных, если учесть, что за последние три года Марк Маркес и Honda «набили» немало подобных поулов. С другой, когда на такое же время «Ямаха» опережает «Хонду» — это уже любопытнее.

Пилота порадовал собственный результат, обновивший рекорд поула Маркеса 2013 года. Он признался, что не смог бы повторить такой круг и после сотни попыток.

На этот раз нет

Андреа Ианноне

Андреа Ианноне практически безупречно провел год с точки зрения числа серьезных ошибок. Таких у него было ноль, пока не наступил черед последнего Гран-При Валенсии. Формально к тому моменту у него уже было две «баранки», но по механическим причинам.

Маньяк Джо решил отбросить лишнюю осторожность и зайти за свои 100%, чтобы побороться в гонке с Дани Педросой. Победа над Педросой могла принести ему четвертую позицию в итоговом зачете, которую он из-за тех сходов недавно потерял. Не получилось: не прошло и трех кругов, как Андреа вылетел с трека и разобрал свой мотоцикл на запчасти. Дани помчался дальше. Так итальянец допустил единственную пилотскую ошибку за целый сезон — подобного у него было ни разу за 11 сезонов в Гран-При.

Обгонное настроение

Главных соперников по чемпионату на старте финальной гонки разделяло 24 мотоцикла. Через круг их стало 13. Еще через два круга — 7. На следующую пятерку Валентино Росси потратил уже 10 кругов, но большего он был сделать не в силах. К моменту, когда Доктор разобрался с Андреа Довициозо, он увидел перед собой чистый трек и никаких признаков присутствия Хорхе Лоренсо, до которого было 13 секунд. Первая тройка продолжала уезжать дальше.

Вероятно, самая выдающаяся гонка у Валентино из числа тех, в которых он не попал на подиум. На круге возвращения в боксы Росси собрал поздравления почти от всех райдеров MotoGP.

Решающий фактор

Лоренсо, Маркес, Педроса

Марк Маркес после инцидента в Малайзии сообщил, что не хотел бы повлиять на исход чемпионата в Валенсии. Но ту ситуацию уже нельзя было поставить на паузу — вся Repsol Honda оказалась втянута в эту борьбу по умолчанию, так как располагала байками, близкими по потенциалу к заводским YZR-M1. Несмотря на любые заявления, четверка быстрейших мотоциклов на решетке в Валенсии от этого не менялась.

Дани Педроса и Марк Маркес, попав в «бутерброд» между Валентино Росси и Хорхе Лоренсо, помогли последнему перекрыть дефицит очков и добавить сверху еще пять баллов. В случае, если бы Лоренсо в заезде уступил им обоим, этот дефицит перекрыть у него не получилось бы. Образно говоря, при такой ситуации любой из пилотов Movistar Yamaha получал титул «из рук» Repsol Honda.

Финал этого года подтвердил: если число действительно быстрых мотоциклов превышает число претендентов на титул, то вмешательства в «разборку» со стороны в том или ином виде никак не избежать.

100%

Смит и Росси
Сразу два человека Yamaha сумели в прошлом году увезти очки со всех гонок — это Валентино Росси и Брэдли Смит. Нечастое достижение само по себе, а в количестве двух человек за раз — вообще исключительное. Последние несколько лет такое не удавалось никому — даже у самых лучших райдеров нет-нет да один прокол и произойдет. «Засуха» длилась пять лет — после Хорхе Лоренсо в 2010-м вершина пустовала.

Список покорителей «зачетного» Эвереста в эре MotoGP невелик — это Валентино Росси (2003, 2008, 2015), Брэдли Смит (2015), Хорхе Лоренсо (2010), Крис Вермюлен (2009), Кейси Стоунер (2007) и Колин Эдвардс (2005).

В эру злых «пятисоток» подобное встречалось еще реже. Последний аналогичный случай был в 1994 году, в котором тоже два райдера одной марки (Honda) — Мик Дуэн и Альберто Пуч — не допустили ни одной ошибки за сезон.

Дело сделано

Хорхе Лоренсо

У Yamaha есть свой маленький клуб трехкратных чемпионов — Кенни Робертс, Уэйн Рэйни и теперь Хорхе Лоренсо. Членов клуба, кроме количества титулов, объединяет также абсолютная лояльность бренду. Робертс в свои гранприйные годы (1978 — 1983) выступал только за «Ямаху», как и Уэйн Рейни (1988 — 1993). Как будет дальше развиваться карьера Хорхе, неизвестно, но сам он не высказывает намерения когда-либо сменить команду.

Также важными персонами для гоночной истории марки являются Эдди Лоусон и Валентино Росси. Они тоже выигрывали для Yamaha титулы (три — у Лоусона и четыре — у Росси), но при этом успешно выступали и на Honda. У этих райдеров — своя собственная маленькая «тусовка», потому что они единственные за всю историю MotoGP, кому удалось защитить титул на мотоцикле другой марки (1988/1989 у Эдди и 2003/2004 у Вале).

Кстати, 330 очков, которые испанец набрал в этом году — это ровно то же самое, что он набрал в 2013-м. И тогда титул забрали в последней гонке с минимальным преимуществом, но в тот раз оно оказалось не в пользу Лоренсо.

<< 2 часть