Вилко Зиленберг о Michelin, новой электронике и стартах Хорхе Лоренсо

Менеджер команды Хорхе Лоренсо Вилко Зиленберг и портал crash.net поговорили о проблемах, которые сейчас испытывают гонщики в работе с шинами Michelin и новой упрощенной электроникой Magneti Marelli. Также Вилко объяснил, почему Лоренсо намеренно отрабатывает на уик-эндах плохие старты.

Где сейчас опасная зона у Michelin? Когда пилоту нужно быть максимально осторожным и перестраивать голову?

Ну, вполне ясно, что не на разгоне, когда байк стоит вертикально! Но тут еще есть зависимость от ваших настроек, поэтому некоторым трудно на торможении, когда передок уже блокируется. Другим — в середине поворота: они теряет перед, как только открывют газ. В общем, здесь и поведение мотора, и стиль езды.

Например, Дани тормозит жестко в вертикальном положении, быстро поворачивает и потом быстро поднимает мотоцикл — это его стиль и он к тому же вполне подходит для «Мишлен», потому что ты не так долго загружаешь боковины в наклоне и не слишком многого просишь от передка. Полагаю, что Хорхе, Марку и Вале чуть труднее, потому что они тормозят жестко, но при этом и глубоко [в повороте]. К этому их приучил «Бриджстоун» — у себя в голове им нужно немного перешагнуть этот момент. Это тяжело!

Какие были первые впечатления от ECU?

Ну, там надо проделать много работы.

Росси после первого дня сообщил: это все равно что вернуться в 2008-й…

Я бы сказал, что во второй день мы наверстали три-четыре года! Это правда — нам нужно над этим много работать. Конечно, эти мотоциклы — «Хонды» и «Ямахи» — в этой области были очень хорошо настроены: контроль вили, трэкшн-контроль, торможение двигателем… все эти вопросы. Теперь вдруг дали другую систему, которую они еще не тестировали, так что нет странностей в том, что в первый день они чувствовали себя потерянными: «Оп, оп… что это было?» Но стоило им только посмотреть данные, как они увидели, что шло не так. Теперь это вопрос настроек во всем.

Маркес говорил, что электроника слишком много обрубает и не дает ему плавно скользить…

Ага. Думаю, у нас так же. Не могу дать конкретный ответ, потому что не ездил на мотоцикле, но судя по тому, что я услышал от Хорхе, ECU многое контролирует и не так, как надо.

Считаете, что перемены пойдут гонкам на пользу в следующем году?

Что ж, я пока вижу, что первый парень всего на секунду быстрее 15 парня. Вероятно, мы замедлились на полсекунды или больше, а остальные парни — меньше, особенно из «Дукати», потому что мы не знаем, что они используют в данный момент… так что это другой вопрос. «Сузуки» тоже очень быстры, но мы не знаем, какой софт они используют. Думаю, что если посмотреть на протоколы времен, то они очень плотные, так что сейчас трудно сказать, у кого есть преимущество, у кого нет. Все очень близко.

Как думаете — число мелких ошибок может увеличиться, из-за чего станет труднее держать стабильные времена круга?

Если честно, слишком рано говорить.

Вилко, последний вопрос. Когда Хорхе тренирует старты, то обычно они правда плохи, но в гонках они идеальны. Он намеренно практикует грубые старты, чтобы собрать информацию для идеальной настройки под реальный старт? Что там происходит?

Да. Знаете, в этом области Хорхе довольно особенный, потому что на практиках он рискует всем, чтобы неправильно делать старты — это вполне надежно, чтобы взять хороший старт в гонке. Например, слишком быстро бросает сцепление — так он может уменьшать динамику до уровня, необходимого ему в гонке. Он заходит слишком далеко — так он может учиться и готовиться. После этого на реальном старте он в большей безопасности.

То есть Хорхе знает, что тренировочные старты, вероятно, будут так себе? Иногда он не выглядит довольным…

Да. Иногда на практиках он пробует делать хорошие старты, но при этом он делает все, чтобы байк встал на колесо, или буксовал, или что угодно — так он может попытаться найти лучший способ все настроить под старт гонки. Но это трудно: на практиках он много раз жаловался, а я отвечал: да, но ты был на грязной стороне трека! Нам не стоит слишком сильно затачивать сет-ап под грязную сторону. В любом случае, в гонке у нас все работает правильно.

Лоренсо и Маркес