Интервью с Марком Маркесом: Анализ 2014 года и секреты успеха

Еще перед стартом сезона Марк Маркес дал увлекательное интервью, в котором рассказал много интересного о мире мотоспорта, в том числе о сильных и слабых сторонах мотоциклов разных производителей в MotoGP.

Марк, чего ожидаешь от предстоящего сезона 2015 года?

Я полагаю, что на этот раз Лоренсо будет гораздо сильнее. Я считаю именно его своим самым сильным соперником, а потом уже Валентино Росси. Лоренсо столкнулся в 2014 году с многочисленными проблемами, но в Муджелло и Барселоне было заметно, что у него все еще огромный потенциал.

Как прокомментируешь Гран-При Австралии, в котором ты оторвался ото всех на четыре секунды, а потом упал? Это был эксперимент?

Тогда я был расслаблен, так как уже выиграл титул, и действительно решил поэкспериментировать в последних гонках с настройками и тактикой. Яркий пример — Гран-При Австралии. Обычно я стараюсь провести хорошее начало гонки, держаться вплотную к лидерам, а уже под конец начать агрессивно атаковать. В тот раз я решил жестко атаковать с самого старта, заделать комфортный отрыв и контролировать его до самого финиша, проведя гонку в одиночестве.

Таким образом, ты хотел провести гонку в стиле Стоунера, Лоренсо, Педросы и даже Дуэна.

Да, именно. Провести максимально сильно первые 15 кругов, а заключительные пять уже менее агрессивно.

А что вышло в итоге? Ты явно не планировал закончить гонку таким образом.

Очевидно, эта стратегия мне не подходит. Я теряю концентрацию, когда еду в одиночестве. В определенных случаях я могу придерживаться этой тактики, но тогда явно был не тот случай.

Ты больше не будешь пробовать проводить гонки с подобной тактикой?

Не знаю. Как я уже отметил, лично мне проще оставаться с соперниками. Это позволяет сохранять концентрацию и, в итоге, это менее рискованно, чем езда в одиночестве. Пожалуй, я предпочитаю борьбу колесо в колесо. Это увлекательно.

Говорят, что под давлением ты часто совершаешь ошибки, и это является твоим самым слабым местом.

И они неправы. Под давлением я чувствую себя замечательно. Всю первую половину сезона на меня было оказано огромное давление, но я выиграл первые десять гонок.

Вообще, после лета я был в довольно-таки странной ситуации. У меня уже был приличный запас, но я все равно продолжал сильно рисковать в гонках. Это было особенно заметно в Мизано, когда я без памяти рванул за Валентино, который был нереально сильным. По-хорошему, я должен был сохранять спокойствие и не рисковать лишний раз.

То же самое произошло и в Арагоне?

Нет, там ситуация была совершенно иной. Многие считают, что я пошел на ненужный риск, оставшись на сликах на влажной трассе, но я чувствовал себя уверенно. До падения и подумать не мог, что ситуация может выйти из-под контроля. Я чувствовал себя комфортно и был полон решимости выиграть.

Думаю, основная проблема — отсутствие опыта выступлений в таких погодных условиях, но, думаю, если учесть, что мне 21 год, допускать такие ошибки пока позволительно.

И чему же ты научился в Арагоне?

В некоторых ситуация очень сложно сделать правильный выбор. Иногда не стоит полагаться только на свои ощущения. Если вы на сликах, а на треке начинается дождь, — лучше перестраховаться. Самый лучший пример — Хорхе Лоренсо, выигравший ту гонку. Он сделал самый лучший выбор. Однако, в Валенсии он явно перестраховался, за что поплатился. Все зависит от ситуации. Постараюсь не совершать подобных ошибок.

А как ты относишься к разговорам, что доминируешь только благодаря Honda?

Это чушь. Не знаю даже, что могу сказать на эту тему… Люди, говорящие такое, точно ничего не понимают в мотоциклах.

Если помните, Росси попадал в подобную ситуацию, и перешел в Yamaha, чтобы доказать неправоту бытующего мнения и найти новую для себя мотивацию. Рано или поздно мне тоже придется как-то мотивировать себя.

В настоящее время с этим проблем нет, потому что я полностью удовлетворен своим положением, я люблю свою команду и мотоцикл. Впереди у меня как минимум два года с Honda. Что будет потом, когда я достигну возраста 23-24 лет? Без понятия. Посмотрим.

Как считаешь, ты был бы также быстр и на Yamaha?

Думаю, да, но пришлось бы поменять стиль пилотирования.

Вернемся к твоему мотоциклу.

В гонках всегда происходит одна и та же история. Если Лоренсо выигрывает на Yamaha, то Yamaha сразу становится лучшим мотоциклом. Стоунер выиграл чемпионат на Honda — лучшим мотоциклом резко стала именно Honda. Я же уверен, что Yamaha на том же уровне, что и Honda. А еще… Лучшего просто-напросто не существует.

Что ты имеешь в виду?

Существует лучшая комбинация: мотоцикл-команда. У меня такая есть, причем самое главное — это команда, которая адаптировала под меня мотоцикл. Также стоит отметить, что мне в некотором роде повезло. Honda идеально подходит под мой стиль пилотирования. И поэтому многие думают, что выигрывает мотоцикл, а не я.

Правда ли, что Кэл Крачлоу спрашивал у тебя совет на тестах в Валенсии?

Он спросил у меня: «Скажи, как ездить на этом мотоцикле так, как это делаешь ты?!». Пожалуй, для того, чтобы быть быстрым на Honda, нужно уметь очень хорошо приспосабливаться.

А в какой области с Honda особенно трудно?

Трудно быть постоянным, стабильным на протяжении долгого времени. Поверьте, на Yamaha в разы легче добраться до пилотирования практически на пределе. Зато им сложнее переступить эту границу. На Honda все ровно наоборот. Почувствовать мотоцикл и дойти до его предела сложно, но если получится, то сможешь зайти еще дальше, но для этого нужно начинать экспериментировать с настройками и слиться с мотоциклом воедино.

В итоге, если слиться с ним, то становишься непобедимым?

Ну… У меня есть напарник, и я вижу, что он также очень быстр и последователен. Повторюсь, так вышло, что Honda, похоже, создана под мой стиль пилотирования, и я выжимаю из нее максимум. На определенном треке я могу добиться идеальной обратной связи и баланса настроек, но уже на следующем Гран-При вновь возникают серьезные проблемы и приходится начинать все заново. И, знаете, если у вас есть с Honda проблема, то нужно просто принять это как факт, смириться и работать. Знаете, какая у меня проблема?

Какая же?

В прошлом году Honda была нереально агрессивна. Я крайне часто жаловался механикам на это. И как думаете, что изменилось в мотоцикле 2015-го года? Правильно, он стал еще агрессивнее!

Может, это как ДНК? Возможно, если хочешь мощный двигатель, то с подобными проблемами приходится мириться?

Возможно. Если кто-то хочет быть быстрым на Honda, то должен выжимать из себя все 100% на каждом круге. Нужно ехать на пределе возможностей, а переход на более мягкий стиль пилотирования повлечет за собой только лишь снижение скорости. Повторюсь, ехать нужно на пределе, забыв обо всем.

И именно поэтому тебе Honda далась с такой легкостью?

Ну, ничего не дается легко, но я могу говорить, что этот мотоцикл сделан под меня, так как я всегда пилотировал очень жестко и на пределе. Многие сильные гонщики, имеющие разные стили пилотирования, перейдя в Honda, были сломлены. Не всем дано обуздать агрессивность.

Фредди Спенсер говорит, что ты способен пилотировать на пределе, совершая минимум ошибок. Он считает, что у тебя есть особая связь с мотоциклом, которая позволяет тебе ощущать себя еще комфортнее на максимуме. Даже если мотоцикл скользит слишком сильно, ты понимаешь, что все под контролем и можешь пришпорить его еще сильнее?

Это то, над чем я очень много работаю. Я стараюсь добиться, чтобы мотоцикл делал все так, как хочу этого я. Это непросто и часто есть вероятность падения, но я получаю сигнал, что падение уже совсем близко и в какой-то мере держу ситуацию под контролем.

Но ведь всегда можно найти компромисс?

Если хочешь быть быстрее на входе в поворот, на выходе будешь медленным. Если войти в него медленно, следовательно на выходе будешь быстрее. Это правило, работающее на протяжении всей истории мотоциклов. Но на Honda у тебя нет особого выбора, а с новой версией ситуация стала еще серьезнее.

Какие пожелания ты выразил инженерам на последнем сборе 2014 года?

Я хочу уменьшить мощность двигателя. Я попросил изменить характеристики двигателя. Он слишком агрессивный из-за мощности, но в то же время я не хочу терять все его плюсы.

А помогает ли тебе скольжение?

В 2012 году Кейси Стоунер был лучшим в этой области, но он начинал скользить лишь с центра поворота. Думаю, я первый, кто начал практиковать прохождение в скольжении абсолютно всего поворота.

Это пилотирование техники как в Moto2?

Да, действительно, в Moto2 это уже принято за норму, но я могу это с легкостью проделывать и в MotoGP, так как мне позволяет это делать Honda. Уверяю вас, Поль Эспаргаро также способен пилотировать таким образом, но не на Yamaha. Подобную технику имеет и Маверик Виньялес, но все зависит от того, позволит ли ему Suzuki пилотировать так.

Как ты натренировался этому?

В основном, я тренировался на дерт-треке. Это основа моего обучения, которая мне безумно нравится. Мотокросс — моя страсть.

У тебя за плечами два титула. Ты остался прежним?

Да, я чувствую себя таким же обычным человеком, и жить хотел бы тоже как нормальный человек. В Испании это уже невозможно, как и в Италии. Мне сказали, это цена славы. Я стараюсь всегда быть доброжелательным. Мне приятно, когда люди хотят сфотографироваться со мной.

Теперь ты звезда.

За последние пять лет я достиг многого. Я считал, что добиться такого невозможно. И все, чего добился, сделано за счет упорной работы над собой.

И все-таки ты в чем-то изменился.

Теперь я увереннее. Также с возрастом я перестал верить кому-либо, как делал это еще молодым парнем. тем не менее важно, что я наслаждаюсь своей работой. Это прекрасные моменты, я счастлив, к тому же стою на земле обеими ногами. Ни в коем случае нельзя зазнаваться, и я понимаю это.

Марк Маркес, Repsol Honda Team, MotoGP 2014