Николя Гойон: Благодаря Эспаргаро Yamaha смогла открыть новое направление в развитии YZR-M1

Поль Эспаргаро ценен для Yamaha по двум главным причинам: во-первых, он быстро адаптируется в свой дебютный сезон в MotoGP и уже «везет» марке солидные результаты. Во-вторых, его стиль езды заставил предстать YZR-M1 в немного ином свете — юный Эспаргаро показал, что этот байк не настолько заточен под аккуратную и выверенную езду Хорхе Лоренсо и Валентино Росси, как считалось до этого года. Поль адаптировал для мотоцикла современный стиль Moto2, и это показалось инженерам Ямахи весьма интересным фактом. Но есть у такой езды и слабые стороны.

Шеф-механик Эспаргаро в Yamaha Tech 3 Николя Гойон объясняет преимущества и недостатки техники езды Moto2 в старшей категории Гран-При.

Как мы знаем, «ямаховский» стиль заключается в максимальной плавности и поддержании в поворотах максимально возможной скорости, из-за чего мотоцикл чаще находится в наклоне. Это значит, что тормозить нужно строго по прямой линии, не давая колесам «гулять» на ней. Несколько гонок Поль Эспаргаро уже проехал скорее в стиле Моto2. Почему он так делал, и говорил ли он с вами на эту тему?

Да, конечно. Yamaha хочет попробовать это направление, а Пол, естественно, первый чемпион Moto2, который работает с Yamaha, так что их очень заинтересовал новый стиль. Мы понимаем, что у всех гонщиков Moto2 — нового поколения пилотов — свой особый стиль, при котором, как все знают, они достают локтями до земли, а их мотоциклы практически боком заходят в повороты на торможении. Поль — самый первый, кто проделывает такое на Ямахе.

Поэтому компании все это очень интересно, особенно с точки зрения погони за Хондой. Если мы наблюдаем за Хондой, то видим, что там такая езда становится все более привычной. Поэтому Ямаха много вкладывает в Пола, ведя разработку в этом направлении, особенно в аспекте торможения. Мы работаем над настройками, над торможением двигателем, пытаемся понять, стоит ли Yamaha и дальше идти в этом направлении.

Что именно вы делаете с мотоциклом, чтобы он так ехал? Он сильнее тормозит двигателем? В торможении активно участвует задняя часть?

Во-первых, как мы могли наблюдать в том году, Ямаха на торможении вела себя довольно нервно, байк двигался туда-сюда. Поэтому мы попыталсь добавить плавности, и я думаю, это у нас получилось. Целенаправленно в этом вопросе мы начали работать в Ле-Мане. Работа объединила в себе общие настройки, настройку торможения двигателем, и так далее, чтобы смягчить мотоцикл, загрузить задок, и взять под контроль пробуксовку заднего колеса, чтобы мотоцикл лучше стоял на траектории в повороте.

Все ли работает как надо в нынешнем мотоцикле, или будут вноситься измненения?

Я думаю, в каком-то смысле мы уперлись в стену в разработке байка. Как мы уже упомянули, издавна сильной стороной M1 является скорость в поворотах. Мотоцикл заточен на торможение строго по прямой, после чего можно отпускать тормоз и очень быстро заходить в поворот. Поэтому Полу сейчас немного сложно с его стилем торможения так делать, то есть мы в этом плане продолжаем искать свой путь. Пока что наработки не позволяют полностью адаптировать М1 для Пола, и можно сказать, что единого направления для развития у нас нет.

А тут есть зависимость от трека? Для одних такой стиль подходит лучше, чем для других?

Да, именно так. Даже более того, такая езда больше подходит для конкретных поворотов конкретных трасс. Скажем так, ей нужны жесткие торможения и компактные повороты, тогда все идет как надо. Но добавьте туда ходовые повороты, в которых нужно тормозить в наклоне, и езда сразу усложняется.

В общем, она подходит для Ле-Мана, Мотеги, но не для Филлип Айленда…

В точку.

Так что, в целом, в этом направлении вы уже дошли до предела, за которым этот стиль станет скорее вредным, чем полезным?

Да, точно. Особенно это стало понятно в Брно — в конце уик-энда у нас начались затруднения, так что мы решили, что, наверное, дальше в этом направлении хода нет. Возможно, теперь придется идти другим путем, или настраивать байк более сбалансированно. Но в любом случае, вы правы в том, что дальше здесь мы не продвинемся. Иначе мы будем терять время и ничего не выиграем, а цели у нас другие.

Как думаете — Yamaha начнет перестраивать мотоцикл под стиль Эспаргаро? У вас есть Хорхе Лоренсо — он чемпион мира, и он может выигрывать гонки, и ездит он абсолютно иначе. Но ведь скоро к вам придут новые гонщики из Moto3, Moto2…

Мне трудно ответить на ваш вопрос, так как я не знаю, что ждет Yamaha в будущем. Но насколько мне известно, компания очень заинтересована в этом направлении, и поэтому вкладывается в Пола — телеметрия его нового стиля очень тщательно изучается. Мне кажется, там что-нибудь придумают, чтобы помочь нам продвинуться дальше. Но утверждать ничего не буду — решение за Ямахой.