Разгатлиоглу в MotoGP: почему на этот раз переход возможен

топрак разгатлиоглу yamaha

Уже несколько лет регулярно появляются слухи о переходе Топрака Разгатлиоглу в премьер-класс. Часто их запускал его менеджер Кенан Софуоглу, но чаще всего это оказывались лишь надежды. Однако в последние недели имя турецкого гонщика всё чаще упоминается в связке с Pramac Yamaha — и на этот раз с куда большей уверенностью.

Топрак уже имел дело с M1. Первый тест прошёл в Хересе в 2022 году, но был испорчен погодой. На следующий год ситуация улучшилась — двухдневные тесты в Арагоне — но они не убедили руководство Yamaha. Так Разгатлиоглу ушёл в BMW, с которой в прошлом году завоевал титул в WorldSBK.

Скепсис в паддоке MotoGP по поводу Топрака в какой-то мере объясним. В последние годы ни один гонщик, перешедший из серийных мотоциклов в прототипы, не добился заметных результатов (об этом уже говорилось ранее). Современные MotoGP — с их аэродинамикой, холдаунами и прочими сложными системами — требуют совсем другого стиля пилотирования по сравнению с Superbike, как и покрышки Michelin, используемые в чемпионате.

Тем не менее, шанс увидеть Топрака в MotoGP сейчас действительно есть. Он уже пытался договориться с Honda, но оттуда последовало лишь предложение остаться в Супербайке ещё на год и «возможно» подумать о переходе в 2027-м. Совсем иной подход — в Yamaha. Особенно с учётом того, что Лин Джарвис ушёл, а на его месте теперь Паоло Павезио — человек, хорошо знакомый с Разгатлиоглу по WorldSBK.

Появление такого персонажа, как Топрак, могло бы освежить чемпионат, который сегодня полностью сосредоточен на оси Испания–Италия. Его турецкий паспорт был бы кстати — в том числе и с мыслью о возвращении гонок в Турцию. С 2005 по 2007 годы MotoGP уже выступал в Стамбуле, а в последние годы Dorna пыталась провести этап WorldSBK в Турции, но не получила поддержки от команд (особенно частных). Интереса ехать на Босфор не было, но для MotoGP ситуация могла бы быть другой.

В этом году в календарь вернулась Брно, а также дебютирует Венгрия — попытки Dorna выйти за пределы перенасыщенного испанского рынка (четыре Гран-При в сезоне). К тому же, Кенан Софуоглу активно участвует в политике, и его поддержка может сыграть ключевую роль в возвращении Гран-При Турции.

Открытым остаётся вопрос: будет ли для Разгатлиоглу разумным дебютировать в MotoGP в 29 лет? С одной стороны, ждать больше нельзя — в мире, где доминируют «молодые таланты», Топрак уже считается «стариком». С другой — попробовать всё ещё можно. Возможно, легче было бы войти в чемпионат в 2027 году, когда MotoGP перейдёт на покрышки Pirelli (которые он отлично знает) и избавится от холдаунов, но турку всё равно нужен год адаптации. Пусть даже на мотоцикле, который скоро уйдёт в отставку, и с незнакомыми шинами.

К тому же Yamaha, скорее всего, сохранит технические уступки в следующем году — а значит, будет возможность проводить дополнительные тесты. А это крайне важно, учитывая, что Топрак не знаком со многими трассами MotoGP.

Переход Разгатлиоглу был бы выгоден и для Red Bull, с которой он давно связан. Энергетический гигант потерял Марка Маркеса, и проект с KTM сейчас под вопросом — есть слухи, что минимум одна команда уйдёт. Поэтому приход Топрака в MotoGP может решить ещё одну задачу Red Bull: возможно, она получит доступ к Pramac и сможет рассмотреть перспективу появления на его обтекателях.

Топрак — один из лучших гонщиков в WorldSBK и самый высокооплачиваемый пилот на старте. В MotoGP он не сможет рассчитывать на те же суммы, если только не появится щедрый спонсор. Таким спонсором вполне может стать Red Bull — и это ещё один важный элемент в возможном переходе.

Все составляющие на месте. Осталось только понять, совпадут ли они в этот раз.