Хьюэн: Мне надоел негатив в отношении пенальти в MotoGP

Неудивительно, что полемика вокруг штрафов гонщиков в Испании не утихает и привлекает всеобщее внимание. В последние годы штрафы для гонщиков уже стали предметом горячих споров и достигли новых высот в Хересе с несколькими широко обсуждаемыми санкциями.

Во-первых, Франко Морбиделли был назначен штраф в виде проезда длинного круга за то, что он задел Алекса Маркеса на выходе из второго поворота после того, как нырнул внутрь на первом круге спринта, а Марко Беццекки был среди тех, кому прилетели последствия.

Его сокомандник по Yamaha Фабио Квартараро затем получил такой же штраф, когда упал в повороте в начале воскресной гонки будучи зажатым между Мигелем Оливейрой и Беццекки, и выбил при этом незадачливого Оливейру.

Ещё один штраф, который вызвал удивление, – когда Франческо Баньяйе сказали сбросить одну позицию после жёсткого обгона Джека Миллера. Но наказания не последовало, когда сам Миллер проделал аналогичный манёвр в отношении Хорхе Мартина, что стоило гонщику Pramac нескольких мест.

Бывший гонщик Гран-При и чемпион Великобритании Кит Хьюэн не преминул выразить своё мнение на столь горячую тему:

Обычно я бы начал разглагольствовать, но это слишком серьёзно, чтобы принимать развлекательную точку зрения. Я сыт по горло количеством негатива, который MotoGP получает по всему миру по этому поводу. Так что речь идет не о критике ситуации, а о поиске решения, потому что на данный момент нет очевидного решения, как должны налагаться эти штрафы.

Я очень хорошо знаю Фредди Спенсера [главу Коллегии Стюардов]. Он аналитичен. Он осторожен. Он думает о каждой детали. Но я думаю, что коммуникация из офиса стюардов плохая, потому что мы не можем понять, почему мы получаем штраф или почему мы его не получаем.

Лично я считаю, что первое, что нужно стюардам, – это грамотный пиарщик. Единая точка преподнесения информации о том, что произошло и почему это произошло. Думаю, в Dorna сильно ошиблись с этим. Им нужно тратить больше бюджета на происходящее.

Нужно иметь в виду, что существует свод правил, которые стюарды должны применять. Также есть процесс, которому нужно следовать, и они пытаются применить всё это, пока гонка продолжается. Вы можете потратить четыре часа на изучение некоторых из этих ходов и всё равно не сможете прийти к какому-то выводу.

Необходимо также учитывать, что на заседаниях Комиссии по безопасности гонщиков на каждом Гран-При пилоты всегда говорили о необходимости более строгих наказаний. Так что гонщики и начали это, поскольку хотели более сильных наказаний.

Но теперь они больше всего блеют о том, достаточно ли силён штраф или недостаточно силён, последователен или нет. Поэтому я считаю, что в качестве решения сами гонщики должны брать на себя больше ответственности за результаты. Например, возможно, все пилоты во всех классах должны проголосовать за троих, пятерых или семерых гонщиков, которые могут представлять их интересы и высказать своё мнение о спорных инцидентах после гонки.

Поэтому, если у нас есть ситуация, когда это очевидный пенальти, Фредди Спенсер и стюарды могут принять это решение тут же. Но если у нас возникает ситуация, когда это настолько спорно, решение по этому конкретному наказанию откладывается до получения известий от небольшой группы избранных гонщиков, которые действительно были на трассе.

Конечно, большая проблема с этими штрафами после гонки заключается в том, что никто из нас тогда не знает, где, чёрт возьми, мы находимся по результатам гонки. Это худшая ситуация. Но то, что мы сейчас имеем со стюардами – я считаю несправедливым в значительной степени – это то, что их позиции стали несостоятельными. Я думаю, что доверие к ним сейчас в паддоке достигло такого низкого уровня, что почти всё, что они делают, всегда будет считаться неправильным.

Это ситуация, когда большинство гонщиков, команд и болельщиков критикуют решения. Проблема в том, что гонщики кричали в Комиссии по безопасности, что они хотят более строгих наказаний за опасную езду. Это нормально. А теперь посмотрите, что у нас получилось… Морбиделли внутри траектории Алекса Маркеса. Подождите, это был разрыв! Если вы клубный гонщик, национальный гонщик или гонщик Гран-При, то, как только появится «пробел», вы пойдёте на это.

Но если гонщики хотят постоянно оспаривать решения, принимаемые стюардами, они должны вмешиваться и взять на себя больше ответственности за происходящее. Гонщики должны быть вовлечены в любой штраф, который не может быть назначен сразу в гонке. Затем трое или пятеро назначенных гонщиков могут наблюдать за инцидентом и анонимно голосовать за наказание или его отсутствие. Может быть, даже за уровень серьёзности. Проблема в том, что это добавляет ещё один уровень сложности и слой политического маневрирования за кулисами.

Отвечая на то, что в Хересе апелляция Морбиделли на пенальти была отклонена на том основании, что он был «амбициозен» в своей попытке обгона, Хьюэн сказал:

Если бы у меня был гонщик, который не был амбициозен, его бы уволили! Не только гонщики и команды заслуживают лучшего. Фанаты заслуживают лучшего.