Бейль: «Переповорот» – ключ к прохождению поворотов MotoGP в стиле М. Маркеса

Легенда мотогонок Жан-Мишель Бейль раскрывает интересные детали о методе прохождения поворотов Марка Маркеса в MotoGP. Шестикратный чемпион премьер-класса Марк Маркес не изобретал новую технику езды MotoGP как таковую. Но он, как ни один другой гонщик, атакует передком своего мотоцикла (как это недавно было продемонстрировано в Портимане) и, что особенно важно, может заставить байк поворачивать быстрее, чем его напарники.

Так считает Жан-Мишель Бейль – единственный человек, который соревновался на самом высоком уровне как в мотокроссе, так и в шоссейных гонках, выиграв титулы World и AMA на грязи, прежде чем переключиться на чемпионаты мира 250cc, а затем 500cc в 1990-х годах. Француз уверен:

Что делает Маркеса исключительным, так это то, что сразу же, начиная с СП1, он находится на пределе практически во всех областях. Стоунер делал то же самое. Это чистый талант.

Но, на мой взгляд, Марк Маркес не новатор в плане техники управления байком. Он превосходит других с точки зрения его чувства пределов, но он не демонстрирует новый способ езды. Ему нужно постоянно проверять свою уверенность, вот как он ездит.

С задней частью мотоцикла вы ничего не можете сделать, кроме определённого выбора покрышек или настроек, но это не будет иметь большого значения по сравнению с другими. Единственное место, где вы можете отличиться, это передок. И он владеет искусством управления его пределами, как никто другой.

Другая фаза, в которой он преуспевает – фаза прохождения поворотов – также важна. Самое сложное в MotoGP – не затормозить слишком поздно – они все умеют это делать. И не сильно разгоняться, особенно учитывая уровень современного трэкшн-контроля. Сложнее всего заставить мотоцикл повернуть.

Если вы можете заставить его поворачивать быстрее, чем другие гонщики, вы можете сделать огромный отрыв по времени. Если повернёте его так – я беру здесь гипотетическое значение, – что сократите дистанцию на 10 метров, чем другие, вы выиграете. И на выходе становится проще – можно поднять мотоцикл раньше, благодаря чего улучшить сцепление даже при изношенной задней покрышке и т. д.

Думаю, что Маркес очень силён в конце фазы торможения, когда тормозит, возможно, где-то на 10% – момент, когда он только начинает выкручивать ручку газа. В этой фазе он быстрее закладывает байк относительно остальных.

Но как именно Маркес заставляет мотоцикл поворачивать быстрее?

Когда он получает большой угол наклона, немного давит на переднее колесо, слегка поворачивая руль, что создает силу в шасси, которая заставляет заднюю часть байка поворачивать. Если не хватает зацепа, то вместо поворота задней части теряешь передок. Можно также потерять заднюю часть, потому что приложил слишком много усилий к передку или если движение слишком резкое. Тут необходимо найти лучший компромисс.

Я называю это «переповорот». «Переповорот» – это когда вы ускоряете момент поворота мотоцикла, прикладывая усилие к передку, чтобы заставить заднюю часть повернуться. И нужно работать над этим. В любом случае, когда вы начинаете ехать очень быстро, у вас нет другого выбора, кроме как «переповорачивать».

Честно говоря, я никогда не был очень хорош в GP. Я был просто хорош… Но иногда мне удавалось применить это, когда я чувствовал себя уверенно. Не могу объяснить свою езду на мотокроссе, это было инстинктивно. В то время как я пришел в шоссейные гонки, когда мне было 23 года, и меня научили, как это делать. Я пытался всё понять. Так что у меня больше аналитических способностей, когда дело доходит до гонок MotoGP.

На данный момент Бэйлу 53 года. Его лучший результат в 500сс – четвёртое место по итогам сезона, и восьмое место в зачёте 250сс 1994 года. По словам техников Маркеса такой аналитический отзыв испанца «действительно точен» и «точно соответствует данным». Маркес, пропустивший два последних этапа из-за травмы руки, вызванной столкновением с Мигелем Оливейрой в Портимане, намерен вернуться на следующем уик-энде в Испании.

Ошибки и неудачи его основных соперников привели к тому, что на данный момент он отстаёт от лидера личного зачёта Марко Беццекки только на 57 очков – не так много, учитывая два пропущенных этапа и проваленную основную гонку в Португалии.