Поншараль: 8 Ducati на стартовой решётке MotoGP? Это свободный рынок

Президент IRTA Эрве Поншараль уверен, что все производители MotoGP будут иметь сателлитную команду в «ближайшем будущем», но непреклонен в том, что восемь Ducati помогли, а не помешали чемпионату.

Уход Suzuki означает, что Desmosedici теперь заполняет 36% стартовой решётки из 22 гонщиков, а новое сателлитное соглашение RNF с Aprilia заключено за счёт Yamaha, у которой осталась только заводская команда. В то время как Ducati выпустила восемь мотоциклов с 2016 года – и другие производители делали это в прошлом – растущая конкурентоспособность Desmosedici, завоевавшего титул, вызвала споры о том, следует ли вводить ограничение на количество мотоциклов для каждого производителя.

По крайней мере, один Ducati финишировал на подиуме в каждой гонке в прошлом сезоне, и, хотя поддержка восьми гонщиков является значительным бременем, есть также явные преимущества в таких областях, как сбор данных и тестирование. Эрве Поншараль, которому принадлежит GASGAS Tech3, считает:

Я работаю в Pierer Mobility. Но если бы Ducati предоставили только четыре мотоцикла, некоторые из четырёх других гонщиков могли бы остаться без работы. Это немного похоже на обвинение Dorna в том, что на стартовой решётке много испанских гонщиков. Но это не их вина, если команды выбирают испанских гонщиков.

Вы не можете помешать команде нанять гонщика, которого они хотят, если этот гонщик соглашается участвовать в гонках за них, и то же самое с мотоциклами. Dorna не может помешать независимой команде выбирать байки, которые они хотят, если производитель готов их поставлять. Это свободный рынок.

Команды скажут: «Мы хотим этот пакет. Наши гонщики хотят этот пакет. Наш спонсор хочет этот пакет. А теперь вы собираетесь вмешаться и навредить нашему бизнесу, остановив нас?» Это похоже на то, как если бы фанату MotoGP сказали, что ему нельзя покупать шоссейный мотоцикл, который он хотел, потому что он был популярен, и ему нужно было бы купить другой, чтобы сбалансировать цифры. Они бы не были счастливы!

Независимые команды – это частные компании, и они должны выбирать лучшие мотоциклы, какие только могут, с точки зрения стоимости, заводской поддержки, производительности, надёжности и т. д. Когда в прошлом сезоне Aprilia решила создать собственную заводскую команду, Gresini предложили [продолжить] поддержку Aprilia. Но те ушли к Ducati, и когда вы видите сезон 2022 года, вы не можете их винить. Это решение помогло им быть конкурентоспособными.

Думаю, это не было первоначальной стратегией [Ducati] [иметь восемь мотоциклов], но они сказали «да», когда к ним обратились команды, они справились с ситуацией, и ни у кого нет плохих мотоциклов. Это огромные инвестиции с точки зрения логистики, рабочей силы и денег.

«Идеальная решётка» MotoGP не получилась

В то время, как невыполненная цель Dorna заключалась в том, чтобы каждый из шести (как было до недавних пор) производителей поддерживал одну сателлитную команду, некоторые заводы сдались, несмотря на «пряник» в виде дополнительной финансовой поддержки со стороны владельца коммерческих прав.

Dorna даёт финансовую «морковку» фабрикам [на поставку сателлитных мотоциклов]. Таким образом, если у производителя есть только заводская команда и два мотоцикла, он получает финансовую поддержку в размере X. Но если у того же производителя также есть сателлит, он получает X + Y денег.

Конечно, Dorna предпочла бы – это всегда был идеальный сценарий – чтобы у нас было шесть производителей, у каждого из которых был бы одна заводская и одна сателлитная команда. 6 производителей, по 4 мотоцикла у каждого, 24 гонщика. Идеальная сетка. Но не получилось.

В Dorna напирали. Мы все нажимали в ответ. Мы сделали всё возможное, чтобы убедить каждого производителя [поддержать сателлитную команду]. Но некоторые производители играют в эту игру лучше, чем другие. Кроме того, вы должны уважать производителей, если они не хотят иметь сателлитную команду, как Suzuki.

Независимые команды также платят суммы в размере нескольких миллионов евро за гонщика своему производителю сателлитного оборудования, которые фактически покрывается Dorna.

Завод с сателлитнй командой получает дополнительную финансовую поддержку от промоутера, а также деньги за лизинг [за мотоциклы], которые ему будет платить сателлитная команда.

Поншараль подчеркнул, что финансирование Dorna предоставляется без каких-либо условий, и команды-сателлиты могут арендовать оборудование у любого производителя по своему выбору.

«Отсутствующие всегда неправы»

Эрве продолжает:

Теперь, наконец, всё больше и больше производителей понимают, что наличие сателлитной команды – это не бремя и не помеха, как иногда говорили в прошлом. Это преимущество, потому что вы можете подготовить молодых гонщиков к будущему, и у вас есть больше отзывов и данных в то время, когда тестирование было сокращено.

Например, в группе Pierer Mobility Group (KTM и GASGAS) в Сепанге каждый из четырёх гонщиков тестировал что-то своё. Таким образом, у вас есть больше информации за тот же промежуток времени.

Думаю, Aprilia счастлива иметь четыре мотоцикла, и я считаю, что Yamaha действительно ищет новую сателлитную команду. В ближайшем будущем, мне кажется, не будет ни одного заводского производтеля без команды-сателлита. Но на данный момент Ducati больше помогла чемпионату, чем помешала ему.

Если другой производитель хочет переманить команду от Ducati, ему просто нужно будет предоставить лучшее универсальное предложение. Другими словами, если сам мотоцикл не так конкурентоспособен, как Desmosedici, в игру могут вступить другие стимулы, такие как усиление заводской поддержки, снижение затрат на аренду и долгосрочное партнерство.

По-французски мы говорим: «Отсутствующие всегда неправы». Если у вас нет сателлитной команды, есть две причины: либо вы её не хотите, либо вы не предлагаете пакет, который является достаточно конкурентоспособным – не только на ходу, но и в целом.

Это то, что вы должны учитывать, когда разговариваете с производителем. Когда я уходил из Yamaha, чтобы перейти в KTM и Pierer Mobility, я точно оставлял байк, который на тот момент имел более высокий уровень производительности.

Но в целом предложение для меня как для владельца компании было намного лучше. И за два года мы выиграли две гонки с KTM. Значит, нужно также учитывать, насколько близки вы к заводу? Важен уровень поддержки и участия вашего производителя.

Я очень рад работать с Pierer Mobility. Я подписал пятилетний контракт с Dorna и в то же время пятилетний контракт с моим производителем. Это означает, что я могу планировать и инвестировать. Если у вас есть контракт только на один год, вы никогда не знаете, что произойдёт в следующем.

Сейчас независимые команды находятся в гораздо более удобном положении, чем раньше. Почти каждый гонщик независимой команды связан непосредственно со своим заводом, и у большинства также есть мотоциклы спецификации 2023 года.

Как показали Gresini в прошлом году, и мы показали в прошлом, гонщик сателлитной команды может выигрывать гонки. И, наконец, в будущем, почему бы не выиграть чемпионат?

Но, возвращаясь к первоначальному вопросу: не забывайте, что были времена, когда у Honda было восемь мотоциклов MotoGP, а у Yamaha в нашем первом 500сс сезоне в 2001 году тоже было восемь мотоциклов, и никто не жаловался!

Восемь заявок Ducati поделены между командами Factory, Pramac, VR46 и Gresini. У KTM, Honda и Aprilia есть по одной заводской и одной сателлитной команде, а двумя мотоциклами Yamaha управляет официальная команда Monster.

Первоначальный контракт Gresini с Ducati действует до конца этого сезона с VR46, который в настоящее время лидирует с Марко Беццекки на вершине личного зачёта, и подписанный с Ducati контракт действителен до конца 2024 года.

Yamaha же, признавая, что к следующему сезону будет сложно собрать сателлитную команду, нацелилась на возвращение к четырём M1 в 2025 году.