Тесты 2023 vs квалификация 2022: кто поднялся, а кто опустился в Сепанге

Три дня тестов в Сепанге дали некоторое представление о состоянии дел в 2023 году. Их следует воспринимать не как точное отражение того, что произойдёт в этом сезоне, а как отправную точку для понимания того, как может начаться год. Первое правило заключается в том, что на тестах не стоит смотреть на время, потому что практически невозможно точно понять, сколько работы проделал каждый гонщик, но в итоге все, конечно, это правило нарушают. Так что можно пойти ещё дальше и провести «невозможное сравнение» между временем, установленным гонщиками на тестах, и временем, установленным в квалификации на последнем Гран-При 2022 года в Малайзии.

Очевидно, что это сравнение «экстремально» по многим причинам. Условия трассы после трёх дней испытаний оптимально соотносимы с теми, в каких находились пилоты в последней гонке прошлого сезона. Кроме того, в дни тренировок они могут воспользоваться более прохладными часами, чтобы провести атаку на время, и тогда напряжение, которое они чувствуют, будет другим. Иными словами, отличий много, но тем не менее можно получить некоторые интересные данные:

Во-первых, на тестах никому не удалось побить результат 1’57.790, установленный Хорхе Мартином в октябре. Ближе всех к этому времени подобрался Лука Марини, остановивший секундомер в 0.099 от рекорда испанца. Однако почти все гонщики улучшили свои показатели, а «почти», потому что только четверо из них не преуспели.

Первым был уже упомянутый Мартин, который оказался хуже себя прежнего на добрых 0.4 секунды. Но нужно понимать, что здесь речь идёт о рекордсмене, который противостоял самому себе, так что в целом этот отрыв не очень показателен. Более интересным является тот факт, что двое из четырёх гонщиков, не повторивших своё квалификационное время, были на Honda.

Для Марка Маркеса (показавшего время на 0.212 секунды медленнее) это стало отражением множества пройденных тестов, которые, по его собственному признанию, не позволили ему провести настоящую «квалификационную симуляцию». Даже при том, что испанец был очень быстр в субботу на Гран-при и прорвался в лидеры. Для Ринса с другой стороны 0.350 сек, которых ему не хватило, вероятно, были признаком того, что участие в гонке на RC213V не является гарантией лучшего результата. Лучше получилось у Мира, который, напротив, превзошёл своё выступление на Suzuki на 0.361 секунды. Но следует помнить, что в квалификации Алекс был 5-м (на 0.785 секунды отстав от Мартина), а Жоан – 11-м (1.355 сек), что представляет улучшение испанца в другом свете.

Последним гонщиком, который не улучшился, был Морбиделли. В Сепанге Франко завершил хорошую квалификацию с 7-м лучшим временем, в отличие от Квартараро – только 12-го (и значительно превысившего отметку 1’59). В итоге два гонщика Yamaha отстают друг от друга по времени круга менее, чем на 0.1 секунды, и это указывает на ограниченность M1, на которую они жаловались.

У Ducati есть момент, который можно принять как должное, но который также подтверждается цифрами: GP22 — очень конкурентоспособный и сбалансированный мотоцикл. Все гонщики, перешедшие с GP21 на Desmosedici, с которым Баньяйя выиграл чемпионат, улучшились: ди Джанантонио – почти на секунду, Беццекки – более чем на 0.1 (но он возглавил вторую строчку в GP, Фабио был 16-м). У Луки Марини, с другой стороны, уже был этот мотоцикл, просто он, наконец, смог извлечь из него максимум пользы, а для Алекса Маркеса это стало чудодейственным лекарством. Испанец прибавил больше всех: улучшился на 1.623 секунды – практически вечность в понимании MotoGP. Естественно, Ducati лучше Honda, но, вероятно, психологический фактор, заключающийся в том, что он наконец-то оказался там, где он хотел быть, также имел немалое значение. То же самое можно сказать и о Рауле Фернандесе, который перешел с KTM на Aprilia и сократил своё контрольное время на 1.367 секунды.

Время Баньяйи с GP23 также интересно. Улучшение почти на 0.9 по сравнению с квалификацией 2022 года мало что значит, потому что в этом случае Пекко был медленным по своим меркам: 9-е место почти на секунду позади Мартина. Во всяком случае, это время показывает, что новый Ducati уже находится на уровне предыдущего (или почти там), и после всего лишь трёх дней тестирования это не обязательно само собой разумеющееся. У остающегося в полностью красной команде Бастианини шаг вперёд был менее очевидным, но он стартовал вторым в Гран-При, пересев спустя два года с GP21 на байк 2023. Не говоря уже о том, что это был его первый настоящий тест в официальном заезде с официальной командой и с новым шеф-механиком.

Хорошие улучшения были также у гонщиков Aprilia на новых мотоциклах: более 0.7 секунды у Виньялеса и более 0.6 – у Эспаргаро. Но здесь ситуация немного сложнее для интерпретации, потому что RS-GP был также быстр быстр в прошлом году на тестах в Сепанге (2-е место у Алейша и 5-е место у Маверика), чтобы после этого много бороться во время гоночного уик-энда. Несомненно, Оливейра с его RS-GP-22, байком, у которого квалификация была ахиллесовой пятой, сделал большой шаг вперёд по сравнению с KTM (мы говорим о почти 0.9 секунды!).

На самом деле, даже в тестах всё прошло не очень гладко: например, с Полем Эспаргаро (на RC16 GasGas), который был самым быстрым, но не вышел за пределы 3-го лучшего времени. Улучшение по сравнению с Honda в любом случае очевидно (более чем на полсекунды). Биндер тоже выступил лучше, чем в квалификации, но на Гран-При он даже не смог попасть в К2. Наконец, может быть, немного неожиданно оказалось увидеть Миллера на KTM быстрее, чем на Ducati, но и здесь есть причина: у Джека была плохая суббота, он даже не смог взять рубеж 1’59 в К1, так что улучшение – это всё, что считается довольно необычным для рассматриваемых обстоятельств.