Росси про обещанную Honda NSR500, последний Гран-При, «проклятие девятки»

Прощальная пресс-конференция наверняка казалась Валентино Росси чем-то далёким, когда в августе на ГП Штирии 9-кратный чемпион мира объявил решение закончить мотогоночную карьеру. Этот момент настал — в четверг ГП Валенсии Доктор дожил до пресс-конференции, предваряющую его 432-ю и последнюю гонку качестве постоянного мотогонщика.

Пускай 42-летняя легенда спорта из Тавуллии последний раз была №1 в 2009 году, за ней остаётся богатейшее наследие и океан поклонников, привлечённых именно им. Стартовав в 1996 году, Валентино впоследствии выигрывал в 2-тактных GP125, GP250 и GP500, и 4-тактном MotoGP, озолотив Aprilia, Honda и Yamaha.

Автор 9 чемпионств, 115 побед, 235 подиумов и 65 поул-позиций вписал в историю чемпионата множество рекордов, среди которых, например, наибольшее число побед на одном треке (по 10 в Барселоне-Каталунье и ТТ Ассене), и наибольшее победное долголетие (20 лет 311 дней между Брно-96 и Ассеном-17).

Четверг в паддоке Рикардо Тормо прошел с девизом #GrazieVale, центральным событием стала выставка всех 9 чемпионских мотоциклов Росси. 6 из них — из его личной коллекции в Тавуллии (две Aprilia и четверка Yamaha), в то время как трио Honda так и осталось у Honda. Прижимистая корпорация HRC из Асаки в своё время холодно отнеслась к просьбе Росси включить в контракт пункт о передаче ему в дар байка-чемпиона.

Однако Доктор никогда не забывал словесное обещание Honda 20-летней давности отдать ему желтую NSR500 Nastro Azzurro — ту самую, которая сделала его последним чемпионом 500-кубового класса в 2001-м. В Валенсии об этой просьбе услышал шеф Repsol Honda Альберто Пуч, и Росси ждёт, что по случаю ухода на пенсию марка, с которой он трижды был чемпионом, выполнит обещание.

#фотоGP: девять прототипов одного Доктора

На мини-выставке с Росси были руководители всех заводов, с которыми он побеждал — Пуч от Honda, Лин Джарвис от Yamaha, Массимо Ривола от Aprilia. За 26 лет в Гран-При единственные, с кем #46 не забрался на вершину — это Ducati. Но лучший на данный момент ученик Академии Франческо Баньяйя, гоняющий за Ducati, стал вице-чемпионом в этом году, и постарается «отомстить» за учителя в будущем.

В понедельник после гонки Росси начнёт новую жизнь автогонщика-профессионала, пока что решающего, какую ветвь Эндуранса выбрать на 2022-го и далее.

Медиазал трека в этот четверг был забит журналистами, пилотами Академии, и многими ключевыми персонажами, которые аккомпанировали Валентино эти 26 сезонов:

Я всегда представлял себе эту пресс-конференцию, что она может состояться, но именно здесь, в Валенсии… Для меня это не особенное место. Но вот так, и я должен сказать, это странное чувство.

Я стараюсь вести себя нормально, потому что обычно гонка в Валенсии — хороший момент для всех, потому что это означает, после долгого сезона начинаются каникулы, потому что мы где-то с марта, и все счастливы недолго побыть дома. Но с понедельника всегда думаешь, что будет иная, другая жизнь.

Я стараюсь много не думать об этом, потому что мы продолжим гонять в автомобилях. Постараюсь насладиться этим моментом, потому что когда ты — не ездок MotoGP, жизнь меняется.

О настроении перед завершением чемпионата:

Это был очень особенный сезон, особенно во второй половине года, когда я сказал, это мой последний сезон. Я пытался проводить последние гонки как обычно, но это было невозможно.

Сегодня был взбудоражен, когда увидел все байки вместе, всех ездоков MotoGP здесь, это здорово. Я постараюсь изо всех сил на этом уик-энде. Я надеюсь, что погода будет хорошей, особенно в воскресенье. Посмотрим.

О «желтых морях», которые будут задавать атмосферу Гран-При с трибун после ухода:

Хотя я не буду гонять, на треках будет много людей с #46 и в желтых кепках, это фантастическое чувство, и это здорово для MotoGP. Я думаю, в следующем году это тоже поможет создавать атмосферу на треках. В любом случае я приеду на некоторые гонки, побуду со своей командой, я буду поддерживать своих гонщиков Академии.

Конечно, станет иначе. Я не знаю, что буду чувствовать, когда приеду с Гран-При и уже не надо гонять, потому что многое сильно изменится. Я не знаю, насколько. В следующем году проверим.

Прощальная пресс-конференция Росси: вопросы и ответы

О центральной роли в подъёме популярности MotoGP с конца 90-х:

Я думаю, самым положительным моментом в моей карьере является то, что многие люди начали следить за MotoGP, с самого начала следили за моей карьерой, и этот спорт стал популярнее, известнее в Италии, да и во всём мире.

Приятно осознавать, что за свою карьеру я стал кем-то другим, какой-то иконой, и это великое-великое удовольствие, хотя ездоку важнее то, что происходит на треке — результаты, всё это. Но я думаю, что это лучшее в моей карьере.

О магии чисел — дата последней гонки 14.11.21 даёт сумму 46:

Я уже знал, что результат суммы даты будет 46, мы обнаружили это месяца 3-4 назад. Нам было нелегко убедить бога [смеётся]. На протяжении моей карьеры всегда случались такие штуки с числами, это было очень позитивно. Может, это знак или совпадение, кто знает. Когда я начал складывать 14, плюс 11, плюс 21, сказал: чёрт, это же 46 [смеётся].

Росси приближается к финишу 26-летнего приключения без особых сожалений:

Я много боролся ради своего 10-го мирового чемпионата. После моего последнего чемпионата в 2009-м мне удавалось дальше гонять на хорошем уровне.

2009 … Такое ощущение, прошла целая жизнь. Я был бы очень счастлив выиграть еще один чемпионат, например в 2015 году — это продлило бы мою жизнь как чемпиона. К тому же №10 как бы замкнул круг. Но что есть, то есть, нельзя жаловаться.

У меня была отличная карьера, а цифра 9 у меня в числах повсюду: 89 побед в MotoGP и 199 подиумов, это какое-то проклятие девятки [смеётся]. Когда я поднялся на подиум в Хересе в 2020-м — он был 199-м, — я сказал: наверное, он станет последним. Хотелось дойти до 200, ну ладно, и так нормально.

О выставке в паддоке 9 чемпионских Aprilia, Honda и Yamaha:

У меня дома есть все байки, кроме Honda. У меня есть Aprilia и Yamaha, они стоят у меня дома в комнате. 2004-ю вижу каждое утро, как проснусь. Но увидеть их вместе — это будоражит. Это был долгий путь, великолепные эмоции. С последнего байка, на котором я выиграл, прошло 10 лет… Это много.

О просьбе подарить ему давно обещанную Honda NSR500:

Я поговорил с Альберто [Пучем], я попросил у него хотя бы 500, потому что эта 500 — это МОЯ 500: предполагалось, Honda подарит мне её [после титула-2001]. Я был готов принять её, на самом деле у меня уже было заготовлено место дома, но потом по каким-то причинам байк так и не прибыл.

Буду счастлив, если Honda передумает и подарит мне байк. Байк будет в порядке, буду хранить его при хорошей температуре и в хорошем месте у себя дома [смеётся].

О главных соперниках за эти годы:

Соперничество в любом спорте высшего уровня, в том числе и в MotoGP — это не совсем то, что понравится, но это фантастика — выдать максимум и заходить за свои пределы, чтобы найти внутри себя то, о чем ты мог и не знать.

У меня были отличные соперники, мне это очень понравилось, особенно первая часть, потому что я чаще выигрывал. Я бы назвал Бьяджи, потому что мы оба были итальянцами. К тому же в Италии поднимали большую суету. Затем Стоунер, Лоренсо, в конце Маркес …

Я всегда получал удовольствие. Позже о таком вспоминаешь в положительном, особенном ключе.