Джарвис: Уход Росси обещал, но не стал звёздным часом Виньялеса

Всего 20 месяцев прошло между оптимистичным, сверхранним продлением Маверика Виньялеса в Yamaha, и громким выходом из проекта посреди 2021 года. Шеф Yamaha Motor Racing Лин Джарвис порассуждал о смысле этой сделки с журналистом Speedweek, признав её поспешность.

В прошлом году Yamaha стала первой в MotoGP, кто открыл «новостной» сезон. В январе, за месяц до предсезонных тестов в Малайзии компания заключила с Мавериком Виньялесом и Фабио Квартараро свежие контракты на 2021 — 2022 годы. Последнему предстояло подняться из спутника Petronas SRT в Monster Energy Yamaha, сменив теряющего динамику 9-кратного чемпиона Валентино Росси.

Джарвис вернул в проект Хорхе Лоренсо — обладателя последних 3 личных титулов Yamaha. Только вышедший на пенсию испанец стал тест-пилотом М1, с намерением привнести познания о Honda и Ducati, на которых гонял в 2017 — 2019 годах.

Если ход с продлением Квартараро себя полностью оправдал — после ГП Австрии у него надёжная 47-очковая подушка на 1 месте, — то о сделке с Виньялесом этого не скажешь. Пилот, который открыл сезон выигранным ГП Катара, на волне новых разочарований попросил убрать 2022 год из договора, затем был отстранён от гонки за умысел на порчу двигателя в концовке ГП Штирии, пока через 4 дня не дошло до взаимного расторжения.

Чтобы собрать заводской дуэт Квартараро-Виньялес, Yamaha пожертвовала Росси — знаменитому Доктору пришлось спуститься в Petronas на сезон, который оказался прощальным. Хотя автор 115 побед был 13-м в прошлом сезоне и 19-м в этом после ГП Австрии, вероятно, продолжение в заводской команде могло сделать его 26 гранприйный сезон чуть менее серым:

Этого никак не узнать. В этом деле случается много непредвиденного. Мы с тех пор обдумывали и взвешивали, не слишком ли рано подписали договор.

В июне 2021-го мы попали в положение, когда у нас на договорах два ездока, и один хочет уйти. Мы анализировали, не была ли допущена ошибка в этом процессе. Мы хотим этого избежать, если во второй раз окажемся перед таким сценарием. Но в тот момент договор с Виньялесом был наилучшим решением.

Экс-чемпион Мото3 выцепил продление на волне весьма крепкого сезона 2019. Виньялес выиграл у Марка Маркеса гонки в Ассене и Сепанге, и закрыл кампанию 3-м за ним и Андреа Довициозо.

В тот момент Ducati, формируя будущую молодёжную повестку MotoGP, пыталась увести у Yamaha и Виньялес, и Квартараро — сенсацию 2019 года. Раннее закрытие сделок с обоими обезопасило основной состав марки на период 2021 — 2022… пока финиш последним на ГП Германии не убил доверие Мака к ней из-за нерешаемых сложностей с непостоянной динамикой М1.

В зачете Виньялес опережал Росси в 2017, 2019 и 2020 годах, и как тогда казалось, будет смотреться лидером марки, когда Доктора переведут в младшую команду. Но его затмил собирающий поулы и победы Квартараро:

По этой причине у Маверика был вариант на 2021 и 2022 перейти в «Дукати», в заводскую команду. На стол легло сильное предложение «Дукати», а мы все знали, каким сильным может быть Маверик.

В то же время намечался переход Валентино в Petronas в 2021-м. Без Вале Виньялес в 2021-м мог бы стать новым лидером команды. Мы думали, он всегда был в тени Валентино, и что после ухода последнего в 2020-м — он его тогда смог побить, — настал бы час Маверика… Но этого не случилось.

Официальная команда Yamaha пережила странный сезон 2020. Квартараро и его напарник Франко Морбиделли выиграли по 3 гонки, тогда как Виньялес отличился лишь в Мизано, а Росси смог защитить только 3 место в Хересе-2. Морбиделли стал вице-чемпионом с Petronas SRT на годовалом М1, и поставил дуэт Виньялес/Росси в неловкое положение.

Но в начале нового чемпионата ничто не предвещало скорый крах #12. В Катаре он выиграл 9 гонку MotoGP, затмив Квартараро с 4 результатом. Если бы следующего подиума (2 место) не пришлось ждать до Голландии перед летним перерывом, отношения пилота и команды не опустились бы до нулевой отметки.

Ударив по рукам с Aprilia, Виньялес уже в этом сезоне может дебютировать на другом мотоцикле. Морбиделли, похоже, получит повышение и воссоединится с бывшим напарником, сменив Мака.

Так или иначе, Джарвису больше не хочется настолько забегать вперед и подписывать ездока за 3,5 месяца до старта сезоа:

Оглядываясь, можем сказать, что больше такого решения принимать не станем. Хотя трудно сказать… Когда Маверик снова набрал ход после победы в Катаре, и если бы он к этому моменту выиграл бы еще 3 гонки, то все бы согласились, что 1,5 года назад мы правильно сделали, решив заранее.

Надо еще заметить, что в тот момент никто не догадывался о пандемии. Никто не знал, что сезон 2020 начнется только в июле. На эти события повлияло так много вещей.

Предположительно, разорванный договор заключался на 16 миллионов евро. На одном вычеркивании 2022-го Мак потерял 8 миллионов, и еще около 4 на расторжении посреди 2021-го.

С учетом коронавирусного обвала продаж производителей зарплаты и призовые выплаты MotoGP уменьшились примерно вдвое относительно 2019-го. Итоговый гонорар Виньялеса за 5 сезон в Yamaha таким образом вряд ли превысил 2 миллиона вместо стартовых 8.

Договор с менее обеспеченной Aprilia так же наверняка делает прежние числа недостижимыми для каталонца.