Шванц: Тяжело смотреть на Валентино, он никогда не был таким падающим и отстающим

Уэйн Рейни — архисоперник, который убедил Кевина Шванца не мучить себя и завершить карьеру в Гран-При. 57-летний техасец, выигравший чемпионат GP500 на Suzuki в 93-м, вспомнил это в беседе со Speedweek, когда речь зашла о как никогда блеклых выступлениях Валентино Росси.

Легенда Yamaha Рейни успел выиграть 3 титула подряд, прежде чем попасть в роковую аварию в Мизано-93 и навсегда утратить способность ходить. Однако триумфатор Шванц ненадолго «пережил» гонщика, которого когда-то ненавидел больше всех на свете. Новые травмы не дали техасцу отстоять титул в 94-м, когда началась эра доминирования Мика Дуэна. В начале сезона-95 погасший Шванц в Муджелло объявил о завершении карьеры … после случайного разговора в самолёте с Рейни.

Победитель 25 гонок был и остаётся героем и другом Валентино Росси — пилоту, который добился в MotoGP намного больше (9 титулов, 115 побед). Но ход карьеры 42-летнего Доктора не находит понимания у Кевина. Один из самых выдающихся мотогонщиков в истории закончил первую половину сезона на 19 месте, с пиком в виде 10 места в Муджелло, который когда-то покорил 7 раз подряд.

Как владелец команды MotoGP Росси — в том числе потому что так хочет его деловой партнер, саудовский принц Абдул-Азиз бин Абдулла Аль Сауд, — мог бы в 2022 году продолжить карьеру как пилот Ducati в собственной Aramco VR46. Однако лучшие годы #46 точно позади, и текущий отрезок карьеры не находит понимания ни у Шванца, ни у Марка Маркеса, заявившего ранее, что «не видит себя в MotoGP без битвы за подиумы».

Позже Шванц возвращался в мотогонки: в 2013-м 49-летний экс-чемпион Гран-При стал 3-м на марафоне Suzuka 8 Hours, и годом позже еще раз откликнулся на приглашение старого друга Юкё Кагаямы. Тем не менее, многочасовые гонки на выносливость менее строги к возрасту пилотов, чем MotoGP, где после 30 лет практически невозможно доминировать. В следующем феврале Росси будет 43.

Вы ушли на пенсию через 1,5 года после выигрыша титула. Росси последний титул выиграл 12 лет назад. Тем не менее, уже несколько раз упоминалось, что он может занять второе место рядом с братом Лукой Марини в Aramco VR46 Ducati в 22-м. Доноры-саудиты будут в восторге, они этого не скрывают.

Да, я читал, что Валентино это не списывает [смеётся], но не думаю, что он хочет вернуться и снова гонять на «Дукати» после опыта 2011-го и 2012-го.

Но Desmosedici 2021 нельзя сравнивать с тем байком.

Да, сейчас байк гораздо лучше, конечно же. [Глубоко вздыхает] Тяжело сейчас смотреть на Валентино, в каком он сейчас положении, где квалифицируется и на каких далёких позициях финиширует… Он за всю карьеру ни разу не был так далеко. Кажется, в такой дали довольно опасно.

Валентино год не был на подиуме, его последний топ-10 был в сентябре в Мизано. В том году он закончил 15-м в зачете, сейчас он 19-й.

Хм, ого! Спорим, даже в его ранние годы в 125, 250 и 500 он ни разу так далеко не финишировал.

Верно, Росси тогда выигрывал гонки каждый год, включая первый год в каждой категории. В первом в 250 выиграл 5, в первом в 500 как минимум 2. Это было в 2000-м.

Да, тогда еще младший Кенни Робертс стал чемпионом. Новичок Валентино на старте сезона проигрывал Кенни 75 очков, а потом многое наверстал.

Представляете, как Валентино продолжает в следующем сезоне, несмотря на плохую динамику?

Нет, просто потому что он не конкурентен. Он так часто падает… Эти падения на него совсем не похожи.

Иногда даже брат Лука Марини его бьёт — новичок на подержанном Ducati.

Если Вале всё же сможет найти способ наслаждаться выступлениями, я порекомендую: давай-давай, продолжай! Но по мне так веселье в гонках — это когда ты впереди. Слоняться в тылу пелотона — это не весело. Если я не мог гонять там, где играла музыка, я не наслаждался.

Вы ушли посреди сезона 1995. Это произошло внезапно. Почему так?

Тогда я финишировал 5-м, 4-м и 6-м на первых 3 гонках в Истерн-Крике, Шах-Аламе и Сузуке. Я проигрывал по 14 — 34 секунды.

Тогда на обратном рейсе с ГП Японии я был на том же самолёте, что и Рейни — он тогда стал директором команды. Уэйн с Кенни Робертсом летели первым классом, а мы с папой были в бизнес-классе за ними.

В рейсе ко мне подошел Кенни и сказал: «Пройди вперед, с тобой Уэйн хочет поговорить». Уэйн сразу чётко донёс: «Кевин, тебя уже не веселит езда! Говори себе что хочешь, но веселье ушло. То, как ты там ездишь, мотаешься на гонки, с какой группой бьёшся в гонках… От этого никакого удовольствия. Я на тебя сегодня смотрю, и это не ты. Не говори мне ничего. Я сам вижу и могу сформировать мнение».

Именно это я сегодня и вижу в Валентино. Редко когда он квалифицируется рядом с топ-10, а потом ему и в гонке тяжело…

Вы тогда получили серьёзные увечья. Помню вывих бедра и разные травмы руки…

Да, в Ассене-94 я пострадал от вывиха запястья. Я всё-таки проездил целый год, пока Дуэн не побил меня на Мире. Потом в сентябре я покалечился на Лагуна-Секе и не завершил 3 последние гонки. Затем мне оперировали правое запястье, но в 95-м неудобства были из-за левого запястья. Подвижность оставляла желать лучшего.

Тогда на 6-м ГП в Муджелло вы объявили об уходе.

Да, после ГП Японии шли Херес с Нюрбургрингом — я туда не поехал. Затем я появился в Муджелло и объявил о немедленном уходе.

В апреле были подозрения, что Валентино тоже может уйти в этом сезоне, если результаты не улучшатся. Но сейчас возвращается публика, так что он сможет провести свой прощальный тур.

[Пауза] Наверное, он остановится после ГП в Мизано…