М. Маркес «эмоционально взорвался» после гонки, где «падали те, кто не падает»

Воскресным вечером на ГП Португалии Марку Маркесу пришлось показать публике другого себя. Сначала в боксах Repsol Honda после заезда, затем перед камерой канала DAZN люди увидели не улыбчивого, крайне уверенного в себе чемпиона MotoGP, а парня, который не мог сдержать слёз: «Я всегда стараюсь сдерживать эмоции, но на этот раз это было невозможно. Заплакал из-за всего, с чем столкнулся за последние девять месяцев».

Гонка на кольце Альгарве для 28-летнего каталонца стала его маленькой предсезонкой — заменой тем 5 дням и двойному этапу в Катаре, на который его обгоняет остальной MotoGP.

После 9 месяцев без соревнований, перенеся 3 операции на правой плечевой кости, выполнив огромную (по несколько часов ежедневно) программу реабилитации с «приклеенным» к нему физиотерапевтом Карлосом Гарсией, Маркес запрыгнул в свой первый Гран-При с прошлого июля.

Гоночные эксперты вроде бывшего пилота MotoGP Хорхе Лоренсо перед уик-эндом предполагали, Маркес не будет бросаться вперед с первой практики. Однако он так и сделал: был 3-м на коварной, наполовину сухой-наполовину мокрой СП-1, в субботу стал 6-м в квалификации, и финишировал 7-м в гонке. Она была на 2 секунды быстрее прошлой (по победителю Фабио Квартараро), в которой Муравей даже не участвовал. До 2020-го MotoGP в Портиман еще не приезжал.

Видео: журналисты осыпали Марка Маркеса аплодисментами

6-кратный чемпион MotoGP весьма отвык от агрессии гонок. В это воскресенье он ощущал себя «как в школе, когда играешь в футбол с ребятами постарше — где хотели, там меня и обгоняли. Не было ощущения, что мне там место». В правых виражах всё еще не 100-процентное плечо напоминало пилоту Honda, что он только прервал самую большую спортивную паузу в жизни.

Но эта гонка — финиш 7-м в 13,2 секунды от победы, — обязательно войдет в золотой фонд пилота #93. Завершив в воскресенье вынужденную 265-дневную соревновательную паузу, и впервые за 518 дней увидев клетчатый флаг, Муравей обнаружил перед собой всего 6 мотоциклов. 9 здоровых соперников оказались за его спиной, 5 вовсе не финишировали, включая напарника Поля Эспаргаро, которого отказавший задний тормоз вынудил вернуться в гараж.

Последние 6 кругов Маркес ехал «пассажиром», не желая выбрасывать результат в попытках догнать Алейша Эспаргаро. В тот момент, когда правая рука запросила пощады, в мыслях Маркеса заговорил «человек с молоточком» (внутренний контролёр) и приказал перестать ехать на грани текущей формы.

Любопытно, что в Португалии Муравей добыл «Хонде» лучший результат сезона, как и последний раз, когда финишировал в MotoGP (победа в Валенсии-2019).

М. Маркес (7 место): Если бы ехал, как обычно, продержался бы максимум 3 круга (+видео)

Серверца прошибло на слезу в боксах после заезда, и затем во время интервью каналу DAZN. Позже, на пресс-конференции с испанской прессой ему удалось сдержать новый эмоциональный взрыв, когда журналисты устроили ему в сервисе Zoom стоячую овацию.

Через 2 недели Марк вернется туда, где начались его 9-месячные мытарства — кольцо Херес с его «злым» левым 3 поворотом. В 1999 году в том же месте во время дождевой тренировки закончилась карьера 5-кратного чемпиона GP500 Мика Дуэна. Как и Маркес через 21 год, австралиец задел белую полосу на обочине, взлетел с мотоцикла, получив тяжелую травму ноги.

Можешь объяснить свои эмоции?

Я очень счастлив, как прошел уик-энд, и что снова ощутил себя пилотом. Я ради этого бился 9 месяцев, и сегодня ощутил себя пилотом, хотя в другой манере. Всё еще не могу ездить как хочу, но я получил, что хотел больше всего — поездил в MotoGP.

Пока мы не начали разговор, спасибо всем, кто был за меня — врачам, «Хонде», семье, друзьям, терапевту… Я бы много кого перечислил. Они знают, сколько в меня вложили и как мне помогли. Так что счастлив.

Это был уик-энд из эмоций. Я психологически освободился, и каждый раз, как думаю об этом, у меня голос немного дрожит, но было довольно тяжко. Даже через несколько часов я не смог собраться перед вашей коллегой Исаскун [с DAZN], у меня по глазам снова потекли слёзы.

Если б сейчас была нормальная пресс-конференция, это опять бы со мной случилось, но так я держусь. Меня будоражило то, что происходило в боксах. Я заплакал не из-за боли, усталости или еще чего-то. Просто взрыв эмоций, и надеюсь, это начало возвращения к нормальности.

Алейш Эспаргаро, Марк Маркес

Как у тебя было с физикой?

Боялся, что не закончу гонку, но голову себе этим не забивал. Ключом было принятие первых кругов, что меня обходили, злоупотребляли обгонами, потому что это не моё место, что я сейчас не на своём уровне играю.

Я переключился и смирился, что ключ — закончить гонку. Я взвинтил темп, хотя был момент, когда я ставил хорошие круги и догонял впередиидущих, но возник «человек с молоточком» и сказал мне закончить гонку, потому что я переставал контролировать. Важно принять этот момент, что иначе нельзя, и что еще будет время.

В какой-то момент по ходу ГП ты ощущал страх?

Страх — нет, потому что вы уже в пятницу на СП-1 видели, как я поехал. Тогда мне было лучше. Затем физически стало хуже, потому что меня выматывало. Честно, когда я увидел падение своего брата передо мной [на тренировке], и Мартина…. Ну, такое закрадывается в мысли, ты себе говоришь: «Потише, ты можешь покалечиться, как в тот раз».

Но я не ощущал страха, потому что если бояться, не поедешь так, как езжу я. Честно, я так и не понял, как мне удавалось быстро ехать, потому что я ни разу не ощутил байк, но я поехал в одиночестве и хорошо. Под конец гонки чуял ограниченнность, что больше не могу, но было еще 7 кругов, и нам надо было финишировать.

Касаемо Хереса, там будешь сильнее беспокоиться из-за байка, а не себя?

Больше всего мой результат был ограничен физикой, что мне не удавалось поднажать на байке так как хотелось, но уже на этом уик-энде днем субботы мы внесли кое-какие изменения, чтобы приспобить его под мой ездовой стиль.

И важным куском информации, который сильно нам поможет, было то, что я впервые ездил на MotoGP по этому треку, и у нас не было ни данных, ни ориентира для моего стиля езды. В Хересе мы будем на кольце, где хорошо известна моя настройка, и это поможет.

К тому же сегодня была быстрая гонка, гораздо быстрее прошлогодней. Это не помогало. Я надеялся, она будет медленнее — так бы я мог пробраться дальше, но нет. Они знали, что делать, и поэтому бросились с самого начала, и поэтому было столько аварий у пилотов, которые обычно не падают. Они шли на пределе.

Будем надеяться на еще один шаг в Хересе, что постепенно приблизимся к высшим позициям.