Мнение: 2021 год еще сильнее подорвёт наследие Росси в MotoGP

Когда Маркес проиграл чемпионат 2015-го, он сказал, двух подряд плохих сезонов себе позволять нельзя. И закрыл этот пробел 4 новыми титулами. Это справедливо для всех чемпионов — даже под самой толстой бронёй могут начать копиться сомнения.

Росси беспокоили проигрыши 2006 и 2007 годов — в том числе поэтому он был так мотивирован, когда блестяще перестроил себя под «незаказные» шины Bridgestone и дал отпор новому поколению Кейси Стоунера и Хорхе Лоренсо. В 2015-м не было заметно, чтоб Росси как-то тяготил провал в Ducati и возвращение в Yamaha без фанфар. Когда пилот выдаёт 12 подиумов подряд, это снимает все вопросы.

Но черт побери, что творится в голове у великого чемпиона, когда у него 3,5 года нет побед, а титулы закончились 11 лет назад? Как это может сочетаться с наслаждением от гонок? Даже наблюдая со стороны, грустно осознавать, как Валентино сдвигает свои приоритеты. В беседе Corriere dello Sera он заметил, что «не одержим 10 титулом…буду счастлив попаданиям на подиум, участию в битве».

Росси: Маркес не заслуживает прощения за 2015-й

В презентации SRT про титул 42-летний ветеран уже не вспоминал. Разумеется, если нацеливаться на призовые результаты, логичным будет замах на чемпионство. Но правда такова, что самый медленный жеребец в упряжке Yamaha слишком далёк от этого. Внутренний 20-летний Вале заставляет 42-летнего скакать вперед, когда тот уже не тянет. Даже если признаваться себе в этом неприятно.

Впервые мне хочется согласиться с мнением, что дальше затягивать эту петлю на шее нельзя. Возможно, в глубине души Док даже готов уйти на пенсию, но по иронии, именно блеклый финал удерживает его от этой идеи. Большой чемпион должен как следует обставить прощание, а сходы, аварии, коронавирус и пустые трибуны 2020-го на это точно не похожи.

Что ж, эта мотивация понятна, если взять Кэла Крачлоу, Андреа Довициозо или Тито Рабата. На закрытом ГП Португалии они покинули MotoGP словно в гробовой тишине, несмотря на аплодисменты команд и полный набор ТВ-камер Dorna. Человек, который привлек на трибуны несметное количество мото и немотофанатов, должен попрощаться с живой публикой.

Но если 2021-й тоже не сгодится для красивого прощания, что тогда? Неужели Росси опять будет тешить себя иллюзиями, что уж в 43 года точно ускорится?

Why Petronas MotoGP team is exactly what Rossi needs

Когда долгоиграющие атлеты пытаются изменить обстановку и взбодрить результаты, сочуствующих им журналистов тянет на штампы, почему это должно сработать. Даже хорошо подкованный колумнист портала The Race Саймон Паттерсон начал сыпать банальностями прямо с заголовка «Почему команда Petronas MotoGP — именно то, что нужно Росси».

В спутнике Yamaha у Валентино не будет возможности влиять на развитие М1 — это привилегия заводской команды. Избавленный от тестов обновлений на Гран-При, он получит больше трекового времени на подбор настроек, и меньше назойливых рекомендаций от инженеров.

Или более расслабленная атмосфера в гараже, который он поделит со способным Морбиделли, должна упорядочить рабочий процесс — в последнее время там слишком много тыканий наугад. Напомню, бригада Вале тоже не отыскала универсальную базовую настройку М1 2020, несмотря на гигантское превосходство в опыте над Фабио и Мавериком.

Это часть спортивной мифологии: некоторые считают, громкие события вроде объявления о завершении карьеры или смены команды могут придать ветерану ускорения, скинут эмоциональное бремя или вроде того.

Я не увидел никакого ускорения, когда 43-летняя легенда Формулы-1 Михаэль Шумахер в 2012-м объявил о завершении карьеры за 6 гонок до конца. И с Росси, который почти достиг того же возраста, это вряд ли произойдет. Если резервы скорости исчерпаны, это приговор.

Мотивация отдавать всего себя ради любимого дела может сгореть раньше скорости, как это случилось с Кейси Стоунером в 2012 году. И если итальянец уже ощущает нечто подобное, по понятным причинам слишком рано в этом признаваться — нужно оценить свою прыть на первых Гран-При.

Доктор еще задаёт жару своим ученикам, когда Академия занимается мотокроссом, грунт-треком на моторанчо, трек-днями в Мизано. И всё-таки ему не достаёт слишком многих ключевых мелочей. Начиная с родного производителя, который словно пишет учебник, как не стоит вести дела в MotoGP, продолжая плохими квалификациями и шероховатой техникой торможения, и заканчивая просто возрастом.

Подумать только, отныне следующий после Росси — 31-летний Алейш Эспаргаро. Даже подтянутый маньяк велотренировок и лидер Aprilia немного смотрится «дедушкой» на фоне тех, кому просто за 20! В конце концов, Доктора в Yamaha сменил 21-летний Квартараро, а новому чемпиону Миру 23.

Как шутил его бывший напарник Колин Эдвардс, для мотогонщика свежие яйца — это практически всё, опытом такое не заменишь. 23-летние пилоты угрожают 28-летним, а старикам тут не место…

Некогда самый влиятельный пилот MotoGP теперь даже не хозяин самому себе. Шеф SRT Разлан Разали, несмотря на высокие слова о легенде в своих рядах, через прессу вполне давал понять, что сильные молодые ездоки интересуют его больше возрастных продавцов рекламной площади. Росси не похож на желанного гостя в SRT. Не эти ли мысли читались в его глазах на презентации?

Разали: Petronas SRT сделала исключение для Росси только из-за коронавируса

Ни 4 титула, ни 56 побед на М1 не имеют значения. Спустя 19 лет после титула с Nastro Azzurro Honda пилот #46 опять в частной команде. Но в отличие от того уникального проекта, созданного богатой HRC специально под будущую звезду (у него не было напарника), в каком-то смысле Валентино — опять чужой среди своих, как 8 лет назад при возвращении в Yamaha. Тогда ему пришлось поиграть вторую скрипку при Лоренсо, теперь собственний ученик движим мотивацией избить учителя на глазах у всех.

Франки, а не Вале — настоящий центр проекта Разали, с римлянином он и мечтает покорить MotoGP, даже если тавуллиец притащил сундук со спонсорскими сокровищами. Полагаю, Доктору будет трудно в такой атмосфере.

Так было и в 2013-м — Лоренсо притягивал результаты, Росси — внимание СМИ и большого бизнеса. К удовольствию от гонок это не имело ни малейшего отношения. «Работа завязла, у Валентино не было ощущения, что с ним работают как с чемпионом«, позже вспоминал техник Bridgestone Петер Баумгартнер.

Кто-то скажет, многовато выводов после ничего не значащей презентации. Может, именно в день съёмок Вале был не в духе? Но здесь много всякого. Росси не могут не угнетать размышления о том, как сильно сдулся его масштаб: он не везет результаты, Yamaha не интересуется его мнением ни касаемо эволюции байка, ни даже выставления настроек. И его спихнули в команду №2 без всяких привилегий.

Я подозреваю, 2021 год ничего не добавит этому наследию. Было бы слишком дерзко прогнозировать, что соперники не дадут Росси спеть красивую лебединую песню, но не к этому ли всё пришло? В прошлом сезоне он не вошел в число аж 9 победителей, и с трудом протиснулся в ряд 15 призёров. Просто так эту печальную мелодию не заткнуть.

Удивительно, даже бесподиумного Такааки Накагами шеф Repsol Honda Альберто Пуч в прошлом году накачивал речами о титуле. У японца на старой LCR Honda было 10 финишей подряд в глав-10, а больше — ни у кого. Такая стабильность давала повод помечтать, пока остальных бросало туда-сюда.

Но бедовый Росси лелеял надежду стать 10-кратным скорее по привычке, словно отказ от большой цели стал бы предательством фанатов, команды, и самого себя.

Грядущая кампания обещает много интересного после хаотичного 2020-го. Увы, думаю, 26 сезон Росси на мировой сцене снова станет жирным минусом. Он довольно давно не может поспеть за Виньялесом и Квартараро, теперь и переродившийся Морбиделли стал угрозой. Сейчас не Доктор ездит на мотоцикле, а мотоцикл на нём.

Если бы здесь что-то зависело от меня, я бы предпочёл увидеть Росси за другими проектами — в роли профи-автогонщика на выносливость, о чём он давно мечтает, или руководителя своей команды Sky Racing VR46, которой заведует Пабло Ньето. Возможно, этим и закончится: после презентации Разали признался журналистам, что готов обсудить некий совместный проект структур SRT и VR46.

Что если он начнет уступать брату Луке Марини, который только пришел в MotoGP? В этот момент Доктор должен находиться на капитанском мостике, побеждать как менеджер, а не барахтаться в открытой воде с акулами. Или 2021-й станет финалом его мотокарьеры, или зрителям скоро станет настолько неловко, что придётся отводить взгляд…