Мнение: 2021 год еще сильнее подорвёт наследие Росси в MotoGP

Валентино Росси и Маверик Виньялес

Возраст это, замедление реакции или еще что-то, хорошие результаты буквально вываливаются из рук. Ветеран MotoGP перешагнул бы веху в 200 подиумов премьер-категории, но после Хереса-2 их по-прежнему 199. На последнем круге Мизано-1 его оттеснил с 3 места невероятно прыткий Жоан Мир, в Барселоне Вале срубил себя за 9 кругов до флага, когда начал догонять Квартараро. Любопытно, что в обоих случаях побеждала Yamaha. Это могли быть его триумфы.

Не забудем добавить ГП Малайзии 2018, где Марк Маркес психологически догнал лидера Росси еще до того, как догнал физически (рухнувшая #46 Yamaha впервые была так близка к победе с Ассена-2017), и ГП Америк 2019, где признанный мастер последнего круга не нашел способа на последнем круге отобрать победу у Алекса Ринса. Двух выводов из этого быть не может. В современном MotoGP вместо Росси ездит его беспомощный двойник, как бы грубо это ни звучало.

Неужели 2021 должен что-то изменить? Если да, хоть жестами, хоть взглядом Доктор дал бы об этом знать — теми маленькими сигналами, когда атлет еще ничего не сделал, но ты чувствуешь, что внутри у него соревновательный пожар. Меня презентация Petronas SRT убедила в обратном.

Как выглядит рассвет MotoGP после самого тёмного часа? Вале знает, он так делал. Вспомните его облик на 2 сезон Ducati, и как он изменился после спасительного предложения Лина Джарвиса вернуться в Yamaha. В 2013-м 34-летний Росси, оставив за спиной мытарства на Desmosedici, словно скинул десяток лет. Публика опять увидела кудрявого, улыбчивого, вечно молодого весельчака из Тавуллии, который десятилетием ранее сделал M1 байком-чемпионом.

Берджес и Росси (2012)

Росси и Лоренсо (2013)

Да и годом позже показал другой фокус, отправив на пенсию шеф-механика Джереми Бёрджесса. Так Росси провёл над собой шоковую терапию, понимая, что в его когда-то «собственной» команде заправляет дважды чемпион Хорхе Лоренсо.

Позвав из WSBK еле знакомого, но толкового шеф-механика Сильвано Гальбусеру, Росси самоотверженно дал себе пинка под зад и получил необходимое ускорение. То, что самый успешный пилот в гранприйной истории Yamaha верным методом освежил рутину, было очевидно: после 5 места в 2013-м он защищал вице-чемпионство в 2014 — 2016 годах, и был в метре от титула №10 в 2015-м.

Валентино вписал себя в историю последним чемпионом 2-тактного 500-кубового MotoGP (до 2002 года этот класс так не назывался), выиграл 4 из 5 титулов первой литровой эры MotoGP на шинах Michelin, 2 титула из 5 в 800-кубовом MotoGP на моношинах Bridgestone. Ему не хватило 5 очков, чтобы в 36 лет закрыть чемпионом эпоху Bridgestone и сложной заводской электроники.

Даже у лучшего фокусника трюки рано или поздно заканчиваются. Эра монопокрышек Michelin и универсального ЭБУ Magneti Marelli — первая для Росси, где ему нечем бить карты соперников. Пускай чемпионат 5 лет обувает французский производитель, с которым в эру «шинных войн» и «ночных спецзаказов» Доктор добился главных достижений, это уже не его конек.

На текущей решетке достаточно специалистов, которые толкуют покрышки лучше, а ведь мотоцикл состоит не только из резины. Маркес предложил чемпионату противоестественное сочетание агрессии и вдумчивого контроля износа, «двоечник» квалификаций Довициозо тоже научился видеть исход гонки почти со старта, у Мира на последних кругах открывается второе дыхание, Морбиделли умеет погружаться в транс, включая внутреннего бразильца Айртона Сенну, и тому подобное.

Сражение за подиум MotoGP и сейчас, и в прошлые эпохи означало, что в претенденте есть что-то особенное. Только на треке Росси давно не является особенным. Пускай его жалобы на плохое сцепление задка или немощность/ненадёжность М1 подкреплялись такими же комментариями младших коллег, Доктор не может переспорить главного судью — результаты.

Несмотря ни на что, кризисная Yamaha выставляет в MotoGP шустрый прототип. Просто задумайтесь: он сделал Квартараро квалифаером года, Морбиделли — вице-квалифаером, Виньялеса — бронзовым квалифаером. По чистой скорости М1 был лучшим мотоциклом 2020 года, не говоря про 7 побед из 14. Так почему Росси испытывает такие проблемы по субботам и воскресеньям, если байк временами даже летит, а не едет?

Новая техника пилотажа, кажется, так много требует от Доктора, что для него это слишком. Впереди держится молодежь, мягко и вместе с тем решительно зажимающая рычаг тормоза. Те, кто в 2020-м с новым задним сликом Michelin продолжал склоняться к жесткому замедлению в последний момент, серьезно пострадали — кроме Росси, это например дуэт Андреа Довициозо и Данило Петруччи из Ducati.

Впрочем, рыскающий на траектории М1, чья вилка прожимается почти до упора от торможения в неверный момент с неверным усилием — не единственная проблема ветерана, которому тяжело модифицировать мышечную память. Валентино так же попадает в ловушки для новичков, роняя байк в довольно безобидной ситуации.

Вряд ли в его 25-летней карьере случалась более глупая авария, чем стартовая в Ле-Мане — недогретые дождевые покрышки просто обвели Росси вокруг пальца, когда на тормозах он огибал левый 2 поворот в гуще пелотона. После инцидента пилот #46 со взглядом покойника перед камерами объяснял, почему потерял задок М1. В тот момент на его расстроенном лице чётко читался возраст…

… что снова возвращает меня к словам презентации. Откуда взяться подиумам, когда всё так плохо? С трудом представляю повторение перелома 2013/2014 годов — то была другая история.

Мне кажется, момент невозврата был пройден после довольно сильной гонки в Хересе-2. Тогда после долгих препираний ему удалось отвоевать у Yamaha право перенастроить развесовку М1 не так, как советовали инженеры, а так, как задумала сама бригада.

Проверенные параметры 2018 года окупились, но перед Росси тогда вновь финишировали «Ямахи» Квартараро и Виньялеса! Часть Доктора порадовалась за коллег, но внутреннее эго наверняка негодовало. Вероятно, он бы предпочел проиграть Ducati или Honda, но только не шустрым юнцам, которые бросили на него тень в 2019-м.

Джарвис: Росси надавил на инженеров Yamaha, и оказался прав

Было непохоже, чтобы встряска настроек назло Yamaha изменила положение. Даже если добавить Вале виртуальные подиумы в Мизано-2 и Барселоне, это всё равно меньше того, что показали другие «камертоны».

Коронавирус эмоционально еще сильнее ушиб Росси. Проторчав 3 недели дома в Тавуллии в одиночестве, вынужденно отгородившись от ближайшего окружения, общительный итальянец был просто опустошен. Он назвал эту неопределённость (на несколько положительных тестов COVID-19 пришлось несколько отрицательных) «кошмаром», и в таком состоянии вернулся в чемпионат на 3 последние гонки.

В Валенсии-1 мотор Росси отключила электроника, в Валенсии-2 и Португалии он был 12-м. Тот оптимизм, который принес в Хересе 199 подиум MotoGP, был вырван на корню. Даже самым верным поклонникам Доктора придётся признать: ни болезнь, ни 2 технических схода не сыграли решающей роли. Итальянец сам пришел туда, где он сейчас — на М1 он хуже всех.

Хотя я никогда не входил в круг фанатов #46, с ознакомительного сезона 2013 я «голосовал» за продолжение этой карьеры. Если думать как историк, само присутствие Росси на решетке будоражит воображение.

Сейчас в Гран-При нет никого, с кем 19 марта 2000 года он делил стартовую решетку ГП Южной Африки, готовый начать дебютную гонку премьер-категории. Младший Кенни Робертс, Макс Бьяджи, Алекс Баррос, Гэри Маккой, Лорис Капиросси, Сете Жибернау, Алекс Кривье… Эти гонщики либо на счастливой пенсии, как Робертс, или работают на Dorna, как Капиросси, или заведуют собственной командой, как Бьяджи. Любимчика Японии Норифуми Абе (и кумира юного «Россифуми») уже 14 лет нет в живых после ДТП с грузовиком…

Также я не разделял шпилек в его адрес, что это «койкоместник» и преграда на пути более молодого ездока Yamaha. Пока Доктор держался у передовой, в моих глазах он полностью оправдывал владение заводским #46 M1, даже когда перестал побеждать. Не стоит спешить избавляться от гиганта спорта, MotoGP нуждается в нем во всех смыслах.

Только всё это справедливо при условии, что продолжения хочет сам Росси. Разумеется, его подпись под годовым продлением появилась не после пыток — так хотел он сам.

Однако на презентации Petronas SRT гонорар отрабатывал человек, который не уверен, стоила ли затея того. Мне показалось, Валентино психологически уже проиграл командную баталию своему протеже — набирающему обороты 26-летнему Морбиделли, итальянцу с бразильскими корнями, в котором уживается и чистый стиль Росси, и сверхконцентрация в стиле Сенны.

Помню любопытную историю, как в конце 80-х напарники Rothmans Honda Уэйн Гарднер и Эдди Лоусон, ненавидевшие друг друга, взглядом пытались уничтожить друг друга еще на фотосессии. Там были совсем другие отношения, и всё же я бы оставил этот раунд за Франки. В MotoGP пленных не берут.