Байер: КТМ не нуждался в «супердвигателе», это деньги на ветер

В минувшем году КТМ покинул технический «предбанник» MotoGP, где 3,5 сезона провел с отстающей Aprilia, и присоединился к заводам-победителям Honda, Ducati, Yamaha и Suzuki. После того, как Мигель Оливейра выиграл ГП Штирии, австрийская фабрика исчерпала 6-очковый предел (победа — 3 очка, серебро — 2, бронза — 1) на регламентные послабления.

Однако эффект от потери преференций растянулся. Возможность проводить частные тесты с заводскими пилотами сгорела сразу после Гран-При, зато все пилоты сохранили по 7 положенных двигателей вместо 5, да и самому заводу дали право в межсезонье «разморозить» омологированный двигатель-2020 и сделать версию-2021.

С точки зрения технического регламента КТМ застрял посередине, со своими урезанными послаблениями он одновременно находился в группе Ducati, Suzuki, Honda, Yamaha и группе Aprilia, которая до подиумов еще не добралась.

На 2021 год КТМ замышляет новый RC16

Возмущения у союза производителей MSMA это не вызвало. Просьбу австрийцев временно отменить омологацию удовлетворили на основании довода, что раз марке в 2021 году предстоит перейти с 7 моторов на 5 (если в сезоне 11 — 14 событий), либо с 9 до 7 (если больше 14, в текущем календаре 19), агрегату нужно повысить надёжность.

Если в конструкцию не вмешаться, они рискуют закончиться раньше времени. В таком случае гонщик сможет рассчитывать на новый двигатель только если отбудет штраф на том Гран-При — старт с пит-лейна с 5-секундной задержкой.

Но что если заодно добавить мощности? В паддоке вокруг разрешения MSMA возникла «городская страшилка»: зимой инженеры КТМ с нуля создадут некий сверхмотор, как ни в чём ни бывало омологируют к ГП Катара, и начнут пользоваться таким преимуществом, что соперники пожалеют о том добродушии.

Директор KTM Motorsport Пит Байер на презентации 12 февраля объяснил, почему это чепуха. Создание мотора-2021 означало бы уничтожение нетронутых деталей для мотора-2020. На такое расточительство гоночный отдел в Мундерфинге не был готов.

Кроме того, RC16 со своим могучим V4 и так находится на уровне с силачами Ducati и Honda (около 280 л.с.). Модификации были направлены именно на повышение расчётного километража компонентов, уверяет Байер:

У байка тот же замысел, радикально нового двигателя нет. Мы затронули кое-какие части, но совсем новую модель не вносили.

Если читать между строк, мы вообще-то могли построить полностью новый байк, но во-первых, на это также нужны человеческие ресурсы, а у нас обязательства перед нашими коллегами, что мы идём рука об руку в полезном формате, и особенно не уничтожаем наши материалы. И мы так и поступили.

Так что у нас не было планов делать полностью новый мотоцикл, и использовать этот момент в преимущество.

Пересоздание V4 противоречило бы заморозке регламента на 2020 — 2021 годы, которую прошлой весной согласовали в MSMA. Как и все остальные, в КТМ углядели возможность кое-что сэкономить в год обрушения мотоциклетных рынков. Эти деньги австрийцы не собиралась резко вкидывать обратно в MotoGP — например, на мотор:

Мы принимали протокол COVID в худшую пору наших управленческих карьер. Когда мы со всеми производителями, всеми теми менеджерами висели на телефоне, мы все у себя в компаниях решили, что должны защитить MotoGP и приберечь наши орудия на потом, а не выкидывать деньги на ветер.

Это я про неиспользование хорошего материала с 2020-го, его уничтожение и постройка совсем нового материала к 2021-му, потому что мы планировали 10 гонок. Затем гонок стало 14, так что мы использовали материала-2020 намного больше, чем думали, но всё-таки весь материал для 6 гонок был сдвинут на новый сезон — его мы тоже хотим использовать.

То есть провели кое-какие разработки, поработали над некоторыми частями, потому что мы вообще не планировали для нашего двигателя километраж неконцессионной команды, когда планировали сезон 2020. Так что мы внесли несколько модификаций, но не крупных.

Мы всё-таки разрабатывали наши двигатели по концессионным правилам 2020-го, то есть ради 2021-го некоторые области двигатели пришлось развить чуть глубже, чтобы можно было протянуть год вплоть до 20 гонок с 7 моторами вместо 9.

С запуска проекта MotoGP в августе 2014-го КТМ провел огромную рекрутскую работу, набирая персонал и в паддоке чемпионата, и вне его. Австрийцам требовались специалисты не только для гоночной фабрики, но и для WP Performance — собственной подвесочной компании, противостоящей вездесущим шведам Ohlins.

Теперь обратный процесс — соперники охотятся на людей КТМ, ведь компания стала побеждать. Например, в этом году Honda «украла» пилота Поля Эспаргаро и его телеметриста Джинни Андерсон. Она будет работать у Марка Маркеса:

Нельзя запретить работникам переходить к конкурентам. Мы увели себе несколько специалистов у других команд, когда вошли в MotoGP. Но мы и не хотим привязывать своих техников «коленнопреклонными» договорами. Если определённым людям суждено нас покинуть, пусть поддадутся этому порыву.

Но мы хотим сократить отток до абсолютного минимума. Мы относимся к своим работникам как можно лучше, потому что хотим долгосрочно с ними работать, и чтобы предотвратить чересчур большую сдачу технологий и растаскивание внутренних сведений.

Но полностью предотвратить перемены в персонале мы никогда не сможем. Если кому-то не хочется оставаться, тут даже 50-страничный договор не сработает. Тогда стоит уйти, климат команды будет здоровее. Но у нас чёткая стратегия: мы не хотим уступать любых техников своим конкурентам.

Особый статус КТМ исчезнет с окончанием межсезонья. Когда новый двигатель RC16 будет омологирован на сезон в четверг перед ГП Катара, компания уравняется в обязанностях с остальной «большой четвёркой», то есть никаких вмешательств внутрь агрегатов по ходу сезона. Такое право сохраняется за Aprilia.

Также в Катаре будет снята заморозка аэродинамики. Все 6 заводов смогут в любой момент сезона сменить аэропакет-2020 на что-то поновее.