Форкада: Рано или поздно всем не хватает держака, дело за пилотом

Распределение пилотов Yamaha в зачете 2020 года может показаться необъяснимым — Франко Морбиделли из Petronas SRT как единственный независимый пилот Дома выиграл 3 гонки и стал вице-чемпионом, его коллега Фабио Квартараро так же с 3 победами стал 8-м, Маверик Виньялес из Monster Energy Yamaha — 6-м с единственным успехом в Мизано, и наконец, 15 строчку занял переболевший коронавирусом Валентино Росси.

Можно гадать, насколько именно повезло Морбиделли с мотоциклом. Его устаревший М1 2019/2020 годов версии-А был вдоль и поперёк изученным аппаратом с оттеченной базовой настройкой. И наоборот, Квартараро, Виньялес и Росси за сезон так и не нашли точку опоры для М1 2020. Это был важный фактор в непредсказуемом сезоне, когда на чемпионат свалился коронавирус и слабоизученная задняя шина Michelin следующей версии.

Если же послушать Рамона Форкаду, шеф-механика Франки, его гонщик затмил остальные «камертоны» благодаря человеческому фактору. Бригада под началом техника с 31 годом в Гран-При (и бывшего шеф-меха 3-кратного чемпиона Хорхе Лоренсо) адекватно настраивала #21 Yamaha и грамотно обслуживала 2 двигателя, которые остались после поломки в Хересе-2 и изъятия 2 других с неомологированными клапанами.

Другая половина этого фактора — сам Морбиделли. Римлянин использовал довольно унизительное поражение от Квартараро годом ранее, чтобы повысить качество домашних тренировок и методичность работы в гараже. Чемпион Мото2 2017 года был самым цельным пилотом Yamaha в этом сезоне, уверенно сказал Форкада Дэннису Нойесу на Radio Ocotillo:

Разница [с другими Yamaha] была в ментальности пилота, потому что между этим годом и прошлым мы никаких крупных изменений в байк не вносили.

В прошлом году разница между Квартараро и Морбиделли был в основном из-за необходимости Франки приспособится к «Ямахе» после года на «Хонде». Парадокс, но нехватка опыта Фабио сработала в его пользу, позволив завершить дебютный год в неимоверной манере.

Из гаража #21 раздавалось меньше всего жалоб на пробуксовки и пляску результатов. Франки не раздражало, чтоон получил от Yamaha самый старый мотоцикл в четверке, ведь он был худшим пилотом М1 в 2019 году.

Зная, что его байк в любом случае не станет быстрее и будет обновляться с задержкой (например, задняя подвеска-понижайка появилась в Австрии на 3 этапе), ученик Валентино Росси сосредоточился на пилотаже, доверив остальные хлопоты бригаде Форкады.

Помимо побед в Мизано-1, Арагоне-2 и Валенсии-2, Франки отличился на ГП Чехии, где 2 место за Брэдом Биндером стало его дебютным подиумом. На старом кочковатом асфальте Брно устаревшая Yamaha летела практически в темпе победителя, тогда как следующим М1 оказался сверхопытный Росси (5 место).

Факт, что Франки великолепно управлялся с буксованием, дёрганьями мотоцикла на суперпаршивом асфальте — показатель его грамотной работы дросселем, говорит Форкада. В таких гонках правая рука ездока играет большую роль, чем любые настройки:

Такое случается со всеми байками, рано или поздно у всех наступает «кризис держака», особенно когда трек мало что предлагает.

В этот момент в игру должен вступить пилот, потому что в этом случае электроника в одиночку не в силах решить проблему управления переменчивым держаком. Возмещать его нужно пилоту, управляя правым запястьем. Сейчас пилоты потеряли привычку практиковаться в этом.

Ясно, что необходимо соответно подогнать настройки, приспособить байк под пилота, но это он должен задавать разницу.

Когда Квартараро выиграл ГП Каталонии, он всё еще вёл чемпионат и опережал Морбиделли на 31 балл. Через 6 гонок, когда чемпионат закрылся в Португалии, оказалось, у итальянца те же 3 победы, однако теперь он был в 31 балле впереди. В любом случае, Petronas SRT стала лучшей независимой командой 2 год подряд.

Теперь французу придётся «мстить» бывшему напарнику из гаража Monster Energy Yamaha — там Фабио сменит Валентино, отправив последнего в Petronas SRT. В 2021 году фабрика из Иваты опять оставит вице-чемпиона без нового байка — на это не было ни денег, ни средств, объяснял Лин Джарвис. Впрочем, если следующий М1 будет таким же контрастным, Франки может снова привнести неловкость в стан «камертонов».


Автоцентр Овод – топовый дилер Nissan