Новый план Dorna: 7 миллионов евро на сезон каждой частной команде

Всё больше миллионов евро приятно шуршат в карманах независимых команд MotoGP. Когда в силу вступит новое торговое соглашение 2022 — 2026 годов между ними и Dorna Sports, годовые выплаты на аренду прототипов и покрытие логистических расходов вырастут еще больше. С 6,5 миллионов евро примерно до 7.

То, что МотоГран-При — невероятно прибыльное предприятие, показал коронавирусный 2020 год. Ни одна из команд MotoGP, Moto2 и Moto3 не покинула чемпионат в «голодные» апрель, май и июнь, когда COVID-19 остановил все соревнования. Через командный союз IRTA частные коллективы MotoGP ежемесячно получали 250 000 евро на латание спонсорских дыр в бюджете, коллективы Мото2 и Мото3 получали по 50 000 евро.

Акционеры Dorna — британская инвестиционная компания Bridgepoint Capital и канадский пенсионный фонд CPPIB, — выделили на 3-месячную программу спасения 9 миллионов евро (поровну между MotoGP и Moto2/Moto3). Если бы коронавирус остановил чемпионат на больший срок, сумма определённо могла быть больше, ведь биржевая стоимость Dorna составляет 2,8 миллиарда евро!

ТВ-права и многолетние договоры с треками, желающими заманивать толпы зрителей этапом MotoGP, составляют приблизительно 2/3 доходов Dorna на этом первенстве. Интерес всё время растёт: если бы не коронавирус, в 2020 году прошли бы рекордные 20 этапов. Договор 2022 — 2026 годов может поднять число до 22, и разумеется, это 2 новых источника дохода.

На данный момент Tech 3 и Gresini Racing официально поставили подпись под следующим коммерческим контрактом Dorna. Согласно швейцарскому Speedweek, то же самое сделали остальные 3 частные команды MotoGP — Petronas SRT, Pramac Racing, LCR.

Самая бедная команда Esponsorama Avintia не получила от IRTA права остаться после 2021 года, её владелец Рауль Ромеро стал терять интерес к этому классу. Андоррская команда докатает последний сезон, и сожмётся до своего проекта Moto3.

Фактически, половину «Авинтии» уже приобрела VR46 Валентино Росси, чтобы обустроить дебют его брата Луки Марини в будущем сезоне. Скорее всего, в 2022-м эта ячейка полностью отойдёт VR46.

По текущему контракту 2017 — 2021 частная команда (точнее, один спутник каждого производителя) MotoGP ощутимо пополняет бюджет за счёт плюшек Dorna. Речь примерно о 6,5 миллионах евро на сезон, которыми покрывается широкий спектр расходов: аренда 4 мотоциклов для 2 пилотов, расходы на доставку командного груза на Гран-При, оплата места на решетке, другие бонусы. Примерно такую же сумму вливают спонсоры.

Кроме того, и заводы, и частники бесплатно получают от Dorna покрышки Michelin и ЭБУ Magneti Marelli.

Первые утёкшие подробности сделки 2022 — 2026 годов содержат важную оговорку: рост выплат увеличится до 7 миллионов евро, но только при наличии новых этапов. Коронавирусная волна может этому помешать, если годом позже правительства всё еще будут запрещать зрителям собираться на массовые мероприятия и мешать трекам продавать билеты.

Таким образом, если в 2022-м в MotoGP будет не более 20 гонок, дополнительного полумиллиона никто не увидит. Если будет 21 гонка вместо 22-х, прибавка каждому частнику составит 250 000 евро. У ворот «Дорны» стоит уйма новых желающих — Россия (Игора-Драйв), Индонезия (Мандалика), Венгрия, Бразилия.

Кармело Эспелета стремится привести решетку к идеальной симметрии. Если в чемпионате у каждого из 6 заводов будет по спутнику, число команд вырастет с 11 до 12, число байков — с 22 до 24. В идеальном MotoGP по мнению Кармело не должно быть перекосов, когда одни фабрики сами по себе (Suzuki, Aprlilia), а другие держат сразу 2 клиентские команды (Ducati).

Схема поощрительных выплат не поменяется. Покрышки и электронные блоки двигателей будут дальше предоставляться бесплатно. Аренда байков тоже будет возмещаться. Сейчас, чтобы взять пару байков на одного пилота у Ducati, Honda, Yamaha или Honda, надо приготовить примерно 2,2 — 2,5 миллиона евро (свежие версии дороже, годовалые дешевле).

Мотоциклетные фабрики, несмотря на свои и так серьёзные доходы от продаж техники, тоже зарабатывают на этом. Если клиент арендует пару байков (4 на команду) по цене не более 2,5 миллионов, эти деньги за него сразу платит Dorna.

Но есть 2 исключения. Esponsorama вынуждена сама искать значительные суммы для своего примерно 12-миллионного бюджета, так как выплаты предназначаются только одному спутнику завода. В этом году сильно помогал деньгами пилот-арендатор Тито Рабат, в следующем будет VR46.

В данном случае у Ducati эти 6,5 миллионов получает Pramac. У Honda, KTM и Yamaha по одному клиенту, и «бедняков» среди них нет. К сожалению для Esponsorama, ей ясно дали понять, что присутствие такого проекта в королевской категории нежелательно.

Aprilia Gresini так же вряд ли укладывается в эту схему. Полузаводская-получастная команда ведёт проект MotoGP вместе, однако большая часть расходов явно лежит на Aprilia — помимо разработки байка, она предоставляет Грезини сами байки, грузовик-хоспиталити, инженеров и другую часть персонала. Если не все 6,5 миллионов, то наверняка большую часть команда отдаёт заводу.

Так как у Aprilia и Suzuki до сих пор нет спутников, они получают «утешительные» 500 000 евро на логистические траты. В 2022 году такого быть не должно. Aprilia уже объявила о создании собственной команды через сезон, Suzuki так же подыскивает клиента. Заработок 4,5 — 5 миллионов на годовой сдаче байков еще никому не вредил. В этом убедился КТМ, когда присоединил к себе Tech 3 в 2019-м и увеличил полумиллионный бонус в 9-10 раз.

Жалованье Moto2 и Moto3 так же вырастет с ростом календаря чемпионата. Сейчас годовой бюджет команды Moto2 равен примерно 2,6 миллионам евро, в Moto3 поменьше. В зависимости от успешности команды (в отличие от MotoGP, здесь этот параметр прямо влияет на деньги) она получает 180 — 230 тысяч, указывает Speedweek. В следующем соглашении сумма может увеличиться, но неизвестно, насколько.

Это не единственная помощь. К примеру, в средней кубатуре Dorna частично возмещает расходы на аренду 765-кубового двигателя Triumph, чтобы команде не пришлось платить больше 20 000 евро за пилота. В младшей кубатуре возмещается полная стоимость моторного пакета на пилота — это 60 000 евро, куда входят 6 агрегатов на сезон.

Каждый год Dorna распределяет около 70 миллионов евро среди всех команд 3 классов Гран-При. Это чуть больше 2 бюджетов (каждый — около 30 миллионов) самых богатых команд MotoGP, к которым относятся Red Bull KTM, Repsol Honda, Ducati Team и Monster Energy Yamaha.