Тарамассо: Неудивительно, что в 2016 и 2020 годах одинаковое число победителей

При взгляде на числа этого сезона MotoGP менеджер 2-колёсного направления Michelin Motorsport Пьеро Тарамассо весьма доволен. Несмотря на необыкновенно короткий 14-этапный сезон, который начался через 5,5 месяцев коронавирусных каникул, французский моношинник MotoGP продолжил переписывать трековые рекорды, начиная с открывающего ГП Испании.

В Хересе, Мизано и Арагоне обновлены рекорды квалификационного круга, гоночного, либо общего времени гонки, на свежем португальском Портимане все 3 поставил Мигель Оливейра.

Без изменений остались французский Ле-Ман, австрийский Ред Булл Ринг, испанские Барселона-Каталунья  и Рикардо Тормо, и чешский Автомотодром Брно — место, где гонщики давно перестали думать о скорости и больше беспокоятся о том, лишь бы остаться на колёсах. Из-за старого ухабистого асфальта 12-летней давности ГП Чехии вовсе вылетел из календаря 2021 года. Самый свежий рекорд Брно датируется 2016-м, когда Марк Маркес поставил поул-позицию в год возвращения Michelin вместо Bridgestone.

Изменённый задний Michelin Power Slick/Power Rain с более податливым хватким каркасом стал приятным и неприятным сюрпризом для гонщиков — в зависимости от того, на каких мотоциклах они выступали. Новая покрышка вознесла на вершину ездоков Suzuki (Жоан Мир — чемпион, Алекс Ринс — бронзовый призер), ничего не изменила для Валентино Росси, и обрушила надежду Андреа Довициозо наконец стать чемпионом MotoGP.

В интервью GPOne Тарамассо назвал совпадением, что впервые за 5 лет новой эры Michelin мотоциклы с рядными моторами (Suzuki, Yamaha) явно возвышались над V-образными (Ducati, Honda, KTM, Aprilia). Пускай повышенный боковой держак больше пришелся по душе байкам с размашистыми траекториями, Тарамассо указывает на факт, что в 14 гонках было 9 победителей и 15 призеров на байках обеих конфигураций.

В 2021-м чемпионат придет «в норму» и число победителей сократится вдвое, даёт прогноз глава мотоциклетного Michelin Motorsport. Это произойдёт не за счёт новых изменений шин, а благодаря дальнейшему подстраиванию команд, у которых будет исходная точка в виде года опыта.

Так или иначе, с точки зрения старт-стоповых Ducati или Honda задняя покрышка явно «обгоняет» переднюю. Чтобы выдерживать её давление на переднюю в фазе замедления и не терять сцепление, некоторым в MotoGP (тем, кто редко появлялся впереди в этом году) требуется эволюционный передний вариант. Пока у Michelin нет плана вводить его в 2021-м. Чтобы опять не путать команды с перенастройкой байков, он должен появиться в 2022 году.

Тарамассо начал разговор с общего итога:

Из-за «Ковида» это был сложный сезон, множество гонок сгруппировались вместе за 5 месяцев. Первый вызов нам бросила логистика, чтобы производить шины и доставлять на кольцо за такое короткое время.

Потом были изменения дат вроде Хереса. Мы гоняли в июле, асфальт был 60 градусов, но все прошло хорошо, мы установили рекорд трассы, несмотря на очень высокие температуры.

Какой Гран-При был самым трудным?

Нас разочаровала Барселона. Оказалось, там очень холодно и работали только мягкие составы. Мы ожидали 25 — 27 °, а вместо этого температура была намного ниже.

Как вы оцениваете новую заднюю шину, о которой все говорили?

Одни байки и ездоки адаптировались быстрее других. Новая шина предложила больше держака, и это привело к изменению как баланса мотоцикла, так и стиля езды: с шиной уже нельзя было атаковать, как раньше, иначе байк становился нервозным, если вкратце.

Некоторые адаптировались быстрее, пока в первой части сезона ситуация была неопределенной, но с австрийских гонок стало видно, что Мир и «Сузуки» хорошо истолковали философию этой новой шины, как Yamaha.

Что до результатов, то после Хереса мы также установили новые трековые рекорды в Мизано, а затем в Арагоне — это была наша лучшая гонка с пор, как мы вернулись в MotoGP, у нас никогда не было таких быстрых и стабильных времен на треке, который раньше для нас был критичным.

Я бы сказал, мы хорошо завершили сезон в Валенсии, которую хорошо знаем, и в Портимане, который был новинкой.

Таким образом, подытог положительный…

Безусловно, тем более если подумать о неопределенности, в которой мы начали. Было 9 разных победителей, и по мне так нет ничего странного, что у нас было такое же число и в 2016-м, когда мы вернулись в MotoGP. Новая задняя шина немного перетасовала карты, но наличие 9 победителей означает, что она может работать у всех гонщиков, и часто на подиуме оказывались три разных мотоцикла.

Suzuki выиграла чемпионат, Yamaha — 7 гонок из 14. Это совпадение, что мотоциклы с рядными 4-цилиндровыми двигателями сразу освоили эту шину?

Для меня да. Нет никаких технических причин прийти к выводу, что у рядных 4-цилиндровых двигателей больше преимуществ. Мы также увидели, что другие мотоциклы тоже хорошо выступали — Джек Миллер был очень быстр, KTM показал хорошие результаты.

Как думаете, такая большая неопределенность будет характерна и для 2021 года?

Я думаю, в следующем году будет больше стабильности, у нас станет 4- 5 разных победителей, и именно они будут лучше всех понимать шины.

В этом чемпионате шины склонили чашу весов, или там нечто большее?

По-моему, шины многое значат, даже если они не единственные причины этой неопределенности. Ключом был факт, что уровень был настолько высок, и все гонщики были так близки, что требовалось всего 2-3 десятых, чтобы попасть в верхнюю-5 либо нижнюю-5.

В квалификационных и тренировочных сессиях 15-20 гонщиков легко могли оказаться в секунде — так близко они были, что требовалось совсем немного времени, чтобы стартовать позади, и это полностью меняло гонку. Когда вы стартуете в середине группы, становится трудно.

Квалификация становилась решающей для результата гонки. Более того, многие гонщики обрели уверенность — поскольку не было Маркеса, они думали, у них есть шанс на победу.

Как вы думаете, было бы Маркесу удобно с новой шиной?

На первых тестах 2019 года Марк уже очень высоко оценил эту шину, и у него феноменальная способность к адаптации. Я думаю, если б он не разбился в Хересе, он был тем же Марком Маркесом, как всегда.

Чего нам ждать от Michelin в следующем году?

Задняя шина не изменится, как и передняя. Учитывая, что разработка мотоциклов практически заморожена, по согласованию с командами и Dorna мы решили ничего не менять. Однако у нас есть новая передняя шина, которую мы начали испытывать в 2019 году в Мизано и Брно с хорошими результатами. Если в следующем году можно будет проводить тесты, мы продолжим разработку и в конечном итоге представим её в 2022 году, если команды и гонщики согласятся.

Есть ли необходимость как можно скорее обновить переднюю шину?

Нет, старые работают хорошо, и доказательство этому — в этом году было меньше аварий. С точки зрения динамики необходимости нет, но в естественном развитии есть. Это наша рабочая методика: одновременная замена обеих шин затрудняет понимание вещей.

Какова цель Michein на следующий сезон?

Постараемся улучшить постоянство динамики, то есть чтобы шины меньше деградировали. Ради этого поработаем над составами. Они не совсем новые, но протянут дольше.

Будет ли что-то новое для MotoE?

Мы работаем над новыми составами, в которых выше процент переробатываемых материалов, естественно, без потери динамики.


Огонь! Наконец-то, где есть хороший выбор кофр для квадроциклов