Квартараро: Нехватка слаженности стала для нас фатальной

Фабио Квартараро

Сложись события 2020 года в MotoGP немного иначе, не Жоан Мир, а Фабио Квартараро стал бы новым чемпионом. Пилот Petronas Yamaha SRT открыл чемпионат двойной победой в Хересе, позже добавил победу в Каталонии, и еще сидел на вершине зачёта, когда приехал в Арагон на 10 этап. Однако за 5 последних гонок всё это обратилось в прах, Фабио рухнул на 8 позицию.

Крупно ли Yamaha ошиблась со своим прототипом М1 2020 или нет (как и Квартараро, Виньялес и Росси всё время указывали на низкий механический держак задка, низкую мощность), 21-летний уроженец Ниццы не скрывает, что часть вины лежит на нём — он оказался психологически не готов к проблемному байку. Шеф-механику Диего Губеллини бывало трудно добиться от своего пилота сколь-нибудь приемлемых объяснений того, что он хочет изменить в поведении мотоцикла.

«Бывали времена, когда байк не ехал — из-за этого я чересчур нервничал. Я говорил [с Диего] лишь бы что-то сказать, но я говорил не то что надо, и в том году это будет очень важно. Вот почему я правда хочу поработать с психологом», объяснил Эль Дьябло в свежем интервью на Facebook, по какой причине собирается чаще видеться со знакомым психологом.

Если бы Квартараро держал вредные и полезные эмоции под контролем, и показал ту стабильность результатов, которая принесла титул Миру, это чемпионство сделало бы его первым за 19 лет, кто взял титул в независимой команде. Валентино Росси в 2001-м был последним, кому такое удалось.

3 победы за 14 попыток стали единственными подиумами 21-летнего преемника Росси в заводской Yamaha, остальные результаты разнились от 4-го до 14-го, к которым добавились низовки в Мизано-1, Валенсии-1 и -2 по собственной оплошности. В разговоре с журналом Moto Revue гонщик #20 заметил, этот провал должен сыграть важную психологическую роль в 2021-м:

Всё очень хорошо начиналось, но нехватка слаженности [в гараже] стала для нас фатальной. Я счастлив, что побеждал, но не счастлив из-за того, как развивался сезон. Это урок на будущее. Я всё время говорю, что больше всего учишься в трудные моменты.

Фабио Квартараро

Воодушевленный Фабио приступил ко 2-й кампании MotoGP на волне предыдущей — тогда у дебютанта были 7 подиумов и 6 поул-позиций. Вероятно, самым важным фактором был технический — на М1 2019 он сразу ощутил себя в своей тарелке, тогда как переделанный М1 2020 потребовал привыкания с первых тестов. Квартараро так и не подружился с этим более мощным и более дёрганым мотоциклом:

В прошлом году всё было легко, за 19 Гран-При мы едва прикасались к настройкам байка. В этом году мы провели 14 гонок на 9 кольцах и даже не нашли работающую основу. Мы были счастливы в Хересе, Барселоне и Ле-Мане, а в остальном…

В прошлом году, когда мы были не очень — это случай Арагона, — нам всё-таки удавалось финишировать в топ-5. В Валенсии я попробовал то, что было выше возможностей байка. Я допускал ошибки и падал. Разочаровывает это.

Начало сезона «обмануло» ездока Petronas SRT: за двойным поулом и доминирующими победами в Хересе последовало очень много этапов, где команда Фабио тонула в поиске ускользавшей базовой настройки, а сам атлет искал стиль езды, при котором удастся уменьшить пробуксовки задка. Но ни того, ни другого он не отыскал:

Я приехал на 1-ю гонку очень подготовленным, может, получше остальных. Ровно 3 месяца я провел в заточении в Андорре, я готовился только физически. Я был в форме и на треке мне тут же стало хорошо. Но если б я ездил на байке-2019, было бы точно так же хорошо.

Через 2 недели в Брно мы столкнулись с ненормальным износом. У нас была скорость, но не было темпа. И затем в Австрии мы полностью заблудились.

3 победы Квартараро и 1 победа Виньялеса сделали М1 2020 лучшим мотоциклом сезона по этому показателю, но оба гонщика его в свои любимые точно не запишут. На ухабистых и скользких треках они теряли всякую возможность зацепиться за подиум, так как вперёд выходили «долговременные» байки Suzuki, Ducati и КТМ.

Yamaha закончила кампанию в недоумении — её техники так и не выяснили корень проблем испортившейся управляемости, чего в 2019-м не наблюдалось. Фабио опечален тем, что по причине неопытности не сумел точно ткнуть пальцем в слабую область байка:

За 2019-й мы не испытали ни единой технической проблемы, зато в этом году трудности копились. Может, мне не хватало опыта, чтобы выделить эти проблемы. В любом случае, я не мог найти нужную скорость.

Не думаю, что в этом сезоне на мне было больше давления, чем в 2019-м — в конце года все ждали от меня моего первого победного ГП… Если честно, в этом сезоне даже после Валенсии-1 просто хотелось попробовать повеселиться — в этом году редко удавалось.

Не думаю, что в этом году у меня был более сильный стресс, чем в том. Наша единственная проблема — этот байк, и надо выяснить, где она.

Любопытно, что предыдущий М1 опять доказал своё качество, теперь в руках Франко Морбиделли, напарника Квартараро. Трудолюбивый итальянец «отомстил» французу за разгром 2019 года (5 место Фабио и 10-е у Франко без единого приза), да так, что закончил вице-чемпионом всего в 13 баллах позади Мира.

К счастью для Франки, менее мощный М1 2019 был более предсказуемым и намного более изученным байком, чем капризный 2020-й. Фабио выделил роль технического фактора в том, почему проиграл коллеге, выиграв при этом те же 3 гонки:

Франко здорово прогрессировал, но я не забыл, что в прошлом году двумя ведущими «Ямахами» были мы с Виньялесом. В этом сезоне у нас лучшим стал Франко. Это видно по его байку, по его более устойчивым результатам.

Бедовая Yamaha вовлекла себя в «Клапан-гейт» — главный скандал последних лет MotoGP, завязанный на использовании неомологированных клапанов по ходу ГП Испании. Остальной сезон гонщики провели с теми двигателями, где данные детали совпадали с двигателем-образцом, предоставленным техдиректору MotoGP Дэнни Олдриджу.

Инженеры «камертонов» совершили чудо, ведь помимо обнуления командных и марочных очков за ГП Испании, единственной издержкой стала установка нового мотора Виньялесу на ГП Валенсии (остальные выработали ресурс) — из-за этого испанец стартовал с пит-аллеи. Однако Квартараро приходилось мириться с занижением предельных оборотов, чтобы агрегаты дотянули до конца сезона:

В Барселоне мне на гонку поставили мой последний новый двигатель, и я всё равно видел разницу с другими «Ямахами». Но мы весь сезон не могли использовать этот двигатель так, как хотели — это сильно разочаровывало.

В этом году мы упустили великолепную возможность, но самое важное, что все в «Ямахе» мотивированы развернуть ситуацию. И я тоже сверхмотивирован. Я хочу вернуться на передовую, хочу вернуться на подиум, и вывести Yamaha на передний край.

Прозванный «анти-Маркесом», Квартараро оправдал ожидания, побив 6-кратного чемпиона MotoGP. Правда, лишь на 1 гонке, которую Маркес не закончил — сломав правую руку на ГП Испании, он выбыл до конца чемпионата. На момент аварии Фабио вёл пелотон, Марк был в 5 секундах позади на хвосте ехавшего 2-м Виньялеса.

Французу не хватало могучего соперника из Repsol Honda:

В прошлом году я был счастлив, что смог бросить ему вызов, особенно в Мизано и Таиланде. Гонка с таким пилотом придаёт лишней мотивации.

В этом сезоне мне хотелось, чтоб он вернулся как можно скорее. Хотя все думали ухватиться за эту возможность в его отсутствие, я был одним из тех, кто предпочёл бы его тут с нами. Учатся у лучших пилотов.

Исход сезона, который так ярко начинался и блекло кончился, не мог повлиять на будущее Фабио — впереди у него 2 года в Monster Energy Yamaha бок о бок с Виньялесом, 2-летнее приключение в спутнике SRT подошло к концу. Гонщик сменит знаменитого Росси, который в свою очередь займёт место француза:

Эта территория не будет для меня новой, потому что я приведу с собой своего шеф-инженера, телеметриста, моих японских инженеров и 2 механиков. Знаю, там будет больше ожиданий и давления, но еще я знаю, и поддержки тоже больше. Меня будут слушать, вовлекут в разработку… Это очень интересно, и я убеждён, «Ямаха» сделает нам хороший байк.