Морбиделли после ACI Rally Monza: Тут гораздо больше стресса, чем в MotoGP

Планета не сошла с орбиты, пока Франко Морбиделли участвовал в первом в своей жизни автомобильном ралли. Гонщик экипажа #66 Hyundai Rally Team Italia закончил ACI Rally Monza — финальный этап мировой серии World Rally Championship, — лишь на 61 позиции в общем зачёте. Его соперниками была сумасшедшая погода, проколы, и разумеется авария — «обязательный» пункт для того, кто только пересел с гоночного мотоцикла в ралли-кар.

Вице-чемпион MotoGP 2020 года решился на авантюру после нескольких разговоров со своим наставником Валентино Росси. В 1997-м будущий Доктор гоночных наук впервые вышел на старт «выставочного» Monza Rally Show, а в 2018-м попрощался с маленьким ралли внутри знаменитого автодрома Монца как рекордсмен с 7 победами. В этом году Морбиделли решил сам погрузиться в мир полноприводных турбохэтчбеков.

К сожалению или к счастью, «Ралли Монцы» впервые с основания в 1978 году превратился в этап регулярного чемпионата WRC. Событие 3 — 6 декабря охватывало не только гоночное кольцо, но и извилистые асфальтовые дорожки в окрестностнях Милана. 16 спецучастков покрыли дистанцию в 241,14 км, вместе с перегонами между ними общий пробег составлял 502,66 км.

Ралли началось в четверг с 4,3-километрового пролога по гоночному кольцу, продолжилось на нём в пятницу спецучастками на обоих конфигурациях Монцы — современной и классическим внутренним овалом. В субботу действие переместилось на северо-восток к подножью итальянских Альп. В воскресенье ралли вернулось на трек ради заключительных спецучастков. Таким образом, маршрут состязания стал гибридом из старой Monza Rally Show и «большим» этапом WRC.

Франко предстояло преодолеть этот путь на 315-сильном Hyundai i20 R5 в 3-й по старшинству подкатегории WRC3. Его дебют в ралли прошел в условиях, с какими Росси никогда не сталкивался. Помимо «большого» формата с полным набором соперников вместо других раллистов-непрофессионалов (в том числе из мотогонок), против гонщика MotoGP играла погода — на окрестности Монцы спустилась настоящая зима. В течение 4 дней она предлагала атлетам скудный выбор — либо дождь, либо снег, либо снег с дождем.

В пятницу в Монце Франки нарвался на прокол покрышки, в субботу во время «вылазки» в холмистую провинцию Бергамо на скользком слякотном асфальте врезался в ограждение и рычаг рулевой трапеции — из-за этого колесо потеряло связь с рулевым валом. Неуправляемый автомобиль вынудил его закончить гоночный день. «Я оставил машину в 80 км от трека», шутил римлянин по возвращении под шатер команды.

В воскресенье в Монце экипаж #66 по правилу SupeRally вернулся в зачёт и поднялся на свою самую высокую позицию в общем протоколе — на утреннем спецучастке №14 Морбиделли и его штурман Симоне Скаттолин были 38-и. Однако на предпоследнем 15-м последовал новый удар — двойной прокол шин. После заключительного 16-го #66 Hyundai финишировал 61-м.

То, что ACI Rally Monza для всех стала коварным предприятиям, говорит катастрофа Элфина Эванса — британца из Toyota Gazoo Racing WRT. Он прибыл в Монцу лидером зачёта и намеревался впервые стать чемпионом WRC. В субботу Эванс не удержал свою «Тойоту» на горной дорожке и рухнул в кювет. Выиграв финал сезона, его напарник и соперник Себастьен Ожье выиграл и 7 титул.

Франко корил себя за субботнюю ошибку, ведь поцелуя с ограждением и поломки рулевого управления можно было избежать, если бы он внимательнее следил за траекторией на заснеженном асфальте. Это была одна из многих деталей жестого мира ралли, заставших врасплох пилота MotoGP:

Было круто. Теперь, раз гонка закончилась, можно и так сказать. На ралли я не смог особенно раскрыться, но сейчас, когда мы наконец-то добрались до финиша, можно насладиться моментом и эмоциями.

Я бы хотел всех поблагодарить — спонсоров, Hyundai, WithU, и так же людей, которые были рядом и сопровождали меня на этом пути. Я получил чудесный опыт, но в то же время очень трудный, потому что условия правда были на пределе.

Я медленно начал, старался делать по шагу за раз, и безопасно довезти машину до дома. Как вам всем известно, я — мотоездок, но на этом уик-энде ощущал себя настоящим раллистом.

С чем ты приедешь домой после такой долгой недели, которая началась в понедельник в Вероне?

Тут в Монце я осознал, что никогда нельзя терять концентрацию. Тут не как в MotoGP, тут в ралли очень длинные дни со спецучастками, перегонами, и закрытым парком, то есть надо всё время оставаться на треке. Психологически были гораздо напряженнее по сравнению с мотоциклами, поэтому за ошибку платишь гораздо больше, чем в мотогонках.

Ты уже отправил заявку на издание-2021?

Хотелось бы вернуться в Монцу, но с чуть большей подготовкой. К сожалению, Мондиале в этом году поздно кончился [22 ноября], и у нас было очень мало доступного времени. Но я благодарю всех, кто меня поддержал. Пусть тут не было зрителей, я ощущал большую поддержку.

В Монце закончился твой соревновательный сезон. Чему он тебя научил?

В этом году я усвоил, что очень важно работать дома, день за днем. Я в жизни много работал, но в этом году немного серьёзнее. Надо было сделать этот шаг.

Теперь, после 2 места за Миром, цель — Мондиале…

С нетерпением создаем программу высокого уровня. Нельзя забывать, кто я и кто мы такие, потому что Petronas — великолепная команда, но всё-таки клиентская. К тому же надо оставаться приземлёнными. Начнем с чистого листа, будем делать по шагу за раз, стараться изо всех сил.

Ожье выиграл в Монце свой 7 титул. Ожидал такого?

Счаслив за него. Он раньше приезжал на ранчо [Валентино Росси], и я с ним познакомился. У них с Эвансом была хорошая гонка, хотя в ралли нет того индивидуализма, который преобладает в MotoGP, потому что там сильнее привязаны к производителям. Сдесь больше привязанности к команде. Так же поздравляю Остберга с титулом WRC2. Он быстрый, дружелюбный водитель.

Главным инструктором и «экзаменатором» Морбиделли на «Ралли Монцы» был его штурман Симоне Скаттолин. Дуэт #66 Hyundai начал гоночную неделю в понедельник с тестов на дорожках у Вероны, где Франки 3 дня в числе прочего старался научиться одновременно вести машину и слушать зачитывание легенды. Штурман Hyundai Rally Italia поставил раллисту-новичку положительную оценку, несмотря на впечатывание в стену в субботу:

Франко был очень хорош. В ралли решающий аспект — это опыт, а именно сколько времени ты провел в машине и сколько километров намотал. Франко начал выстраивать доверие к «Хёндаю» в понедельник, и шаг за шагом прогрессировал.

Аспект, который поразил больше всего — его способность усваивать и применять на практике что-то необычное. Я думаю, он превзошел все ожидания, и надеюсь, мы снова увидимся в машине.

Издание-2021 с ним? Было бы здорово, и для меня будет честью, если он окажется со мной. Важно, что он покидает Монцу довольным и счастливым. Как я сказал, ралли — это тяжело, и он это тоже осознал. В этом гонку была запредельная гонка, но мысленно он всё время был на треке.