Беседа с Давиде Бривио — капитаном звёздного корабля Suzuki Ecstar

В Валенсии Suzuki Ecstar стала чемпионкой MotoGP на глазах Давиде Бривио — своего бессменного директора. Бывший руководитель команды Валентино Росси внутри Yamaha прошел этот пуль с нуля — от перезапуска проекта «Сюзи» в MotoGP в 2013-м до триуфма 23-летнего Жоана Мира на минувшем ГП Валенсии.

В руках талантливого уроженца Майорки GSX-RR стал первым чемпионским прототипом Suzuki в 4-тактной эре MotoGP, которая началась в 2002 году. Это определённо самый удачный мотоцикл инженеров из Хамамацу с 2000-го, когда Кенни Робертс-младший выиграл предыдущий титул Suzuki в седле 2-тактника RGV500.

Мотоцикл показывал практически одинаковые результаты независимо от конфигураций треков, свежести и хваткости асфальта, погодных условий. Правда, это не помогло «джиксеру» стать сверхоружием побед. С 7 победами за 13 гонок Yamaha M1 остаётся самым выигрывающим байком этого сезона.

Suzuki закрывала гранприйную команду на 2012 — 2014 годы, перегруппируя свои и так ограниченные силы после мирового экономического кризиса 2008 — 2009 годов. В 2015-м команда вернулась на трек заново рожденной: с иголочки новый рядный 4-цилиндровый GSX-RR сменил V-образный GSV-R, у руля команды встал Давиде Бривио, а её новой стратегией стало выращивание собственных гонщиков с нуля.

В 2015-м Suzuki оказалась первой командой MotoGP для Маверика Виньялеса, в 2017-м — для Алекса Ринса, в 2019-м — для Жоана Мира. Проект, вдохновленный прозорливым Бривио, теперь воплотился на 100%. У марки есть чемпион «домашнего приготовления», как и байк, отточенный пилотами, которые не гоняли на других байках MotoGP.

Лидер проекта Шиничи Сахара (так же создатель дорожного супербайка GSX-R1000), старший конструктор Кен Каваючи могут гордиться собой, как и тест-пилот Сильвен Гвинтоли. Чемпион WSBK 2014 года только что стал «чуть-чуть» чемпионом MotoGP!

Как командный руководитель Бривио отныне 5-кратный завоеватель MotoGP. Его предыдущие успехи — это титулы Валентино Росси 2004, 2005, 2008 и 2009 годов за рулем Yamaha M1.

Кроме личного чемпионства, в Валенсии-2 Suzuki выиграла чемпионат команд. Через неделю в Португалии, когда наступит финал сезона, можно поразить еще 2 важные мишени: Ринс имеет шанс стать вице-чемпионом, а марка — добавить себе кубок конструкторов. Это будет идеальный исход для фабрики, которая отмечает в 2020 году 100-летие с момента основания и 60-летие с начала участия в гонках.

Хотя коронавирусный год начинался отнюдь не с доминирования Suzuki (к примеру, в Хересе-1 Ринс покалечил плечо, а Мир допустил падение, то есть команда собрала 0 очков), пожалуй, сейчас GSX-RR — самый цельный мотоцикл на решетке. О том, каким вышел у Suzuki этот фантастический год, Бривио рассказал журналистам вечером воскресенья:

Что тут скажешь? Это что-то историческое, мы сделали что-то фантастическое. Если бы я был режиссером и задумал снять фильм об этом чемпионате, я бы ни за что не вообразил что-то настолько фантастическое!

Мы выиграли чемпионат в 100-летний юбилей Suzuki, да еще и в трудный год. В любом случае, мы сделали что-то историческое. Короче, через 20 лет после последнего титула мы не могли представить чего-то большего.

Я точно рад за каждого из нас, потому что мы начинали этот проект несколько лет назад с нуля. Мы собрали многих людей, и все очень мотивированные. Люди в большинстве случаев никогда раньше не выигрывали, поэтому у них была правильная мотивация попробовать, а у гонщиков — тем более.

Жоан был невероятен, я думаю, перед нами кто-то особенный. Алекс тоже проделал невероятную работу — просто подумайте о его травме [плеча в Хересе-1] и паре ошибок [в Австрии-1 и Франции], без них он тоже мог быть рядом.

Я думаю, этот сезон показал, что мы конкурентны с обоими гонщиками, и Жоан точно был последовательнее, сделал больше подиумов, меньше ошибок и выиграл титул. Мы набрали 5 двойных подиумов — это показатель, что мы конкурентны с обоими гонщиками. Мы действительно гордимся проделанным.

Рэнди де Пюнье

В 2014-м Suzuki объявила о возвращении в MotoGP. Первым уик-эндом была Валенсия, и там было очень трудно. Вы вообще думали, что 6 лет спустя этот мотоцикл выиграет чемпионский титул?

Сегодня я про ту гонку не думал. Но помню, было действительно сложно. Мы в 2014-м принимали участие в Гран-При Валенсии с [тест-пилотом] Рэнди де Пюнье по шальной карте. Я помню, у нас были проблемы с двигателем. Позже, зимой мы обнаружили, что проблема с электроникой привела к поломке самого двигателя.

По шальной карте дозволено сменить всего 3 двигателя, а к утру воскресенья у нас остался всего 1. Из-за этого мы были вынуждены стартовать с пит-аллеи. Той зимой мы были сильно обеспокоены, потому что когда в январе поехали тестироваться на Сепанг, мы снова сломали двигатель.

Так что это был действительно сложный старт, и я гадал, как нам начать чемпионат. Но после этого инженеры много работали и нашли проблему в электронике.

Вы сказали, для вас это была самая захватывающая победа в чемпионате. Неужели правда?

Что касается эмоций, очевидно, они громадные. Имейте в виду, все чемпионаты захватывающие, включая те, которые я выиграл с Валентино. Он правда особенный, не знаю, особеннее остальных…

Конечно же, для команды и гонщиков это трудный год, это был год роста. По этой причине мы все чувствовали себя частью этого пути. Я еще не осознал этого, я думаю, понадобится некоторое время. Может, сегодня вечером или завтра я пойму, что мы сделали, я наверняка запомню это навсегда.

Я всегда мечтал это сделать, но всегда думал, это труднодостижимо. Нам удалось, и мне очень повезло осуществить свою мечту. Я всегда был энтузиастом мотоциклов и сначала представлял, как стану механиком, но потом понял, я в этом так себе, и мне пришлось прибегнуть к чему-то другому. Я прошел путь от Супербайка до GP500, чтобы потом понять, что моя мечта — это MotoGP. Короче говоря, мне очень повезло.

Давиде Бривио

Как вам с командой удалось выстроить чемпионат? Потому что нужно упорно работать над тем, чтобы много людей трудилось сообща. Насколько инженеры Suzuki отличаются от тех, с которыми вы работали в Yamaha?

Когда мы начали в 2015-м, сразу поняли, что проект будет сложным. Мы знали, у нас будут ограниченные ресурсы, проблемы с надежностью, байк без динамики… Мы хотели найти мотивированных, увлеченных людей, которые не сдались бы.

У нас есть трое парней, которые работали в заводской команде, но большинство пришло из частных команд, некоторые из Moto2. Для них прибытие в Suzuki MotoGP было целью, а не местом, куда можно пойти, если больше некуда. Мы создали действительно сплоченную и увлеченную группу, команду, в которой люди всегда счастливы и хорошо относятся друг к другу, не ругаются.

Нельзя недооценивать тот факт, что гонщики действительно важны в этом спорте. Хорошие гонщики — это следовательно и хорошая команда. Величие группы видно в трудные моменты. Когда я присоединился к Suzuki, оказался в положении, которое было в Yamaha 20 годами ранее. Я обнаружил скромных людей, которые хотели попробовать победить, хотели найти верный путь к успеху.

На тот момент Yamaha уже выигрывала, а динамика команды меняется, когда вы становитесь увереннее и побеждаете. Suzuki в то время была правда чистым полем, и сотрудничество хорошо пошло. Мы говорили и обсуждали. Это было великолепное совместное путешествие.