А. Маркес: Будь тут Марк, я бы и с ним побился

Repsol Honda — одна из тех команд MotoGP, которая редко ошибается в своих гонщиках. Самым ценным её приобретением стал Марк Маркес, с 2019 года самый успешный пилот Красного крыла в премьер-классе Гран-При. Себя феноменальный уроженец Серверы осчастливил 6 чемпионствами за 7 сезонов, и помог производителю из Токио собрать 5 командных кубков и 6 конструкторских.

Даже самые внушительные истории успеха могут заканчиваться леденящим душем из серии провалов. Текущий сезон повалил Repsol Honda не землю и не даёт встать. За 8 первые гонок было собрано 0 подиумов, в зачёте команд эта ниже всех заводских, в зачете конструкторов ниже только Aprilia.

Упадок после 3 Тройных корон подряд наступил по «вине» братьев Маркесов. Старший выбыл из чемпионата после перелома правой плечевой кости в начале сезона, младший как новичок MotoGP пока не может восполнить эту потерю очков.

Но во Франции Алекс Маркес собирал похвалу, а не критику. Будучи 18-м в сухой квалификации, на следующий день он стоял на своём первом пьедестале MotoGP в компании победившего Данило Петруччи и Поля Эспаргаро на 3 месте.

Исторически дождь в мотогонках — условие, которое уравнивает пелотон. Различия в динамике мотоциклов стираются, смелость гонщика выигрывает ему больше, чем количество лошадиных сил или управляемость. Для Алекса подмоченный Ле-Ман стал призывом к действию. Риск на торможениях первого круга сразу купил ему 8 позиций, за 3 круга до конца он разобрался с Андреа Довициозо, и заняв 2 позицию, бросился догонять Петруччи. От итальянца он отстал на 1,2 секунды, убрав 5,3 секунды разницы.

Увы, этот подиум не даст младшему брату чемпиона MotoGP выиграть место в команде. В 2021 году он в любом случае отправится на 2 сезона в спутник LCR Honda, чтобы уступить байк Полю Эспаргаро в КТМ — так решили директор Альберто Пуч и верхушка HRC накануне чемпионата. Продленный заводской контракт гарантирует ему тот же уровень технической поддержки, что и сейчас.

До Ле-Мана качество Алекса действительно больше подходило команде №2, его сухие результаты начинались от 7 места и ниже, квалификационные не поднимались выше 17-го. После Ле-Мана критикам 2-кратного чемпиона Гран-При будет сложно смотреть на него со старых позиций, ведь это был первый подиум Honda в сезоне. После выигрыша финала прошлого в Валенсии RC213V там не появлялся.

Тема нынешней команды и будущей для Алекса давно остыла, поведал он в интервью DAZN после заезда. В Repsol Honda он попал как чемпион Мото2, и как временное решение, чтобы заполнить место ушедшего Хорхе Лоренсо перед появлением младшего Эспаргаро. Самооценка Маркеса от этого не пострадала:

Я знаю, как тут оказался, почему ношу этот комбинезон и эти цвета. Я — чемпион мира и знаю, почему меня взяли в официальную Repsol Honda. Решение было принято в трудную пору, потому что Лоренсо объявил о пенсии на последней гонке сезона. У команды шла трудная пора, надо было решать. Она доверилась мне, и по этой причине я здесь. Я умиротворён, потому что знаю, почему здесь.

Иногда критика — это нормально, потому что она придаёт лишнюю мотивацию, зажигает тебя идти дальше, сильнее в себя верить.

Я соглашусь с той критикой, которую получил за этот год, потому что не такой динамики ожидали, особенно квалификационной — я не так быстр, как хотелось. Но меня не интересует критика касаемо перехода в команду, которая меня сюда привела. Я знаю, почему я здесь — потому что заслужил, вот и всё.

Алекс поддержал традицию современного MotoGP — если гонка дождевая, очень вероятно, на её подиуме будет Маркес. Как и для старшего брата в 2013-м, Ле-Ман стал дебютом младшего в сырых условиях. В обоих случаях каталонцы приземлялись на подиум (Марк был 3-м).

Новичок Honda пока не понял, как извлекать «сухую» скорость её байка —  RC213V позволяет многое на торможении, но склонен валиться на бок, как только усилие на рычаге чуть-чуть превысит допустимое. В дождевых условиях байк становится намного прогнозируемее:

Это очень странный год, если можно так сказать. В один день попадаешь на подиум, на другой — наоборот. Я знал, что надо использовать возможности вроде тех, как сегодня. Я не гонял помокру, но знал по гонкам Марка, что наш байк на воде почти всегда хорош, он дарит уверенность, а по таким дням остаётся заботиться об остальном.

После гонки Алекс созвонился с братом, их разговор начался с криков радости, которые раздавались дома в Сервере. Вряд ли Марк перед стартом гонки сделал бы ставку на подиум Алекса, но когда он увидел, что младший брат всё время приближается к передовой пелотона, понял, с такой уверенностью в мотоцикле без хорошего результата он сегодня не останется:

Я ему позвонил. Он был дома с нашей мамой, и они оба суперсчастливы. Он меня спросил, как ощущения на воде, потому что знает, что когда помокру у тебя такая связь, можешь приехать издалека, можешь проводить хорошие обгоны, у тебя сильно подскакивает адреналин. Особенно он у меня подскочил из-за Дови, потому что я много кругов пытался, и ничего не получалось.

Переместиться с тыла пелотона на подиум в мокрой гонке, избежать аварий и прочих глупых ошибок — титаническая задача для любого пилота MotoGP, для новичка — тем более. Правда, Алекс не стремится придавать результату 18 — 2 излишней значимости.

Без сухих подиумов это достижение не будет смотреться настоящим показателем его мастерства, а их в 2020-м пока не было. Поэтому на пресс-конференции 24-летний каталонец отрицательно ответил на вопрос, не стал ли Ле-Ман психологическим щелчком, после которого всё переменилось:

Он очень важен для мотивации — не только моей, но и всей моей команды. Ясно, что я в 1000 раз сильнее предпочту сухой подиум, и вот тогда щелчок будет настоящим. Но я уже в начале года говорил: если условия странные, надо обращать их в преимущество. А сегодня была первая гонка под дождем, и мы провели её как нельзя лучше.

Я очень счастлив, и надеюсь, посуху у меня тоже щёлкнет, потому что у байка есть потенциал, и надо просто понять, как пользоваться силами байка. Мало-помалу мы приближаемся, вопрос только в большем постоянстве, в постоянном попадании в топ-10-12.

В ближайшие недели ждать дуэли Маркесов в MotoGP не стоит. Брат Алекса всё еще занят домашней физиотерапией и набором формы после 2 операций на правой руке в конце июля-начале августа. Скорее всего, Марка не будет на следующих 3 гонках в Арагоне и Валенсии, он может объявиться в MotoGP на последних ноябрьских этапах в Валенсии-2 и Портимане. Алексу интересно помериться силами с братом в таких же условиях, как в Ле-Мане:

Если б Марк сегодня тут был, конечно же, мы бы устроили битву, потому что он очень быстр помокру, и сегодня наша битва была бы как на флэт-треке или примерно так. Надеюсь, он скоро вернётся, и мы устроим битву в гонке. Но мы знаем, на каком Марк уровне, и надеюсь, он вернётся пораньше, и у нас будет такая гонка.

Младший брат вдобавок к телефонному поздравлению получил от старшего похвалу в Инстаграме:

Всякий труд вознаграждается! Каждый бьётся за свои цели со своей собственной методикой, стилем и философией. Самое важное — исполнять эти мечты! Поздравляю, брат, с первым подиумом MotoGP в этой великой команде.

View this post on Instagram

Todo trabajo tiene su recompensa! Cada uno lucha por sus objetivos con su propio método, estilo y filosofía. Lo más importante: llegar a cumplir esos sueños! Felicidades hermanito, primer podio en MotoGP junto a este gran equipo! ?? All work has its reward! Each one fights for his goals with his own method, style and philosophy. The most important thing: fulfill those dreams! Congrats brother, first podium in MotoGP with this great team! @hrc_motogp @alexmarquez73 #FrenchGP

A post shared by Marc Márquez (@marcmarquez93) on