MSMA разрешила Aprilia обновить двигатели RS-GP 20

С приближающегося ГП Франции двигателям мотоциклов Алейша Эспаргаро и Брэдли Смита задышится легче. Союз производителей MSMA ответил одобрением на просьбу компании из Ноале заменить комплект некачественных компонентов (предположительно, поршней). Aprilia сумела доказать, что повышает надежность, не используя это как уловку для набора лошадиных сил.

Потенциал двигателя прототипа, созданного с нуля ради сезона 2020, является его Ахиллесовой пятой №1. Aprilia относительно поздно приступила к стендовым испытаниям 90-градусного агрегата V4 — первый пуск состоялся на католическое Рождество в декабре, — затем попала в ловушку коронавируса. Вся весна прошла впустую, пока Aprilia Racing и её поставщики были на вынужденных каникулах.

Мотору RS-GP 20 отчаянно не хватало стендовых часов, так что двигателисты на заводе долго не знали запаса надёжности. Накануне старта сезона в июльском Хересе Aprilia омологировала придушенную версию агрегата-2020. Чтобы моторы Эспаргаро и Смита не стали рассыпаться по ходу гонок, предел оборотов был занижен, пострадала мощность.

В отличие от управляемости, динамика мотоцикла наводит печаль на пилотов Aprilia — на прямиках он стал даже медленнее, чем на первых тестах в феврале на Сепанге. На последнем ГП Каталонии Смиту не доставало почти 12 км/ч относительно Ducati Франческо Баньяйя. У Эспаргаро разница была меньше — чуть менее 6 км/ч.

Однако, именно этим лидер команды объясняет, почему результаты Aprilia остаются такими же плачевными, как 3 предыдущих сезона. 10 место Алейша в Чехии — пока лучшая «реклама» RS-GP 20, из-за вялости на разгонах соперники забирают всё то, что было в поворотах благодаря высокой скорости на входе и в середине поворота. Кроме того, на каждом уик-энде ценное трековое время отнимают мелкие поломки и заминки.

Не будь технической заморозки регламента на период 2020 — 2021, Aprilia никакого разрешения соперников бы не потребовалось. Тем не менее, с конца июня её двигатель омологирован так же, как у Honda, Ducati, KTM, Suzuki и Yamaha. На внесение любых изменений требуется одобрение MSMA. Оно было получено перед ГП Франции.

К данному запросу приложено техническое объяснение проблемы и её решение. По данным moto.it (Aprilia не комментирует детали вопроса), проблема тянется с исходной версии двигателя, и связана с парой негодных поршней в задней половинке блока V4. Можно предположить, из-за коронавирусной паузы поставщик Aprilia не успел изготовить и испытать новую партию. Работа была выполнена к осени.

Другим препятствием стала майская перепалка в MSMA. Aprilia тогда впервые попросила о вмешательстве в омологированный двигатель (RS-GP 20 был омологирован в марте, затем в июне). КТМ ответили чёткое «нет» на классический аргумент, что это делается ради безопасности, а не повышения динамики.

Возможный взрыв двигателя мог привести, например, к разливу масла на трек, парировали в Aprilia. Натолкнувшись на недоверие КТМ, итальянцы были вынуждены использовать план Б — ограничить обороты, оставив негодные компоненты как есть.

Вторая попытка в MSMA вышла удачной. Соперники Ноале удовлетворились обоснованием «Априлии», что вопрос касается только надежности/безопасности без увеличения мощности. В частности, показав данные обновленной версии двигателя, в MSMA увидели, что с замененными поршнями (если речь правда о них) предельные обороты RS-GP 20 всё равно даже ниже, чем у прошлого RS-GP 19 с 72-градусным V4.

Дополнительную мощь Aprilia сможет выжать только в следующем сезоне. Как производитель с послаблениями марка воспользуется правом свободно дорабатывать двигатель по ходу сезона. Это ограничение будет снято после первого Гран-При 2021 года. КТМ лишился такой выгоды после двойного подиума ГП Штирии и победы Брэда Биндера в Брно, однако «Априлии»  до призов слишком далеко.

Похожий детектив в этом году приключился и с Yamaha. Вслед за отказами 3 моторов на гонках в Хересе последовало обращение в MSMA с просьбой сорвать омологационные пломбы, и заменить клапаны на более качественные той же версии. На счёт того, что было дальше, в паддоке MotoGP ходят 2 теории: запрос в MSMA был подан и позже отозван, когда производители потребовали у Yamaha полный набор чертежей двигателя; запрос готовился к подаче, до чего так и не дошло.

Инженеры из Иваты сделали то же самое, что Aprilia. Снизили предельные обороты двигателей и немного пожертвовали скоростью, в надежде дотянуть до финала сезона. Пускать соперников в недра своего агрегата Yamaha не стала.

В этом сезоне чаще всего M1 и RS-GP — наиболее медленные мотоциклы MotoGP по максимальной скорости. На этом их сходства заканчиваются. Yamaha выиграла 5 гонок из 8 и 6 поул-позиций, Фабио Квартараро приедет лидером зачета на ГП Франции. Лучшим пилотом Aprilia остается Алейш Эспаргаро на 17 месте зачета.