Dorna набросала 3 сценария послевирусного сезона MotoGP

Помятый, скукоженный чемпионат MotoGP 2020 определённо сдержал удар продолжающейся пандемии коронавируса. Шеф Dorna Sports Кармело Эспелета рассказал Speedweek о планах на следующий сезон, из чего становится ясно: ухудшения не ожидается. Отсутствие новых угроз — уже хорошая новость.

В мире MotoGP вирус COVID-19 начал творить нехорошие дела c наступлением весны. Первым буревестником стал срыв гонки премьер-класса 8 марта в Катаре, открывавшей сезон. 1 марта Катар ввёл обязательный 14-дневный карантин для пассажиров в том числе из Италии и Японии — на тот момент одних из самых зараженных стран, помимо Китая.

Итальянская часть паддока MotoGP не сумела вернуться в Катар после того, как покинула страну по завершении февральских предсезонных тестов. Персонал Мото2 и Мото3 благодаря более поздним тестам на Лосаиле никуда не уезжал. Благодаря младшим классам сезон 2020 запустился как положено, пока события не стали падать один за одним.

Закрытые границы, отмены авиарейсов, распоряжения правительств отменять массовые сборища выбили из чемпионата 11 этапов, включая все заокеанские. Впервые с 1986 года календарь премьер-класса состоял только из европейских событий. Вместо рекордных 20 событий на 20 разных трассах осталось 14 на 9 трассах. Разницу чисел обусловило вынужденное новшество — двойные Гран-При с недельней разницей.

Dorna смогла перезапустить чемпионат в июле с двойного этапа в Хересе, первые 5 гонок прошли в наиболее жестких условиях — трибуны были закрыты для зрителей, в паддоке не было журналистов и многих фотографов. Цирк MotoGP стал жить по распорядку особого 60-страничного антивирусного протокола, паддок разделился на «пузыри» — маленькие командные группки с собственными маршрутами передвижения на территории трека и вне его.

В сентябре с 6/7 этапа в Мизано началась оттепель. Каждый день уик-энда на трибуны трека пускали по 10 000 человек. На каждую трибуну можно было попасть лишь со своего сектора автомобильной стоянки, все сиденья были сняты и снова установлены так, чтобы между людьми оставалось безопасное 1,5-метровое пространство.

Полностью закрыться от вируса не удалось. В Брно и Мизано Dorna сообщала о случаях заражения в паддоке. Несмотря на отсутствие симптомов, работники самой «Дорны» и техники команд вслед за положительными тестами на SARS-CoV-2 удалялись из паддока на карантин в гостиницу, к которой были приписаны.

К сожалению, не избежал «дисквалификации» и Хорхе Мартин. Бывший претендент на титул Мото2 из Red Bull KTM Ajo лишился права выступить на ГП Сан-Марино/Эмилии-Романьи. После плохого возвращения на ГП Каталонии (сход) его настоящий шанс превратился в математический (79 очков против 150 у лидера Луки Марини). 2 положительных теста на коронавирус подорвали будущему пилоту Pramac Ducati весь сезон.

Когда 2020 год уступит место 2021-му, резкого выздоровления планеты можно не ждать. На 6 октября ВОЗ насчитывает 35,5 миллионов положительных случаев COVID-19, на 24,8 миллиона выздоровевших приходится 1,04 миллиона смертельных исходов. Неевропейские страны MotoGP сохраняют жесткие ограничения на въезд-выезд, даже в следующем сезоне чемпионат может остаться без США, Аргентины, Японии, Таиланда, Малайзии, Австралии.

С другой стороны, отмечает Speedweek, в календарь может вернуться ГП Катара и ГП Финляндии, чьей изначальной датой было 12 июля. Расписание следующего сезона, вероятно, немного вырастет независимо от того, насколько эффективны новейшие вакцины России, Китая и других стран. Пример этапов в Мизано со зрителями и журналистами может распространиться на другие Гран-При.

На 1 пункт календаря, чья черновая версия была сделана в сентябре, Эспелета уже намекнул. Сезон 2021 обещает стартовать в конце марта, а не в июле, как этот. Остальные детали уточнять слишком рано. Постоянно поднимающийся темп заражений квирусом по всей планете не дают утихнуть хаосу и неопределённости:

Вместе с чиновниками здравоохранения из стран-организаторов надо прояснить, можно ли в 2021-м проводить Гран-При без «пузырей», что привычно в этом году, стоит ли постоянно проводить корона-тесты, со зрителями или без.

Само собой, хотелось бы начать с нормальным календарём, хотя может, начнём в конце марта вместо начала. Но мы будем непрерывно получать новые сведения и вносить правки. До марта еще много времени, всякое может случиться.

У Dorna есть 3 черновика того, в какую колею может заехать MotoGP в будущем году — планы А, Б и В. Какой бы из них ни привели в исполнение, одно точно — коронавирус стал новой нормальностью. Он не застанет врасплох Dorna, и вряд ли будет угрожать срывом всего чемпионата.

Даже если в 2021-м всё повторится — трибуны без зрителей, закрытый фрагментированный паддок, отсечение заокеанских гонок — участники и партнеры MotoGP к этому готовы. Текущие контракты с 20 трассами остаются в силе. Организаторы 11 сорванных Гран-При покинули сезон с надеждой вернуться в 21-м. Пока это идеальный вариант:

Один из сценариев — возвращение к старой нормальности, то есть что бы провести все Гран-При как обычно.

Еще может получиться так, что отдельные гонки можно проводить нормально, другие — нет. И позже выясним, сможем ли принимать зрителей и продавать билеты, и где.

Многие детали еще не определены, но в принципе, у нас со всеми партнёрами договорные обязательства. Сейчас все власти и организаторы хотят знать, что делать с коронавирусом, поэтому надо разговаривать с каждым отдельным договорным партнёром.

Когда в начале марта коронавирус ударил по планам Dorna, у испанской компании ушло почти 3,5 месяца, чтобы прийти в себя и предложить чемпионату переделанный календарь. Ясность в MotoGP вернулась к началу июня — тогда на суд публики предстало 14-этапное расписание вместо 20-этапного.

Новизна положения отняла много сил на вопросы, не имевшие прямого отношения к трековым битвам. Dorna перекраивала размеры обязательных платежей, взимаемых с владельцев трасс, составляла антивирусный протокол «казарменного» паддока, FIM детализировала тонкости заморозки технического регламента на 2020 — 2021 годы, и так далее.

Владельцы треков тем временем старались изо всех сил выбить из региональных/федеральных властей разрешение на открытые трибуны. Херес, Брно и Ред Булл Ринг этого не добились, зато получилось у Мизано (60 000 человек за 2 этапа). Минздрав Португалии тоже разрешает MotoGP приехать на финал сезона 20 — 22 ноября в Альгарве/Портиман и пустить 30 000 человек. Обсуждается возможность увеличить до 50 000, добавляет Speedweek.

Теперь у MotoGP есть вся организационная основа для еще одного подобного сезона. По этой причине в 2021-м чемпионат не будет находиться в коме до самого июля, а скорее всего, начнется с традиционного ГП Катара слегка позже исходной даты сезона 2020, с возрождением обычной тестовой программы. Но кто именно решится проводить гонки при зрителях, и при какой заполняемости, еще долго будет неизвестно:

У нас есть возможности, есть идеи. В этом году мы показали, что даже в самых трудных условиях можем управиться с 14-15 Гран-При. В Херес мы поехали в июле. К примеру, в следующем году в мае можем снова провести Херес, а гонки, которые раньше были вписаны на июль, снова в июле с «пузырями» или без них. Ну а в этом году в апреле-мае даже тестироваться не могли.

На 2020-й у нас есть система, которой мы сможем придерживаться в Европе вопреки коронке. В худшем случае придется продолжать как в этом году, но надеемся, в следующем сезоне вернём от 50 до 100% аудитории.

Другое детище «Дорны» WSBK одновременно пострадало и выиграло от того, что входит в одну семью с MotoGP. Супербайк-2020 потерял на коронавирусе 7 этапов, зато сохранил другие 7, не считая старт сезона в Австралии (успел пройти до пандемии). «Буксир» Гран-При оттащил менее престижный WSBK от пропасти, говорил ранее Эспелета.

В следующем годы вероятны схожие черты чемпионатов, которые делят треки вроде Барселоны-Каталуньи, Хереса, или Ассена. Если MotoGP останется без австралийского Филлип-Айленда, то же самое ждет WSBK. И наоборот, если MotoGP спасет этап на Лосаиле, можно ожидать катарский визит WSBK.