Мерегалли о двигателях, внезапном подиуме Росси, силе Yamaha

Если кто и начал этот сезон MotoGP с ба-баха, то Yamaha. Фабио Квартараро и Маверик Виньялес подарили марке золотой дубль 1-2 на ГП Испании, через неделю к ним на андалусском подиуме присоединился Валентино Росси и превратил результат в 1-2-3. Такого у Yamaha не было с Австралии-2014.

Был у Yamaha и ба-бах со знаком «минус». На обоих уик-эндах в Хересе марка лишилась сразу 3 моторов. Виньялесу повезло больше — его двигатель начал странно шуметь на тренировке Хереса-1, тогда как у Росси и Морбиделли мотоциклы отключались прямо в гонке — электроника переводила их в безопасный режим, чтобы не загубить остальное. На ГП Испании Доктор остался без 10 места, Франки — без 4-го на ГП Андалусии.

Накануне ГП Чехии сложилась любопытная ситуация. Союз производителей MSMA так и не получил просьбу Yamaha на замену дефектных деталей (если дело в них). Если требуется разборка агрегатов, иначе нельзя: срыв омологационных пломб должен получить одобрение всех соперников Yamaha в MotoGP. Иначе это нарушение регламента. В таком случае все спорные агрегаты должны считаться списанными.

Здесь для завода из Иваты начинается самое неприятное. Замена внутренних частей двигателя возможно только из соображений безопасности. Никакого отношения к отдаче это иметь не должно. Виновник шума в мотора Виньялеса, и двойного схода Росси и Морбиделли должен быть предъявлен на суд MSMA вместе с детальным объяснением, почему случилась поломка, и что собирается сделать Yamaha, чтобы не допустить этого в оставшихся моторах.

При таком «раздевании» может получиться так, что Yamaha придётся соперникам раскрыть какие-то технические тайны двигателя. Этого лучше избегать до последнего. Сложность из технической превратилась в юридическую.

Росси, Квартараро и Морбиделли спустя всего 2 Гран-При хотя бы по разу использовали 4 двигателя, а Виньялес — все 5, которые положены пилотам «нескидочных» производителей в этот короткий сезон.

В MSMA случай Виньялеса уже вызвал недовольство, пишет GPOne. По усреднённым расчётам, до 5 мотора пилоты Yamaha, Suzuki, Honda и Ducati не должны были дойти раньше 11 этапа (до арагонского ГП Теруэля 25 октября). «Камертонам» пришлось ускорить процесс. Чтобы не спровоцировать новые поломки, в Хересе-1 и -2 двигатели стали вставляться-выниматься из всех 4 мотоциклов, словно пирожки в духовке. Чем меньше у каждого километраж, тем надёжнее.

Так или иначе, надёжность и регламент — проблемы инженеров и директора Yamaha Motor Racing Лина Джарвиса. У управкомандой Monter Energy Yamaha Массимо Мерегалли пока больше радости, чем хлопот. Один его гонщик занимает 2 место в зачёте, другой вернулся на подиум спустя 15 месяцев.

О горячих темах Yamaha Мерегалли рассказал GPOne в преддверии ГП Чехии:

С самого появления первой проблемы [в субботу ГП Испании] в Ивате стали работать без перерыва, чтобы постараться понять причину. Пока не получим какой-то определённой информации, нам будет нечего добавить.

MSMA никаких просьб о вмешательстве в двигатели не получала…

Подтверждаю. Мы хотим удостовериться в произошедшем, потом сделаем первый шаг.

Волнуетесь?

Я доверяю нашим инженерам, так что пока сохраняю уверенность.

Брно и Ред Булл Ринг — треки, которые много требуют от двигателя. Это проблема, или африканская температура в Хересе была хуже?

Не в жаре была причина. Это первое, о чём я спросил, и мне сказали «нет». Температуры масла и воды были высокими, но под контролем.

Обычно эти треки меня пугают, потому что мы до сих пор чуть отстаём по максимальной скорсоти, так что меня больше беспокоят черты этих колец, а не надёжность двигателей.

Однако некоторые производители поморщились из-за факта, что на 2-й гонке вы использовали для Виньялеса 5-й двигатель…

Регламент обговаривает 5 двигателей для чемпионата до 14 гонок. В тот момент в опубликованном календаре было 13, и 3 еще ожидали подтверждения, так что думаю, мы верно истолковали. Не знаю, почему некоторым производителям захотелось на это указать… Федерация одобрила нашу просьбу.

Тогда оставим двигатели в стороне, и поговорим о недавнем подиуме Росси. У него еще получается вас удивлять?

То, что он сделал в Хересе, правда было классно, даже с физической точки зрения. 25 кругов при температуре воздуха 40°С и трека 60°С… В 41 год это правда трудно. После гонки я ему признался, что ожидал вероятного падения [темпа] под конец, потому что условия были экстремальными. Вместо этого он так и ехал, и было видно, другие пилоты под конец гонки вымотались побольше него.

Он наконец нашел свой путь?

Посмотрим, как здесь пойдёт и в Австрии, но я оптимистичен. Ничего нового в этом нет. Эту развесовку байка мы перестали использовать пару лет назад, потому что она была немного агрессивной к задней шине. С середины гонок мы страдали, и начали немного искажать баланс.

Теперь с новой шиной и двигателем, у которого улучшена отдача мощности, шина у Валентино слегка разваливается, но только на последних 3 кругах. Прежде всего, ему удавалось ехать на байке так, как он хотел. С той развесовкой, которая у него была на первой гонке в Хересе, это было невозможно, как только уходили шины.

Брно будет решающим?

То решение сработало в Хересе при крайней жаре — в таких условиях мы раньше тоже мучились. Жду, оно и здесь тоже сработает.

Другие пилоты тоже пользуются такой развесовкой?

С ездой на других настройках затруднения были только у Валентино. До последней гонки все 4 пилота «Ямахи» пользовались настройками, которые заметно походили друг на друга. Я не исключаю, что кто-нибудь еще её опробует. Если речь категорически о динамике, с таким балансом только лучше.

Почему Росси нужно было надавить на вас, чтобы снова её использовать?

Были сомнения, что проблема с износом останется, поэтому как-то колебались. Такие проблемы и раньше бывали с новым материалом. Обычно желают дальше продолжать в этом направлении, и только когда с решением становится туго, можно вернуться назад.

Насколько повлиял приход шеф-механика Муньоса?

Давид произвёл на меня впечатление человека, который очень в себе уверен, но он этого не показывает. У него скрытный характер, но на своих решениях он настаивает. Он очень спокойный. Первое впечатление определённо положительное, хотя нужно время, чтобы судить о технике.

Вы стали счастливее, когда набрали 1-2-3 после первых 1-2, или разочаровались, что вас дважды побил Квартараро?

Самое важное, что побеждает «Ямаха». Была бы она наша, стало бы еще лучше [смеётся]. Я в любом случае человек «Ямахи». Это важные результаты, такое не часто бывает. Были особые обстоятельства, но нужно хвататься за возможности.

Как Виньялес отреагировал на 2 вторых места за Фабио?

Мне нравится отношение Маверика. Даже на тренировках он никогда не сдаётся, всегда пытается. Так он и делал, когда попытался обойти Квартараро в последнем повороте 1 круга 2 гонки в Хересе.

К сожалению, он затруднялся с обгоном Вале, и когда передняя шина не получает свежего воздуха, температура и давление растут, начинаются трудности. Я убеждён, он мог побиться за победу.

А учитывая динамику Морбиделли, как думаете, у Yamaha лучший состав за все времена?

Если [смотреть] изнутри, несомненно да. В этом году вот так, и так будет еще несколько сезонов.

Эти 3 гонки будут ключевым моментом сезона. Yamaha там больше настрадается?

Может, но как было видно в Хересе, те условия совсем не показательны, потому что мы доминировали в обеих гонках, где обычно сильно мучаемся. Мне правда любопытно посмотреть, как пойдёт. На счёт гонок в Австрии я тоже уверен.

Сегодня в Брно Росси показал 8 время на СП-1 и 12 время на СП-2. В итоговом протоколе пятницы у него 12 позиция и отставание в 0,7 секунды от лидера Фабио Квартараро. На ГП Андалусии Доктор сразу начал уик-энд со 2 времени на СП-1. Чешский подиум (он бы стал у него 200-м в MotoGP) уже вне досягаемости?