Оксли: Кто из независимых гонщиков становился чемпионом?

Фабио Квартараро

72 сезон чемпионата МотоГран-При начался с победы Фабио Квартараро, и может закончиться его же чемпионством. После 2 этапов из общих 14-и 21-летнему гонщику Petronas Yamaha SRT волноваться не о чем, на обоих июльских этапах в Хересе его скорость была самой убедительной в пелотоне — это подтверждают максимальные 50 очков в личном зачёте и квалификационном BMW M Award.

Действующему чемпиону Марку Маркесу на этот раз будет тяжело остаться №1 в MotoGP. Его прорыв с 16 места на 3-е по ходу ГП Испании закончился суровой верховкой и полным переломом правой плечевой кости. С такой травмой — теперь кость держится на титановой пластине, — ему пришлось отказаться от гонки ГП Андалусии. На грядущем ГП Чехии 9 августа улов пилота Repsol Honda снова будет нулевым — команда сняла его с этапа после новой операции в понедельник.

Если Квартараро так и продолжит, преследователям Маверику Виньялесу и Андреа Довициозо будет тяжело что-то противопоставить. В таком случае победа дебютанта 2019 года будет откровением, ведь в 4-тактной эре MotoGP (с 2002 года) еще не было чемпионов из независимых команд.

Для Petronas SRT это будет развязка мечты. Малазийская команда Разлана Разали пришла в MotoGP одновременно с чудо-пилотом #20, и уже так сильна, что неловко даже заводским командам. Благодаря скорости Эль Дьябло «камертоны» подошли к этапу в Чехии с промежуточной Тройной короной — у них высшие позиции в личном, командном и марочном зачётах.

Квартараро может взойти на вершину 19 лет спустя после Валентино Росси — последнего чемпиона из незаводской команды. В 2001-м такой же 21-летний Доктор вместе с Nastro Azzurro Honda выиграл последний титул 500-кубовой эры MotoGP, тоже на 2 сезон в премьер-классе.

Хотя история Квартараро выглядет более драматичной. Honda подписала Росси посреди 1999 года, когда чемпион GP125 97-го он приближался к титулу GP250. Квартараро же появился почти из ниоткуда, в его 4-летнем отрезке в Мото3 и Мото2 (2015 — 2018) была лишь победа на ГП Каталонии 2018. О том, что талант из Ниццы появился на мировой сцене как «новый Маркес» после 2 титулов Moto3 Junior, тогда позабылось.

Более того, Фабио перешел в MotoGP без прямого контракта с заводом. Только во 2 год его соглашения с Petronas SRT он получил полную поддержку Yamaha и актуальный прототип М1. Первый его байк ради надёжности был «придушен» на 500 об/мин, пока это ограничение не убрали на ГП Таиланда.

Титул этого сезона сделает Квартараро первопроходцем во многих вещах — он станет первым чемпионом премьер-класса из Франции, первым независимым чемпионом в эре MotoGP, первым чемпионом Sepang Racing Team.

Но статус первого независимого победителя во всей истории чемпионата это не даст — такие случаи происходили еще до Росси (пилота заводской Yamaha, которого он заменит в 2021-м). Обозреватель Motorsport Magazine Мэт Оксли вспоминает, почему подобные успехи всегда врезаются в память:

Всякие разговоры о выигрыше Фабио Квартараро титула MotoGP 2020 чрезвычайно преждевременны, потому что всё может одномоментно измениться, а в мотогонках — еще радикальнее, чем почти что в любом спорте. Просто спросите Марка Маркеса, Мика Дуэна, Уейна Рейни и многих-многих других.

На этих выходных Квартараро едет на третью из (надеемся) 14 гонок, наслаждаясь 10-очковым преимуществом над Мавериком Виньялесом и 24-очковым лидированием перед Андреа Довициозо.

К тому же он в 50 очках перед Маркесом. До вчерашнего этот недостаток так не был таким уж непреодолимым для чемпиона, который выиграл прошлогодний титул со 151 баллом [запаса], но вчерашняя операция по ремонту его правой плечевой кости конечно же всё меняет. И опять же, с этими людьми ничего не знаешь наперёд.

У Квартараро договор с «Ямахой», он ездит на заводском YZR-M1 ОWW7, но ездит за независимый отряд Petronas SRT. Если 21-летка берёт корону королевского класса 2020-го, становится первым таким французом, но первым незаводским райдером он не будет.

Первые 27 500-кубовых чемпионатов мира с 1949 по 1977 все были выиграны полностью заводскими райдерами, водивших полностью заводские байки в полностью заводских командах: AJS с юго-восточного Лондона в Британии, Gilera под Монцей в Италии, Norton из Бирмингема в Британии, MV Agusta из Касина Косты в Италии, Yamaha из Иваты в Японии, и Suzuki из Хамамацу в Японии.

Робертс за рулём YZR500 в классической бело-желтой ливрее Yamaha USA с чёрными «кирпичами»

Первым незаводским ездоком, выигравшим мировой титул 500 см³, был «Король» Кенни Робертс, и у него самая лучшая история. В 1978-м Робертс прибыл в Европу, чтобы помериться с Барри Шином на Suzuki — тот доминировал в двух предыдущих чемпионатах. Никто в Европе не ожидал, что Робертс выиграет титул с первой попытки.

У Робертса не было договора с фабрикой Yamaha. У него была сделка с Yamaha USA, снабдившая его одним OW35 500 заводской версии, одним TZ250 для GP250 и одним OW31 для мирового чемпионата F750. По сути, в 1978-м работой Робертса были состязания в чемпионатах MotoGP, Moto2 и World Superbike!

И это даже не половина. Американец был новичком, мало знавшим треки, никогда не ездившем по уличному кольцу (в то время некоторые треки ГП еще были окружены кирпичными стенами), который был, положа руку на сердце, лишь кольцевиком «на полставки». Его делом №1 всегда был грунт-трек, и его предпочитаемым вариантом на 1978-й было оставаться дома и дальше носиться по грунтовым овалам.

К тому же его шинный поставщик Goodyear был новичком в ГП, без познаний о гонках мирового чемпионата или характерах колец, да еще с фабрикой, которая была за 3000 миль в США. Еще он был единственным ездоком компании, так что надо было испытывать по несколько разных типов шин на каждой гонке, без чьей-либо помощи и обратной связи инженеров Goodyear.

Наконец, когда у заводских ездоков Yamaha 500 — венесуэльца Джонни Чекотто и японца Такадзуми Катаяма, — было по два OW35, у Робертса был всего один.

Тогда это дело было гораздо крупнее, чем сейчас, потому что пятисотки той эры были трудоёмкими в настройке, страшно ненадёжными и грозили сломаться в любой момент. Настройка карбюратора была ТЕМ ЕЩЕ делом, требовавшим многоразовую замену жиклеров на тренировке, так что если был всего один байк, трековое время драматично сокращалось. А Робертсу надо было учить треки, тестировать шины и всё остальное.