Yamaha «вроде бы поняла» проблему с двигателями

Yamaha начала новый сезон MotoGP со смешанными эмоциями. Фабио Квартараро выиграл в Хересе обе июльские гонки, Маверик Виньялес дважды был 2-м, Валентино Росси неожиданно запрыгнул на 3 место в Хересе-2 (первый подиум за 15 месяцев). Вместе с тем, за пару уик-эндов поломались целых 3 двигателя. Все они были отправлены в Японию на тщательный осмотр.

Виньялес услышал странный шум в моторе на СП-3 по ходу ГП Испании. Байк Росси перешел в безопасный режим прямо в гонке того же этапа и устроил ему технический сход. Через неделю беда постучалась в дверь и Франко Морбиделли: его мотоцикл отключился на том же стартовом прямике Хересе, что мотоцикл Росси. Пилоту Petronas SRT было обиднее от того, что на 4 месте он бился за первый подиум MotoGP.

Yamaha так бодро начала чемпионат — он может принести ей первый титул с 2015-го, — что запороть его из-за поломок будет особенно обидно. Особого пространства для манёвра нет: как производителю без регламентных поблажек (такой же статус у Honda, Suzuki, и Ducati), в этот коронавирусный сезон ей положены по 5 двигателей на пилота. Виньялес использовал хотя бы по разу каждый агрегат, Квартараро, Росси, Морбиделли дошли до 4-го.

Агрегаты были опечатаны в марте бригадой технического директора MotoGP Дэнни Олдриджа, срывать пломбы и вносить изменения нельзя. Продлённая «коронавирусная» омологация моторов М1 действует в 2020-2021 годах. Какими они были в марте-2020 после тестов в Катаре, такими и должны остаться на последнем этапе 2021-го.

Пока можно гадать, что творится у Yamaha и чем это обернётся. Известно лишь, что инженеры на базе в Ивате как минимум залезли в проблемные двигатели эндоскопами — шнурами с закреплённой на конце видеокамерой. Так можно проверить внутренности, не срывая пломб, и ничего не разбирая.

С одной стороны, хорошо, что электроника сама отключила моторы Росси и Морбиделли. Их двигатели не взрывались, не дымили и не брызгались маслом. С другой, если их в конце концов разобрали, сорвав пломбы, итог один — вычёркивание из линейки агрегатов без замены. Росси, Морбиделли и Виньялес на шажок приблизились к тому, чтобы начать очередную гонку с пит-лейна — это штраф за использование нового двигателя.

На данный момент, за неделю до ГП Чехии инженеры докопались до сути проблемы, сказал Speedweek управляющий директор Yamaha Motor Racing Лин Джарвис.

Наши отказы не связаны с перегревом или оборотами, это точно. Я всё еще не могу сказать, что мы наверняка поняли причину проблемы, но лично я убеждён, что так и есть.

Мы работаем над решением. Я уверен, в будущем мы сможем избежать проблем. И эту проблему не решить простым занижением оборотов, она в не в этом.

Такой двигатель состоит из многих-многих компонентов. Некоторые сделаны самой Yamaha, некоторые — другими поставщиками. Большего рассказать не могу.

Так как Yamaha хранит молчание о природе поломок, пустоту сразу стали заполнять всевозможные теории из паддока. Может, производитель «расплачивается» за несколько лишних лошадок, которые появились зимой в попытке приблизиться к ракетам Honda и Ducati? Или М1 добили самые суровые условия за последнее время? Ведь Херес-2 стал самым пыточным Гран-При с 2017-го: 36°С воздуха и 59°С асфальта.

Похоже, оговорка Джарвиса про «разные компоненты» намекает на неисправную деталь, вероятно, сторонней компании. Быть может, дело в том датчике, который отключил двигатели Росси и Морбиделли? Что если он «перестраховался» и лишил обоих итальянцев гарантированных финишей?

Как бы ни было, сейчас для Yamaha актуальнее другой вопрос: остальные агрегаты ждёт такая же судьба? Из 20 двигателей 4 пилотов с 3 явно что-то не то. Так как они собраны из одних и тех же деталей, может потребоваться вмешательство в остальные.

Yamaha сможет заменить вредный компонент только с разрешения союза MSMA, то есть при доброй воле Honda, Suzuki, Ducati, Aprilia и КТМ. Чтобы соперники пошли навстречу, «камертонам» нужно обосновать замену с точки зрения безопасности. Заменяемая деталь не должна иметь никакого отношения к динамическим качествам двигателя.

К примеру, такое разрешение получила Aprilia прямо перед стартом сезона. На теста в Хересе 15 июля двигатель Алейша Эспаргаро расплескал по треку масло. Комиссия Гран-При не возражала против замены плохо закреплённого шланга на другой такой же.

Олдридж пояснил Speedweek, что Yamaha могла бы заменить «несущественную» деталь (если это правда так) так, как принято в Мото3. Все производители младшей категории последних лет — Honda, KTM, Mahindra/Peugeot, — в течение сезона с одобрения Комиссии меняли дефектные детали вроде клапанных пружин, шестерён КПП, и т.д.:

«Ямахе» надо попросить у союза производителей MSMA разрешение на замену частей. Само собой, такие части можно менять, только если они не имеют отношения к набору динамики. За последние годы у нас в Мото3 бывали похожие ситуации.

Yamaha приступила ко 2 части проблемы — юридической, подтвердил Джарвис:

Правила мы знаем. Мы исследуем все варианты того, как убрать дефекты.