Почему квартет Yamaha и лидер Suzuki начали гонку с изношенной резиной?
На старте ГП Андалусии у 5 пилотов стояли слегка потрёпанные шины Michelin Power Slick — у всего подиумного трио Yamaha в составе Фабио Квартараро, Маверика Виньялеса, Валентино Росси, у сошедшего Франко Морбиделли, и у Алекса Ринса из Suzuki, завершившего заезд 10-м. У остальных 15 покрышки были свежими, как это всегда и происходит в MotoGP.
Неужели шинные техники Фабио, Маверика, Валентино, Франко и Алекса ошиблись, и случайно выдали своим гонщикам не то что надо было? Может, перегрелись на 30-градусной жаре в своих лицевых масках и «коронавирусных» экранах, и стали хуже соображать? Совсем нет — это был новый трюк от Michelin, узнал портал Motorsport.
После ГП Испании недельной давности — новой точки старта сезона, — инженеры из Клермон-Феррана внимательнее присмотрелись к данным за уик-энд. Заезд на нагретом до 53 градусов асфальте требовал какой-то хитрой уловки, чтобы сбить температуру шин, сохранить приемлемым держак и не дать выпасть из оптимального температурного окна. Иначе — промахи мимо апексов, почти-аварии, и прочие неприятности.
Телеметрия позволила заметить, что если покрышки заранее прогревались на непродолжительное время, второй цикл температурных скачков они переносили лучше. По сведениям Motorsport, через неделю в Хересе-2 Michelin разослал всем командам э-мейл с предложением специально прикатать задний «софт» (единый выбор всех 20 пилотов) следующим образом: медленный круг выезда, 1 быстрый круг, снова медленный круг возвращения в боксы.
Смысл действия состоял в удалении тонкой плёнки с верхнего слоя резины, своего рода оболочки, содержащей химикаты, оставшейся после изготовления покрышки. Он хорошо стирается высокой температурой, асфальтовым «наждаком».
При последующем охлаждении — перед тем, как снять колесо с мотоцикла и вернуть в одеяло-грелку, — происходит полезная химическая реакция. Покрышка становится более теплостойкой, на целых 10 градусов снижается её температурное окно. То что нужно в гонке, где все мучаются от перегрева. Особенно в Хересе-2, который был еще горячее: в час гонки асфальт нагрелся до 59°С. Это был новый рекорд MotoGP в последней эре Michelin (с 2016-го).
Техник Michelin так объяснил целесообразность этого приёма:
Время от времени мы даём рекомендации командам, которые, уверены, могут им помочь, но как всегда, выбор остаётся за ними.
Всего делается 3 круга, затем шины оставляют без грелок, чтоб остыли. Как только остыли, те снова одевают до момента гонки. Процедура делает состав более теплостойким, и может уменьшить температуру на 10 градусов.
Далеко не все поверили, что в этом есть смысл. От 15 гонщиков команды не стали требовать предварительной прикатки. На воскресной 15-минутной разминке этим занимались 5 пилотов, причём трое попали на подиум — так Yamaha впервые с Австралии-2014 «выкинула» оттуда всех соперников. Правда, им помог технический сход пилота Ducati Франческо Баньяйя, который безопасно катил на 2 позиции.
Пока соперники делали длинные выезды, проверяя последние правки настроек и присматриваясь к темпу, Квартараро, Виньялес, Росси и Морбиделли сделали рекомендуемый 3-круговой выезд на свежих задних «софтах», затем отложили их на гонку, и вернулись к длинной серии на другом комплекте. Ринс вовсе провёл разминку только ради прикатки, причём проехал 3 круга на обоих новых «софтах».
Нужно отметить, пилот Suzuki был единственным в Хересе-2, у кого впереди стоял мягкий Power Slick вместо жесткого. Ринс гнался за максимальным удобством, а не динамикой — его вывихнутое/сломанное правое плечо на ГП Испании всё равно не позволяло на многое рассчитывать. Он был слишком слабым и медленным, чтобы беспокоиться за перегрев переднего «софта» при езде в группе. Кроме того, Алекс — от природы очень плавный пилот, в теплостойком «харде» для него не было большого смысла.
Трюк Michelin не изменил 2 первых места — Квартараро и Виньялес сделали дубль и в Хересе-2, и в Хересе-1. Зато Валентино Росси вернулся на подиум впервые за 15 месяцев — последний раз он взял приз за 2 место на прошлогоднем ГП Америк. Доктор долго страдал от аномально быстрого перегрева задней шины и повышения давления, в это воскресенье он смотрелся куда конкурентнее. И дело не только в прикатанной покрышке. Его бригада «перетряхнула» все настройки #46 M1.
Если бы задымивший Ducati Франческо Баньяйя не выбыл за 6 кругов до финиша, его ждал первый подиум MotoGP без всяких трюков. Пекко ушел в бой на свежем переднем hard/заднем soft, и поддерживал такой темп, что Виньялес и Росси точно не смогли бы отобрать 2 место.
Могло получиться и так: если бы Баньяйя выбыл, а Морбиделли из-за отключившегося двигателя нет, аж 4 лучших байка на финише были бы «Ямахами». На момент схода Франко ехал 4-м за Росси, Баньяйя, Квартараро, и перед Виньялесом.
Квартараро хоть и выиграл обе гонки, признался, что затея была полезной. Замедленный нагрев заднего «софта» помогал французу на всём треке: держака хватало и на торможениях, чтобы держать на траектории оба колеса, и на разгонах, не опасаясь пробуксовок:
Обычно мы всегда начинаем на стартовой решетке с новёхонькой шиной, но на этот раз решили трижды проехаться на шине на утренней разминке, и потом проехать гонку с уже пользованной шиной.
Был эффект, и я хочу поздравить команду.
Квартараро вёл на всех 25 кругах, не считая пары моментов на стартовом круге, где его отчаянно пытался обставить Виньялес. На финише между ними было 4,5 секунды.
https://www.almaty-animator.kz – порадуйте своих детей, наняв профессиональных аниматоров с качественными костымами
Дата: 30.07.20
Источник: motorsport.com