Холшотки Yamaha, Honda и Suzuki готовы дебютировать на ГП Испании?

Одна из особенных технических черт Ducati Desmosedici — устройство занижения подвески, или холшотка, — на ГП Испании 19 июля должна распространиться почти на весь MotoGP. Honda, Suzuki и Yamaha на предсезонке провели достаточно тестов, чтобы приготовить его к гонкам.

До этого сезона такие устройства были лишь у Ducati и Aprilia. Новый технический тренд Ducati запустила в конце 2018-го, когда Джек Миллер начал стартовать в гонках с поджатой задней подвеской. В 2019-м к этому присоединилась Aprilia, но о полной копии речь не идёт: у неё замок стоит на передней подвеске. Принцип снятия замка одинаковый: как только пилот доезжает до первого поворота и нажимает тормоз, подвески возвращаются в исходное положение.

В конце 2019-го Миллер снова был «подопытным кроликом» Ducati, чтобы испытать в деле холшотку 2.0. Новое устройство по команде пилота «подрубало» заднюю подвеску перед прямиками на выходе из поворотов, то есть годилось не только для стартов. Насыщенность байка на разгоне повышалась благодаря занижению центра тяжести, меньшему задиранию передка и меньшим вмешательством электроники в подачу мощности.

Такое явление было тяжело не заметить. Desmosedici на разгонах так сильно припадал брюхом к земле, что едва не чиркал об асфальт лопаткой-спойлером на маятнике.

На тесте в Хересе 15 июля особые рычажки у левой рукоятки руля были уже у всех японских мотоциклов — RC213V, YZR-M1 и GSX-RR. Впрочем, не совсем. Речь идёт о заводских байках текущего сезона. В LCR Honda у Такааки Накагами никакой холшотки не было, как и у Франко Морбиделли в Petronas SRT.

Коронавирусных каникул в марте — июне было достаточно, чтобы инженеры отточили эти небольшие и недорогие, но весьма капризные в настройке устройства. Кроме механической части — рычагов и тросов, — требуется и отдельная электронная стратегия в блоку ЭБУ Magneti Marelli. Так как центр тяжести занижается, нужно позволить ЭБУ более агрессивно открывать дроссель на старте, не перебивая тягу ради уменьшения вили.

Пустят ли они в дело холшотку в это воскресенье? Похоже, всё к этому идёт. Как в случае Ducati/Aprilia, у японцев нет единого мнения, куда ставить устройство — на переднюю вилку или задний моноамортизатор. Что касается Suzuki, система умеет «бросать» вилку, объяснил Алекс Ринс в пятницу на ГП Испании:

«Сузуки» правда упорно работала, чтобы опробовать что-нибудь для стартов, и на счёт этого я вполне уверен.

Сзади мы пока ничего не пробовали.

Система Yamaha эволюционировала с тех пор, как впервые засветилась на зимних тестах в Малайзии. Хотя фабрика из Иваты пошла по пути Ducati, внедрив замок на моноамортизатор, первоначально он включался иначе: не манеткой-крутилкой на траверсе руля, а ключиком на раме в зоне колена.

Учитывая, что на М1 Виньялеса, Росси и Квартараро в Хересе теперь вместо ключика появился новый рычаг на левой ручке, можно предположить, что Yamaha сразу перешла к холшотке 2.0. Включать эту систему коленом в гонке на каждом разгоне было бы неудобно, в отличие от ладони, как у Ducati.

С другой стороны, Виньялес заметил, пока эта система годится только для старта:

Мы весьма хорошо начали с новым устройством. Оно лишь для старта. Я не думаю его использовать [где-то еще], потому что у нас другие проблемы.

На Repsol Honda братьев Маркесов в Хересе тоже появился рычажок на левой ручке руля. Эта система так же наверняка готова к боевому дебюту 19 июля.

Из 6 производителей лишь у КТМ нет подобного устройства.

Старт гонки MotoGP в это воскресенье обещает стать интересным. Половина пелотона или даже больше понесутся к первому повороту на «сломанных» на вид мотоциклах, у которых будет поджато или переднее, или заднее колесо.

Когда Ринс впервые заметил это устройство у Миллера на прошлом ГП Малайзии, он так и подумал:

В Малайзии я был первым, кто это увидел. И подумал: у него задний моноамортизатор сломался, или что??