Эспелета: Это нормально, что Муджелло примет Формулу-1 вместо MotoGP

Motorsport и председатель Dorna Sports Кармело Эспелета обсудили особенности перерождённого MotoGP — «коронавирусного» чемпионата с маленьким паддоком на 1 400 — 1 600 человек без зрителей и журналистов, урезанным до 13 этапов календарём. ГП Испании 19 июля наконец приведёт чемпионат в движение.

На данный момент точно известно, что хересские гонки 19 и 26 июля пройдут за закрытыми дверьми, как и гонка в Брно 9 августа. Организаторы не получили разрешения от местных властей на допуск нескольких тысяч зрителей.

С одной стороны, так можно было немного заработать на билетах и продаже вкусностей на треке. С другой, был риск взорвать бомбу замедленного действия. Подхватившие на Гран-При вирус зрители с учётом 2-недельного бессимптомного периода COVID-19 могли бы еще долго распространять заразу. Что точно не в интересах ни Андалусии, ни остальной Испании:

Херес рассматривал возможность посещения Гран-При маленьким числом зрителей, но с нашей точки зрения это была бы бомба. Представьте хождение 10 000 человек… Контроль за всеми был неосуществим. Я открыт к любому подходу, но он должен быть разумен.

Контролировать почти вдвое уменьшенный паддок намного легче. Крайне подробный 60-страничный медицинский протокол (документ вырос вдвое по сравнению с исходным вариантом) содержит всю информацию о новом укладе паддока: где жить и питаться, куда ходить, куда не ходить, и самое главное — что делать, если у кого-то обнаружат симптомы COVID-19.

MotoGP подготовился к перезапуску так, чтобы один или несколько случаев заражения в паддоке не сорвали весь Гран-При. Медицинская бригада доктора Анхеля Чарте каждого подозрительного члена паддока сразу перенаправит в больницу Хереса, в особую палату COVID. Все потенциально зараженные так же будут удаляться:

Мы ни за кем гоняться не будем, но кто будет валять дурака и подхватит инфекцию, того уберут. Если в баре увидим члена паддока, проведём тест, и если тот положителен, мы его вышлем, и всех тех, кого он мог заразить. Для этого воспользуемся приложением с геолокацией.

Но я еще скажу вот что: я сильно доверяю людям, думаю, все кто работает в чемпионате, в курсе серьёзности вопроса. Мы выходим из положения, когда были сомнения, сумеем ли мы выходить на улицу. Знаю, трудно побывать в Хересе и не перекусить где-нибудь рядом с треком, но либо так, либо никакого Хереса.

Команды премьер-класса провели 8 месяцев без гонок (с ГП Валенсии), Мото2 и Мото3 — 4,5 месяца (с ГП Катара). Однако маленьким командам двух младших категорий пришлось труднее, ведь они лишены заводской поддержки и/или крупных спонсоров, как это принято в MotoGP. Без гонок иссяк и финансовый поток.

Апрель, май и июнь все команды протянули благодаря безвозвратным авансам Dorna через командный союз IRTA. С июля коллективы снова могут рассчитывать на гонки, а значит и на спонсорские вливания, вдобавок к традиционным платежам Dorna за аренду мотоциклов:

Уверен, экономический фактор не должен служить оправданием, потому что если всё пройдёт хорошо, мы проведём минимум 13 Гран-При, и «Дорна» заплатит им что причитается, без урезаний.

13-этапный сезон может увеличиться до 16 за счёт заокеанских гонок. Чего в 2020 году точно не будет, так это ГП Америк — 8 июля он официально выбыл из календаря. До 31 июля Эспелета сообщит командам, что станет с остальным этапами без дат — Аргентиной, Таиландом и Малайзией.

Обязательные условия для выездных гонок — открытые государственные границы и разрешение на массовые мероприятия. Если за 3,5 — 4 месяца до события такой гарантии Dorna от спортивных властей не получит, остальные 3 далёкие гонки тоже могут попасть под нож:

Ну, сейчас не могу сказать, потому что до установленного нами крайсрока больше 20 дней, чтобы решиться. Если б он истекал сейчас, я был бы вынужден сказать: вне Европы гонять не будем. То есть растягиваем крайсроки до предела.

Было бы нечестно еще дальше оттягивать неизвестность. Максимум будет 16 Гран-При, потому что у нас обязательство перед командами: дальше 13 декабря дело не зайдёт.

Автомотодром Муджелло, так же известный как личный испытательный полигон Ferrari, с 1976 года был одной из изюминок календаря MotoGP. На свете мало других таких быстрых и живописных треков, как Муджелло. Увы, в 2020-м его тоже съел коронавирус. ГП Италии намечался на 31 мая, теперь убран на 2021 год.

Потеря MotoGP стала находкой для Формулы-1. В ближайшие дни ожидается объявление формульной гонки в Муджелло 13 сентября, вслед за Спа-Франкоршам и Монцей.

Тосканское кольцо не смогло зацепиться за MotoGP, в отличие от Мизано у побережья Адриатики, которое примет двойной ГП 13 и 20 сентября. Организатор санмаринских гонок заручился поддержкой местных властей Римини и Эмилии-Романьи, чтобы поделить расходы. Без выручки от билетов Муджелло этап MotoGP просто не потянул бы.

Зато Ferrari готова сама заплатить за привоз Формулы-1 себе на задний двор. Это и предопределило уникальную рокировку 2 чемпионатов в Муджелло:

Нормально, что вот так. Мы поговорили с треком и нам сказали, что положение деликатное. У Муджелло нет той большой поддержки, как у Сан-Марино, чтобы провести Гран-При MotoGP.

Как я понимаю, Ф-1 едет туда по разным причинам. Во-первых, потому что для Ferrari это уникальный случай — гонка на своём кольце. И во-вторых, потому что она совпадёт с её 1000-м Гран-При.

Я уже говорил с Ferrari, потому что их немного смущало, что мы туда не поедем, и я сказал, что никаких проблем. Мы полностью понимаем положение.

Чемпион Формулы-1 Льюис Хэмилтон как единственный чернокожий пилот в истории этой серии горячо поддерживает Black Lives Matters — антирасистское движение, которое вспыхнуло в США после происшествия 25 мая. Тогда погиб задержанный афроамериканец Джордж Флойд по вине белокожего полицейского Дерека Шовина.

Внутри Формулы-1 возникло своё движение «Окончим расизм». На открывающем ГП Австрии 5 июля все 20 гонщиков одели футболки End Racism, 14 из них, включая Хэмилтона, перед заездом встали на колено в знак солидарности с движением.

Именно в таком виде MotoGP поддерживать Формулу-1 не собирается, намекнул Эспелета. В Гран-При нет расистов, и вместе с тем представлены гонщики со всего света — Японии, Южной Африки, Малайзии, Великобритании, континентальной Европы, США, Южной Америки, и т.д. Правда, чернокожие мотогонщики вовсе отсутствуют:

Быть против расизма — это не просто быть против тех, кто нападает на афро-американцев. У нас такой проблемы нет, потому что у нас тут гоняют почти все расы. Очевидно, мы против любого типа расизма, и мы раньше много раз об этом говорили.